ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Юмагузинское открыто!
-Это достойный подарок республике к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в с...

В гостях - соседи
Уфу посетила представительная делегация из Челябинской области - в столицу приез...

Праздник – в работе
Во второе воскресенье августа традиционно отмечается День строителя. С начала го...

Наши в Оренбурге
В Оренбурге прошли Дни Республики Башкорто-стан с участием официальной делегации...

Детям - школы, взрослым - педсовет
10 августа в селе Мраково Кугарчинского района пройдет главное педагогическое соб...

Каникулы - просто «супер»
В этом году из бюджета Уфы выделено значительно больше средств на отдых детей - 24 м...

Медовая деревня
Администрация Уфы объявила конкурс среди районов республики, в ходе которого буд...

Победители «Единой России»
На берегу озера Упкан, что в Нуримановском районе, прошла первая летняя спартакиа...

Покоряют Сицилию
Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова от...

Операция «Пена»
Башвоенкомат совместно с клубом "Правда" устроили беспрецедентную акцию - open air по...

Охранная грамота детства
Творческие работы двух учениц педагога Зилаирской средней школы Натальи Максимо...

На джазовой волне
Несмотря на опасения столичных меломанов, Уфимский джаз-клуб не закрылся на лето ...

Кулямасы в мегаполисе
Киностудия «Башкортостан» в кинотеатре «Родина» подготовила презентацию двух му...

Летом в галерее
Чем порадуют уфимские галереи в августе? В галерее «Мирас» гостеприимно встретят ...

"Экологический ящик"
Теперь все, кому небезразлична судьба природы родного края, могут обратиться в ре...

Инженерный поединок
В ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» прошла III Всер...




     №8 (69)
     август 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"

Инвестиции в будущее


Школьные университеты
В наибольшей степени влияние нацпроекта ощутили на первой ступени образовательной лестницы - тысячи лучших российских школ, гимназий и лицеев получили гранты в размере одного миллиона рублей. Критерием отбора стал мониторинг качества обучения на протяжении последних 3-х лет, индивидуальная программа развития, эффективность воспитательной работы, создание надлежащих условий для обучения и т.д. Как и следовало ожидать, больше всего денег собрали школы Москвы (114), на втором месте оказался Краснодарский край, где инновационными были признаны 112 общеобразовательных учреждений. Башкортостан, получив в 2006 году 109 грантов, занял третье место в стране.
Столь высокий результат во многом был связан с тем, что многие из республиканских и особенно уфимских школ разрабатывали инновационные программы ещё до официального старта нацпроекта. Не менее важной причиной успеха стало тесное сотрудничество с вузами, позволившее перевести учебный процесс на качественно новый уровень. Так, уфимская общеобразовательная школа № 83 одной из первых в стране сделала шаг к непрерывной цепочке обучения, наладив тесный контакт с Нефтяным университетом. В 17 лицейских классах, в параллелях с 5-го по 11-й, обучается почти 500 человек - этих детей университет считает своими. Сегодня "Классы УГНТУ" есть в составе пяти столичных школ: №№ 93, 98, 114, 124 и 155. В Советском районе многолетнюю практику непрерывного профильного образования по схеме "Школа-колледж-вуз" имеет общеобразовательная школа № 44. Успешное сотрудничество с Уфимским финансово-экономическим колледжем и экономическими факультетами ведущих республиканских вузов получило высокую оценку на федеральном уровне. Академией творческой педагогики Российской академии образования и Минобрнауки РФ инновационному учебному заведению было присвоено звание "Академическая школа".
В глобальной паутине
Долгое время развитие инновационных программ в российских школах сдерживало отсутствие двух важных компонентов - современных компьютерных классов и доступа в интернет. Неудивительно, что рассчитанная на два года программа всеобщей компьютеризации и интернетизации системы школьного образования стала одним из основных направлений реализации нацпроекта. В республике этот процесс идёт с опережением графика - в школах используется более 15 тысяч комплектов компьютерного оборудования. За два года доступ к электронным образовательным ресурсам получат 2555 республиканских учебных заведений, а все школы Уфы были подключены к интернету ещё в прошлом году. В Октябрьском районе доступ к глобальной сети имеют даже детсады, а в школе № 155 проходит проверку практика ведения электронных дневников.
Правда, наличие интернета далеко не всегда означает его правильное использование в учебных целях. Как показала проверка использования информационных технологий в общеобразовательных учреждениях, проведенная Контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, в этом направлении предстоит ещё очень серьезная работа. В одном из престижных столичных лицеев при наличии специализированного компьютерного класса выход в интернет был лишь на одном компьютере, почему-то стоявшем в лаборантской. Есть и другой пример. Общеобразовательная школа № 126 в Кировском районе не получала грантов и не имеет мощных современных компьютеров, но учебный процесс с использованием возможностей информационной сети там организован просто образцово. То же самое можно сказать и о школьной библиотеке. Вообще, вопрос использования информационных технологий актуален не только для Уфы. По оценкам специалистов, правильное использование интернета в учебных целях налажено лишь в 50% российских школ.
Кадры решают всё
Наиболее острой проблемой отечественной системы образования остаётся низкая зарплата учителей. Работая на две ставки по 36 или 42 учебных часа в неделю, преподаватель школы может заработать по 6-8 тысяч рублей. Дополнительный доход приносят факультативы, но их дают не всем, а только опытным специалистам, имеющим результаты по подготовке детей к олимпиадам. Но даже работая по максимуму, школьный учитель получает не больше 60% зарплаты в промышленности. Страна так и не подошла к тому заветному рубежу, на котором сравняются доходы производственников и работников системы образования. Даже после введения в рамках нацпроекта тысячерублёвой надбавки за классное руководство средняя зарплата учителей не превышает 5,5 тысяч рублей в месяц. В ещё более сложном положении оказываются выпускники пединститутов, которые, придя на работу в школу, получают всего по две с половиной тысячи рублей.
- Кадровый вопрос сегодня действительно стоит достаточно остро, - говорит начальник Управления образования администрации Уфы Азамат Сайфуллин. - 16% преподавателей уфимских школ - пенсионеры. По республике этот показатель находится на уровне 9%. Тем не менее, я не могу сказать, что это плохо. Всё-таки в образовании должна быть прослойка высококлассных специалистов с большим опытом работы. На мой взгляд, именно пенсионеры составляют золотой фонд современной школы. Что касается молодых учителей, то думаю, ни для кого не секрет, что более половины выпускников педагогических вузов идут работать не по специальности. Однако говорить о полной невостребованности профессии учителя всё же нельзя. У меня нет точных данных, но я с уверенностью могу сказать, что большинство молодежи, которая в этом году пришла на работу в систему школьного образования, у нас всё же осталось.
Поднять престиж профессии педагога может намеченный в рамках нацпроекта переход к отраслевой системе оплаты труда, при котором доходы учителей, как ожидается, возрастут в 2-2,5 раза. Зарплата будет рассчитываться индивидуально для каждого педагога в зависимости от количества обучаемых детей, результатов и качества преподавания, мнения родителей и коллег. Для объективности начислений все расчеты будут производиться по специальным формулам и методикам, разработку которых в настоящее время ведут специалисты Министерства образования РФ.

Экономика
высшей школы
В сфере высшего и среднеспециального образования единственной формой материальной поддержки в рамках нацпроекта является ежегодный конкурс, победители которого получают федеральные гранты в размере от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей. Проблема в том, что поддержка такого рода носит ограниченный и выборочный характер. В этом году в конкурсе участвовало 267 высших учебных заведений страны, из которых в финал смогло пробиться лишь 40.
Четыре уфимских вуза попытались взять грант ещё в прошлом году. Но их коллективная попытка не увенчалась успехом. В 2007 число участников возросло до 6. И вот весной этого года удача улыбнулась УГАТУ - за программу развития информационных технологий университет выиграл грант в 600 миллионов рублей. Ещё 200 миллионов по программе софинансирования вуз должен изыскать из собственных внебюджетных средств. Кстати, именно последнее условие конкурса вызывает больше всего споров и недовольства в университетских кругах. Если крупный технический вуз, готовящий востребованных специалистов, ещё может найти лишние деньги, то государственным гуманитарным вузам, имеющим скромный бюджет, даже при наличии хороших научно-исследовательских программ очень сложно рассчитывать на победу. Основным препятствием является даже не сложность конкурсных программ, а очень жёсткие условия софинансирования. Получая от государства 600 миллионов, вуз должен найти 200 своих. Где взять такие деньги тому же Пединституту, если его годовой бюджет не превышает 120 миллионов рублей? За бортом нацпроекта остаются практически все гуманитарные и педагогические вузы, не способные привлечь серьёзные внебюджетные средства за счёт создания дополнительных коммерческих мест. А ведь без их поддержки сложно подготовить квалифицированных преподавателей, что ставит под сомнение саму идею инновационных школ.

Перспективы
В отличие от других нацпроектов, распланированных на несколько лет вперед, основные аспекты "Образования" определены лишь на период до 2008 года. Не исключено, что в дальнейшем под его эгидой появятся новые направления типа поддержки комплексных проектов модернизации образования, программы развития дошкольного образования или жизнеустройства детей-сирот, которые, возможно, уже не будут входить в состав нацпроекта, а финансирование пойдёт из альтернативных источников. В целом, большинство экспертов сегодня склоняется к тому, что сам нацпроект изначально был задуман как программа инициации регионов, и в дальнейшем основные шаги по модернизации системы образования будут делаться на местах за счёт средств республик и муниципалитетов. Поддержку классных руководителей можно расценить как один из шагов к переходу к отраслевой системе оплаты труда, финансирование которой пойдёт за счёт местных бюджетов - без привлечения федеральных средств. Впрочем, Башкирия уже сейчас несёт на себе большую часть расходов по нацпроекту, и в отношении нашего региона его правильнее было бы назвать не федеральным, а республиканским. В прошлом году из федерального бюджета на развитие региональной системы образования в разных видах было передано 600 с лишним миллионов рублей, республика же вложила 1 миллиард 700 миллионов. Сюда следует добавить и инициативы администрации Уфы по поддержке лучших учителей родных и государственных языков, талантливой молодёжи, инновационных образовательных учреждений, финансирование которых идет из городского бюджета. А ведь большую часть собираемых налогов мы и так перечисляем в федеральный центр. Единственным утешением служит осознание того, что деньги, вложенные в развитие системы образования - беспроигрышные инвестиции в будущее страны.

В прошлом году каждая шестая школа республики в рамках нацпроекта получила новые современные кабинеты химии, физики, биологии, географии или интерактивные аппаратно-программные комплексы. На эти цели направлено 70 миллионов рублей из федерального бюджета и около 85 миллионов из бюджета республики. Башкирские сельские школы получили 178 автобусов (173 - по нацпроекту и 5 - по республиканской программе "Школьный автобус") на общую сумму свыше 96 миллионов рублей.

Космический грант
О получении грантов в рамках нацпроекта "Образование" рассказывает ректор Уфимского государственного авиационного университета Мурат Гузаиров:
- Комиссией учитывалось число студентов, квалификация преподавателей, объём выполненных научных работ и взаимодействие с промышленностью. Но определяющую роль играло мнение жюри, где в равной пропорции были представлены бизнесмены, ученые и чиновники Министерства образования. Каждый вуз должен был доказать, что именно его программа заслуживает конкретного объёма финансирования. Сначала мы хотели просить миллиард, но затем остановились на 600 миллионах. Думаю, правильно сделали - запросили бы больше, могли вообще ничего не получить.
По словам Мурата Гузаирова, львиная доля выигранных вузом средств уйдёт на закупку лицензионного программного обеспечения. Также планируется приобрести мини-центр, где студенты смогут изучать технологии производства сложных деталей, обновить суперкомпьютер, некогда входивший в тройку лучших в стране, а ныне скатившийся ниже 60-го места, и приобрести оборудование для исследования нанотехнологий. Самый амбициозный проект - запуск собственного спутника, с которого можно будет производить мониторинг экологической обстановки в республике, а попутно исследовать водный бассейн страны.


Республика держит марку
По индексам образования и человеческого развития Башкортостан входит в первую десятку регионов страны. Широкое признание получил сложившийся в нашей республике программно-целевой подход к управлению отраслью. По рейтингу "региональная образовательная политика" республика занимает первое место в стране, а по качеству образования - пятое. По объемам строительства в образовании Башкортостан - абсолютный лидер в Приволжском округе и занимает третье место в РФ. Наша республика занимает ведущее место в Приволжском федеральном округе по количеству гимназий и лицеев и обучающихся в них, шестое место в стране - по количеству учреждений среднего профессионального образования.

Плата за интеллект
Уфа одной из первых среди российских городов стала поощрять наиболее способных студентов и школьников. С конца 90-х в республике сложилась система поддержки наиболее одарённых учащихся в виде президентских и именных стипендий, по которым только в прошлом году из республиканского бюджета было выплачено 5,8 миллиона рублей. Кроме того, с этого года указом Президента РБ молодые ученые получат 30 грантов по 50 тысяч рублей.
Поддержка талантливой молодежи идёт и по линии нацпроекта, хотя в абсолютных цифрах она серьёзно уступает республиканской. Рассчитывать на денежное вознаграждение в 30 и 60 тысяч рублей могут только призёры республиканских, российских и международных олимпиад. В прошлом году премии по нацпроекту получили 112 башкирских школьников и студентов - 33 по 60 и 79 по 30 тысяч рублей.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости