ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

По следам «Европы»

После пожара в ТЦ «Европа» в работе торгово-развлекательных комплексов Уфы прои...

Кто лучший за прилавком?
В столице республики проходит конкурс «Лучший продавец-2011».
Январь был посвящён...


Отдых без кафешек
Любимое место отдыха уфимцев - парк имени Мажита Гафури - в скором времени изменит ...

И мечеть, и дом милосердия
В нашем городе будет построена ещё одна мечеть - с образовательным мусульманским ...

Наши в Берлине
Студенты Уфимского нефтяного университета стали призерами архитектурного конку...

Поклониться мощам
В храм Рождества Богородицы привезли мощи святой блаженной Варвары Скворчихинск...

Памяти отца «Скорбящей матери»
25 января на уфимском доме по адресу: улица Менделеева, 138, появилась мемориальная д...

Через 40 лет
Высокая прическа, гордая осанка, женственная легкость - именно такой мы представл...

Удачи, «Урал»!
Нынешний сезон для главной мужской волейбольной команды республики складывается...

10 медалей на двоих
Паралимпийцы Ирек Зарипов и Кирилл Михайлов снова отличились!
Десять медалей - т...


Ретрокалейдоскоп
160. 7 февраля (26 января ст. ст.) 1851 г. родился знаменитый книгоиздатель Иван Дмитриев...




     №2 (111)
     Февраль 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Вольнодумцы будущеи России


- Марат Арысланович, многие сейчас сетуют на то, что мы  достаточно аполитичны. Народ равнодушен к политическим проблемам, все заняты добыванием хлеба насущного. И только когда мы сталкиваемся с чиновничьим произволом, с беззаконием, с коррупцией, вспоминаем о западной демократии, приводя в качестве примера страны, в которых люди вполне успешно борются за свои права.
- Да, люди советской эпохи были политически активны, но эта активность  «внешняя». Под «политической сознательностью» понималась тогда лояльность к существующей системе. Будучи «политически активными и сознательными» большинство из нас вели самые горячие дебаты на кухне.
В результате человек, казалось бы, - реальный субъект политической жизни, просто превращался в объект манипуляции. В советские времена любой вопрос был идеологическим. Помните характеристику девушки в «Кавказской пленнице»? Студентка, комсомолка, красавица… К счастью, сейчас партийные пристрастия определяются самим человеком.
Что мы имеем сегодня? Люди вольны говорить практически все, что не противоречит закону.  Только вот выхлоп от таких правильных разговоров, увы, нулевой.
- Начиная с 90-х годов, мы стремимся к демократии. Но так ли она безупречна и пригодна для России? Такое впечатление, что  поднялся весь ил со дна, нарушен сложившийся баланс, а нового, благоприятного микроклимата создать не удалось. Живем суетно и продолжаем завидовать то Западу, то Китаю. А выработать российскую национальную идею, которая вытащила бы страну и которой бы завидовал весь мир (а не мы!),  найти так и не удалось.
- Я не разделяю позиций «почвенников» и славянофилов, ратующих за особый путь России. Как историк, считаю, что нам вовсе не надо изобретать велосипед, а следовать по примеру западных демократий.
- Как вам в этой связи предложения Никиты Михалкова? Он предлагает опираться в первую очередь на православную культуру, считая ее нашей первоосновой.
- Не думаю, что уважаемый Никита Сергеевич плохо знает историю, но то, что он сознательно забыл о большом временном отрезке, весьма странно. Принято считать, что великая Россия началась с выдающегося реформатора Петра Первого, прорубившего окно в Европу. Он заложил идеи вестернизации, которые сегодня напрямую связывают с развитием демократии. Но давайте обратимся к фактам. Концепция Москвы как Третьего Рима была сформирована в начале XVI века, когда Великое Московское княжество было русским и православным государством. Тогда это имело под собой реальную почву: конфессиональный состав населения был однородным. И когда в середине XV века Византийская империя прекратила свое существование, а Второй Рим - Константинополь - был взят турками, Московия осталась единственным независимым православным государством. Но с середины XVI века после завоевания Казанского и Астраханского ханств Россия становится поликонфессиональной страной. И чем больше она расширяла свои границы, тем более пестрым становился ее национальный состав. С тех пор на территории современной России уже много веков живут бок о бок представители трех основных этносов - славяне, тюрки, финно-угоры. Мы - полиэтническое и поликонфессиональное государство. За то время произошло заметное взаимопроникновение культур многих народов нашей страны. И вообще, я бы не говорил о «православной» или «мусульманской» культуре. Я не думаю, что православный уфимец по своей культуре ближе православному жителю Белграда, чем уфимец - мусульманину. Века совместной жизни сблизили нас вопреки всем конфессиональным различиям. Да и  десятилетия атеистического воспитания не прошли даром - сегодня у подавляющей части населения религиозность чисто внешняя. Скорее, это часть национальной идентичности. И игнорирование этой реальности и есть та самая мина, от которой мы пытаемся спастись металлоискателями, рамками и другими техническими средствами.
- Как нам избавиться от национализма и  терроризма?
Спасение - в выдержанной позиции власти, направленной на политическую и социально-экономическую модернизацию страны. Именно она обеспечит тот уровень существования человека, который не даст развернуться ксенофобии. Истина проста - сытым и свободным гражданам нечего делить друг с другом. С другой стороны, все взваливать на государство нельзя. Основы толерантности (или ее отсутствия) закладываются в семье. От этого никуда не уйдешь. И этому надо учить в школе, в колледже, в вузе. По крайней мере, так требуют новые образовательные стандарты.
- В советское время мы все были одинаково небогатыми. Но это не мешало нам жить в мире и в согласии…
- В течение десятилетий целенаправленно формировалась наднациональная общность - «советский народ».  Когда СССР распался на национальные республики, во многих из них подавляющее большинство населения было своей, «титульной» нацией. Россия по-прежнему оставалась многонациональной, но часть ее населения стали ассоциировать только с русскими, а  новой идентификации не возникло. Отсюда многие наши беды. Для России понятия гражданского общества и толерантности идентичны. Гражданское общество возможно при соблюдении ряда условий. И первое из них - наличие собственника. Стабильное демократическое общество на одну треть состоит из людей, живущих за счет доходов от своей собственности, на одну треть - за счет дополнительного дохода от нее (например, от акций) и только на одну треть - от продажи своего труда. Экономическая независимость личности априори ведет к независимости социальной и, что важнее, политической.
- Позвольте с вами не согласиться. Основу гражданского общества всегда во всем мире создавали не купцы-собственники, а вольнодумцы, носители гуманистических идей, часто не имеющие гроша в кармане…
- Вы имеете в виду первого русского вольнодумца Петра Чаадаева или  Герцена и Огарева, которые пробудили русское общество своим «Колоколом»? Или земских либералов, появившихся после отмены крепостного права? Позвольте заметить: либеральные идеи в обществе появляются только тогда, когда образовывается слой людей, в свободе нуждающихся.
- Это вы вспомнили даже не прошлый, а позапрошлый, XIX век. К сожалению, в XX веке таких мессий для России трудно назвать…
- И все-таки назову. Два человека, которых, без преувеличения, можно назвать совестью нации, имели диаметрально противоположные взгляды на устройство России. Александр Солженицын и Андрей Сахаров. В письме к вождям Советского Союза выдающийся русский писатель изложил свое видение России и ее будущего. Он считал, что самой главной опасностью для нашей страны является Китай, что Россия должна развивать свой север, а не идти в Европу. Солженицын утверждал, что тысячелетнее существование в тоталитарном режиме не помешало России встретить 20 век сильной и цветущей страной. Он был уверен, что наше государство исторически не готово к демократии и сначала надо воспитать гражданина.  А Сахаров, другой титан инакомыслия, выражал свое полное несогласие, утверждая, что права человека и ценности европейской демократии универсальны. По его мнению, только в демократической стране аутентичность русского человека может проявиться в наибольшей степени. Думается, что он и написал свою конституцию для будущего XXI века.
- А сейчас-то где они, наши просвещенные вольнодумцы? Кругом один гламур и креативные «волчата», цинично обогащающиеся под прикрытием спасения культуры  якобы под лозунгами обустройства гражданского общества.
- Я с вами не согласен. Гламур и голая нажива кажутся вездесущими из-за телевидения, где они господствуют. Просвещенных вольнодумцев там не показывают. И не потому, что их нет. А молодежь гораздо лучше, чем нас пытается убедить сериал «Школа» или бесстыжий «Дом-2». Поверьте, я тесно общаюсь с молодежной аудиторией в стенах не только нашего университета. Она верит в будущее, стремится быть и жить лучше.
- Надеюсь, вы не о псевдоактивной молодежи, которая спешит пристроиться в какую-нибудь партию, чтобы потом стричь купоны?
- Конечно, нет. Что вырастет  из такой «политически» продвинутой молодежи еще надо посмотреть. Я бы очень хотел, чтобы большинство из них оказались нравственно здоровыми.  Иначе не приходится говорить о будущем России.
- А каким мог бы оказаться самый мрачный ваш прогноз?
- Мысль материальна, и мне даже не хочется это озвучивать.
- И все же?
- Самое страшное - это развал России. Но я исторический  оптимист, и думаю, что сейчас достаточно предприимчивых в хорошем смысле этого слова, образованных молодых людей, которые связывают свое будущее с Россией и хотят на Родине приложить  свою энергию. Именно через них будет прирастать гражданское общество. Им органично присуща толерантность и чужда национальная нетерпимость.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости