ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

12 июня - главный праздник!
В июне столица республики готовится встречать праздники, ставшие традиционными: ...

Французский стиль
В рамках открывшегося 25 мая в Уфе гипермаркета французской розничной сети «Леруа ...

Культура вырастает из семьи
В Уфе прошел VIII Международный конгресс «Российская семья», учрежденный одноимен...

Вуз в Нижегородке
Уфимский филиал Российского государственного социального университета сменил «...

Водяной праздник
Впервые одномоментно в небо взметнулись мощные водяные струи, засверкали сотни м...

А ну-ка, повара!
С 6 по 8 июня в столице пройдёт городской чемпионат по кулинарии и сервису.
В конк...


Первая социальная!
По улице Рабкоров, 20 открылась первая в Уфе социальная столовая «Содействие».
Б...


К Нурееву на поклон
Наш город ждет одно из главных культурных событий года - с 8 по 16 июня в Уфе в 17-й раз...

Памяти Радика Гареева
Мемориальная доска знаменитому оперному певцу появилась в Уфе.
Радика Гареева е...


Наша мэрия - первая!..
На завершившемся в Сочи Международном турнире среди шахматных клубов парламенто...

Граффити дружбы
В Уфе прошёл конкурс рисунков граффити «Радуга дружбы», посвященный Году укрепле...

Оранжевое небо и ласковый песок
С 1 июня по 31 августа горожан ожидает пляжный сезон.
В этом году к девяти уфимским...


Ретрокалейдоскоп
340. 6 июня 1671 года на Красной площади казнён Степан Разин.
110. 4 (17) июня 1901 года импе...





     №6 (115)
     июнь 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Где эта улица, где этот дом?


1. На этом углу
На одном из сайтов неизвестный искусствовед смело утверждает, что на картине Михаила Нестерова «Домик в Уфе» изображён дом родителей художника. Впрочем, такое описание, если конечно говорить о привязке картины к местности, является и единственным. Все остальные касаются исключительно состояния природы. Да и как не восхититься нежно играющими в лучах восходящего солнца облачками, изумрудной травой и приветливо раскрытыми ставнями - словом, милой картиной патриархальной и немыслимо далёкой от нас Уфы 1884 года.
Тем, кто захочет возразить, что это не фотография, что художник мог всё и придумать, советую внимательнее почитать о передвижниках, к коим в то время безусловно причислял себя юный ученик В.Г. Перова. Так что сомнений быть не может - картина написана с натуры.
В отличие, кстати, от карандашного рисунка «Первая встреча (Конский топ)», на котором художник, разумеется, по памяти, изобразил встречу с Марией Мартыновской на Большой Успенской улице в Уфе (это следует из воспоминаний самого художника). Видимо поэтому колокольня Успенской церкви на рисунке, мягко говоря, мало похожа на реальную.
Нестеров познакомился со своей Машей летом 1883-го, а весной следующего года вновь приехал в Уфу. Приехал на пароходе - железная дорога появится лишь через четыре года. И в этот раз он не порадовал отца медалями и регалиями. Зато тем памятным летом юный художник, несмотря на сопротивление родителей, смог назвать свою Маню невестой.
Итак, майским или июньским утром 1884 года ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества вышел с этюдником на уфимскую улицу… Какую же? Своим полотном Нестеров задал загадку, на которую лет сто двадцать назад смог бы ответить любой уфимец - в нашем городе тогда жило всего-то тысяч сорок населения. Но картина была в Москве, открыток с неё не делали. Да и открыток-то в ту пору ещё не существовало. Так что загадку, хранящуюся в Третьяковской галерее, теперь должны разгадывать мы. Тем более, что Михаил Васильевич оставил для нас на своём холсте целых три или четыре подсказки.
Как выглядел дом Нестеровых на Центральной улице, известно по многочисленным фотографиям, он вовсе не похож на изображённый на картине. Но, может, всё проще: Нестеров запечатлел на картине домик Мартыновских в Старой Уфе?. Вот только в этом случае домик, стоявший на углу нынешних Кавказской и Сазонова, был бы виден на фоне достаточно высокой Усольской горы.
…У самого домика начинается поросший травой склон. Если судить по довольно глубокой тени от крыши, солнце, когда Нестеров писал сам дом, было уже в зените, т.е. на юге. Значит, улочка шла с юга на север. А ещё улочка на картине Нестерова замечательна своими, скажем так, неровностями местности, и первые приходящие в голову центральные улицы города придётся из списка «подозреваемых» исключить. Будем «искать искомое» на проложенных в 1820-е годы через овраги Спасской (Новомостовой) и Малой Ильинской (Воровского). Кроме того, обратим внимание и на то, что от домика начинается склон ещё и в сторону севера (на картине - вправо). Больше всего на изображённое на холсте место походит угол нынешних улиц Пушкина и Воровского (на последней после появления проспекта Салавата Юлаева всё же остался один дом), если мы встанем лицом к улице Пушкина.
Обратимся к сохранившимся фотографиям данного угла, благо в 1910-е годы здесь частенько фиксировал уходящую натуру Аполлоний Зирах. Но вот незадача - ничто на снимках вроде бы не напоминает картину Нестерова. Зато очень хорошо виден спускающийся одновременно и к востоку, и к северу склон.
Расследование зашло в тупик. На грани безысходности берём лупу и рассматриваем детали полотна. Дом, банька, сарай, забор по границе участка, деревья. И вдруг - замаскированное дымкой сооружение. Явно дело рук человеческих и почти наверняка это купол церкви.
Не буду утомлять перебором вариантов, скажу только, что на картине может быть изображена только Спасская церковь - у неё единственной из всех уфимских храмов колокольни расположены на заметном расстоянии от здания. А не видно их потому, что одна из колоколен скрыта за деревьями, а вторая «спряталась», должно быть, на фоне барабана церкви с куполом. В таком случае единственным вариантом улицы остаётся Малая Ильинская. Да и какая ещё может быть другая улица с таким же большим нависающим над оврагом мысом (том, на котором банька). Согласно июньской переписи 1879 года, владельцем этого земельного участка, а значит, и домика, был некто Лев Пресс. Пока никаких других следов его жизни в Уфе не обнаружено.
Сомневающихся попрошу внимательно рассмотреть снимок 1867 года - из Государственного Эрмитажа: трёхоконный домик с высокой крышей на нём есть, правда пока без парадного входа. Есть на этом снимке и не совсем понятное строение (возможно, старая уфимская тюрьма), глубокая тень от которого видна в левой части картины.
И последний вопрос: кажется, что во время создания картины Нестеров стоял явно выше уровня земли - склон-то ведь вроде бы идёт вниз. Но в том-то и дело, что склон в самом конце улицы Пушкинской - рукотворный, он появился в результате того, что при прокладке дороги по Малой Ильинской к дамбе через речку Ногайку часть ровной площадки была как бы прорезана, что очень хорошо видно и на двух снимках А. Зираха. Вот и получилось, что и на другой стороне Малой Ильинской вновь высокая площадка. Те, кто помнит историю несостоявшегося сноса дома Тушновых в конце улицы Пушкина, знают, что слева от него стоял небольшой флигель. В 1880-е он принадлежал Апполинарии Дыньковой. И эта фамилия вроде бы тоже ничем не знаменита. Если, конечно, не знать, что она вышла замуж за Владимира Хрисанфовича Тушнова. Так вот, расчёты показывают, что художник находился где-то рядом с флигелем.
Флигеля этого нет лет уж двадцать, от былой красоты Спасской церкви почти ничего не осталось, по оврагу весело снуют строительные краны, а старозаветная река Ногайка чуть ли не полностью заключена в трубу. Даже почти не изменившийся за 127 лет и всё так же поросший травой склон заботливо спрятан от глаз металлическим забором. И только холст Нестерова всё так же продолжает удивлять провинциальной патриархальностью и уютом навсегда ушедших лет.


Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости