ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Учителя + учёные = решение
В Буздякском и Чекмагушевском районах республики состоялось традиционное респуб...

Уфа к зиме готова. Почти…
Об этом заявил глава администрации Уфы Павел Качкаев в Доме Правительства на виде...

Премия - 5000$
По инициативе молодых предпринимателей России во всех регионах стартовал конкур...

Соседи спешат на помощь
С 25 сентября в Уфе начнут проходить городские осенние ярмарки.
Горожане могут бы...


«Искусственная почка» для малышей
На базе Республиканской детской клинической больницы в Уфе открылся Центр для ле...

Чтобы лето не кончалось
24 августа в Республиканском социальном приюте для детей и подростков прошла благ...

Новые шаги «Башнефти»
ОАО АНК «Башнефть» активно развивает научно-технический потенциал своего проект...

ДОСААФ, ВВС и другие
На аэродроме Забельский (поселок
«8 Марта») прошёл праздник, на котором присутст...


Легки, как лепестки
Национальный музей Республики Башкортостан порадовал посетителей выставкой кры...

А этот кто-то - мы сами...
23 августа произошло событие, о котором мы не можем не сказать. Замечательному режи...

Мед на пробу
По традиции выставкой-продажей башкирского меда, которая состоится 4-5 сентября на...

«Дед-мопед» и его мотоциклет
Впервые в Уфе прошел Большой Уральский мото-Сабантуй (сокращённо - БУМС) - масштабн...

На свете круче нет ребят,чем из команды «Салават»
1 500 000 рублей в Фонд помощи пострадавшим от пожаров в Нижегородской и Рязанской&...

А теперь - за «Репку»
Забрав главный приз фестиваля «Голоса истории», спектакль Национального молодеж...

Ретрокалейдоскоп
630. 8 сентября 1380 года состоялась битва на Куликовом поле.
145. 14 (26) сентября 1865 г. в ...





     №9 (106)
     сентябрь 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Как вернуть в школу доброту?


-Зугура Ягануровна, вы уже работали в Правительстве, были министром образования. Что сегодня волнует и заботит?
- Еще до Министерства образования я работала в системе Высшей школы, была аспирантом, преподавателем, потом заведующей кафедрой этики, эстетики и культурологии (ЮНЕСКО), занималась проблемами философии образования и культуры, проблемами духовного воспитания и просвещения молодежи, то есть имела отношение к этим вопросам. Приход в Министерство образования был для меня продуктивным в том плане, что мои теоретические размышления об актуализации главного момента в системе образования - воспитания - нашли практический выход. Наконец-то, мы осознали, что обучение без воспитания - неполноценно. Приведу слова Дмитрия Менделеева: «Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего», потому что без воспитания, без культуры будущее нашего общества очень проблематично.
«Второе пришествие» в Правительство стало для меня очень ответственным выбором: проблем много… Древнегреческий философ Гераклит сказал: «Все течет, все меняется, невозможно войти в одну и ту же реку дважды». Мне пришлось войти дважды не то что в реку - в океан! И образование, и культура, и спорт, и молодежная политика настолько взаимосвязаны, что провести между ними резкую границу невозможно, все эти три крупных и серьезных ведомства связаны между собой и работают на формирование молодого поколения, тех граждан, которые будут обеспечивать настоящее и будущее страны.
- Раньше говорили - молодым везде у нас дорога, сейчас это, увы, не так.
- Подводные камни и рифы в образовании известны, проблемы в сфере культуры и молодежной политики - тоже. В свете социальных преобразований именно молодежь оказалась сегодня в сложной ситуации, и, по китайскому заклинанию, именно ей приходится жить в эпоху перемен. Перед молодыми людьми - очень большие возможности, широкий мировоззренческий выбор, но и много соблазнов, так называемых «ложных идолов», ориентиров, которые направляют их деятельность, жизненную энергию немного не в то русло. Взять проблему занятости: немало молодых талантливых людей даже с красными дипломами не могут найти работу. Дело же, достойное твоих интересов, надежд - это основа благополучной жизни.
- Молодость - еще и время создания семьи…
- Безусловно. И поэтому проблемы молодой семьи также выходят на первый план. Есть такая печальная статистика - сегодня более 23 тысяч молодых семей в республике ожидают улучшения жилищных условий, а есть вообще страшные цифры - в год заключается порядка 34 тысяч браков (80 процентов из них приходится на молодежные браки) и 20 процентов этих молодежных союзов распадается в течение года. В 2009 году распалось около 18 тысяч браков. Главная причина - отсутствие жилья. Мы, наше поколение, жили в другом измерении, у нас был другой посыл, скажем так, «с милым рай и в шалаше». Сегодня он не срабатывает. Молодежь оказалась социально дезориентированной, она не выдерживает многих жизненных испытаний, и семьи распадаются. Это тоже проблема, которую надо решать. Время от времени появляются новые проекты и, надеюсь, наше общество, Правительство будут уделять серьезное внимание проблемам молодежи, потому что это будущее страны: это здоровые дети, это рабочие руки, это люди, которые будут работать там, где они востребованы, и получать достойную зарплату. В этой связи хочу привести слова Назыма Хикмета: «Кто такой счастливый человек? Это тот, кто рано утром спешит из своего дома на работу и с работы радостно спешит домой, к семейному очагу». Это должно быть главным постулатом в жизни молодых людей - самореализация на благо себе, близким и своему народу.
- Не волнует ли вас множество различных сект, молодежных субкультур?
- Сегодня существует огромное количество «захватчиков» молодых душ, за ними буквально  охотятся и экстремисты, и сектанты, и различные религиозные культы, задача которых - привлечь на свою сторону, отвлечь от насущных проблем. Плюс к этому - на каждом углу игровые автоматы, ночные клубы, бары, идет наплыв популярной культуры, эстетизация безобразного. И молодежь все это впитывает. А надо бы направить эту энергию в позитивное конструктивное русло, иначе страдает, прежде всего, сама молодежь. Помню эпизод, который произошел на моих глазах в общественном транспорте. В трамвай зашла стайка молодежи - речь невообразимая, кто-то не успел затушить сигарету… Молодым людям сделал замечание пожилой человек, реакция на это была бурная и негативная. Пожилой человек сказал тогда: «Эх вы, сынки, мне жалко вас. Я дожил до этого возраста, а вы доживете или нет - еще вопрос». Это очень аллегорично. Молодежь сегодня подчас сама себя губит. Причины тут разные - и объективные, и субъективные. Это и социальные условия, и неумение отнестись к себе, как к ценности. В народе говорят: «Береги честь смолоду». Я бы дополнила эту фразу - все, и прежде всего самого себя  надо беречь смолоду.
- Откуда же корни этих проблем? Может, культура человека начинается с образования, со школы?
- Нет. Все начинается с семьи, а уже потом - школа, как один из механизмов формирования культуры. Нужно развивать и направлять юного человека. Если в руках у подростка музыкальный инструмент или спортивный инвентарь, то у него нет времени на сомнительные развлечения, отравляющие душу и тело. А для этого нужно поддерживать учреждения культуры, должны работать различные кружки, музеи, библиотеки. Недавно у меня побывали представители Росохранкультуры, рассказали о своих тревогах. На территории республики 44 памятника федерального значения. Их надо охранять, беречь, на этом уникальном культурном потенциале можно и нужно воспитывать подрастающее поколение. Одна из острых проблем сегодняшнего дня - культура теряет духоформирующую функцию, а она вместе с образованием должна быть нацелена на воспитание интеллигентных, культурно образованных людей. Нужны хорошие, добрые фильмы, хорошие книги, гуманное искусство. Мы должны уже научиться проводить грань между фальшью и убожеством поп-культуры и подлинными ценностями.
- Мы на пороге нового учебного года. В школе происходит немало перемен. К примеру, какая роль отводится в системе образования автономным учебным учреждениям?
- В условиях рыночных отношений, когда есть спрос на качественное, углубленное и разнообразное удовлетворение образовательных запросов, появление автономных учебных заведений нужно только приветствовать. Они более свободны, чем государственные, в плане обращения со своими заработанными деньгами, могут предложить широкий спектр образовательных услуг, привлечь к своей деятельности квалифицированных педагогов на конкурсной основе, спонсоров. Словом, выбор возможностей гораздо больший, чем у государственных учреждений. Конечно, здесь есть и риск - больше свободы означает и больше ответственности. В республике автономных школ не так много, больше автономных детских садов. Они предлагают специфичные услуги, например, кружки фехтования, организацию балетных групп, изучение иностранных языков, это привлекательно для родителей, желающих всесторонне развить своего ребенка.
- Да, сейчас многие родители к этому стремятся. Знаю немало пап и мам, которые приводят своего ребенка в школу уже обученным и чтению, и счету. Насколько это оправдывается? Не лишняя ли это нагрузка?
 - Скептически отношусь к этому. Ребенка всему научат в школе. Такой излишней заботой родители отнимают у него детство. Приведу свой пример. Свою дочь я к школе интенсивно, как сейчас это делают, не готовила, было просто некогда (аспирантура отнимала все время), но дочь замечательно училась, закончила школу с серебряной медалью, также блестяще училась в университете. Прекрасно владеет русским, английским и башкирским языками.
Кстати, были проведены очень интересные исследования по этому поводу. Ученые выяснили, что дети, у которых с раннего возраста наблюдаются особые способности - они с трех лет читают, в пять - пишут картины и т.д., и которых целенаправленно и интенсивно развивают, подрастая, теряют свои уникальные способности. Развитие должно быть естественным процессом, главное - психологическая готовность ребенка к новому статусу - ученика.
- Но и обычные дети подчас не выдерживают стресса, который просто заложен в процесс получения знаний. Как ребенку избежать психологических травм?
- Многое зависит от личности учителя, от его объективности, корректности, он создает атмосферу в классе.
 - Но сегодняшние учителя далеко не ангелы…
 - Ангелов среди учителей, как и среди учеников, действительно, единицы. Но, нужно заметить, мы все очень разные и по своей природе, и по уровню культуры, и по человеческим качествам, и все же, если человек сознательно идет в школу, у него, думаю, есть задатки учителя. В учителя идут подвижники! Нет, я не идеализирую ситуацию, но 43-тысячная армия учителей в большинстве своем работает по призванию. Несмотря ни на что, учитель сегодня - это личность уважаемая. Перефразирую замечательную восточную мудрость: «Учительство - это святой источник, где чистота, доброта, и не его вина, что кто-то черпает из него грязным сосудом».
 - В свете происходящих перемен что ждет учителей, в частности, учителей башкирского языка?
- Их ждет повышение требований к их труду. Нужны новые методики, технологии обучения, чтобы дети шли на урок с интересом. Ведь башкирский, как и любой другой, - очень сложный для изучения язык, у него своеобразная грамматика. Изучение башкирского языка как государственного ставит цель научить общению на бытовом уровне, чтобы в конечном итоге ребенок владел разговорной речью, элементарно понимал речь соседа. Речь идет не только о башкирском языке, но и обо всех родных языках, сегодня дети в большинстве своем не говорят на родном языке - ни на улице, ни в семье, поэтому где, как не в школе, им развивать речевые навыки?
- Как вы относитесь к тому, что в школы пришел Интернет? К электронным учебникам…
 - Это новые веяния, но так весь мир живет! Интернет - большой помощник и в научной деятельности, и в учебе, и в работе. Конечно, он делает доступным все - и хорошее, и плохое, но есть и много позитивного. Введение электронных учебников тоже одобряю, это хорошее начинание наравне с другими современными технологиями, это дело будущего; правда, не стоит приветствовать бесконечное сидение ребенка за компьютером, это должно быть под строгим контролем.
- У нашего учительства - женское лицо, как вернуть в школу мужчин?
- В школах работает только 14 процентов мужчин. Причин тому много. Изначально природа разъединила нас функционально. Женщина - это воспитательница, хранительница очага, мужчина - добытчик. Зарплата учителя составляет в среднем 10 тысяч рублей, для мужчины, который должен содержать семью, это маловато, поэтому мужчины-педагоги уходят в другие сферы. Один из главных механизмов возврата мужчин в школу - достойная оплата учительского труда, а возврата доброты в школу - возврат справедливости в реальную жизнь.
- Да, проблем в школе много. Что бы вы изменили в школьном образовании в первую очередь?
- Нужно сказать, что школьное образование - довольно консервативная система, резкие изменения в ней не желательны и имеют порой не очень хорошие последствия, но в последнее время школа стала просто ареной для реформ! Они не всегда срабатывают, часто имеют противоречивую оценку. Но реформы должны быть! Мы живем в мире, который стремительно изменяется, где востребованы деятельные, активные, грамотные люди, умеющие в любой ситуации принимать адекватные решения, этому должна учить школа, из ее стен должна выходить личность, имеющая организаторское начало. Сегодня старые механизмы воспитания не работают, а новые еще не до конца выполняют свою функцию. Школа должна повернуться лицом к ученику. Мы долго жили в коллективизме, в нем человеку очень уютно, комфортно («один за всех - все за одного!»), но сейчас другой мир. В мире рыночных отношений востребована индивидуальность. С 1-го по 11 классы юный человек впитывает столько знаний, но не всегда получает, может, самое главное - нравственное, духовное развитие. В Законе об образовании сказано «Образование - это воспитание плюс обучение». Первая составляющая образования - воспитывать людей духовных, а не только интеллектуально «нагруженных». Знания должны быть пронизаны добротой! Не преломленные через доброту, они становятся не объединяющим и позитивным, а разрушительным началом. На школу приходится тот отрезок времени жизни человека, где формируются его мировоззрение, духовный мир, умение общаться, развивается характер. Все это должен заложить учитель, вместе с родителями.

Лилия Зимина








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости