|
РУБРИКА "ПЕРСОНА"От восточной философии - к российским темпам
- Артем Валентинович, сначала вы окончили Академию искусств как пианист, а затем - как дирижер. Что побудило вас заняться дирижированием? - Еще учась в Академии искусств, я начал работать в Оперном театре концертмейстером - и понял, что мне хотелось бы дирижировать спектаклями. Тогда главным дирижером здесь работал Валерий Игнатьевич Платонов, и я попросил его быть моим педагогом. А когда появилось отделение симфонического оперного дирижирования, я поступил туда и отучился несколько лет. Заканчивал уже у профессора Людмилина. - А почему вы начали здесь работать? - Лично мне сразу хотелось работать именно в театре. Кроме того, большая часть студентов Академии искусств стараются пораньше начать зарабатывать из-за материальных сложностей. - В вашем репертуаре около двадцати опер и балетов. Есть ли любимые? - Любимых произведений очень много, и необязательно из моего репертуара. Например, мечтаю продирижировать «Турандот» Пуччини - это сложнейшая опера, которую редко какой театр может поставить. Люблю «Самсона и Далилу» Сен-Санса, «Тангейзера» и «Лоэнгрина» Вагнера, «Саломею» и «Электру» Штрауса. Из дирижируемого, пожалуй, самое большое удовольствие получил от работы над оперой Верди «Макбет». - В ближайшее время вам предстоит «Травиата» - одна из самых популярных опер. Ей легко дирижировать? - Считается, что легко. Но именно из-за ее известности сделать достойную, качественную трактовку сложно, а опошлить - легко. Многое зависит от исполнителей. Но когда в спектакле заняты такие профессионалы, как, например, наша солистка Эльвира Фатыхова, можно быть уверенным в хорошем результате. - Все четыре запланированных премьеры - классические. А не хочется ли вам чего-нибудь более современного? - Хочется, даже очень. Но найти что-то современное, что было бы интересно нашему зрителю и соответствовало уровню труппы, не так просто. Как раз этим я сейчас и занимаюсь. - В 2003 - 2010 годах вы совмещали работу в Башкирском оперном и в Анкарской и Стамбульской государственных операх. Поделитесь впечатлениями от работы и жизни в Турции. - Там прошел довольно большой и значительный период в моей жизни - с 25 до 30 лет, и я до сих пор скучаю по этой стране. В турецких театрах другой подход к репертуару: если у нас некоторые названия могут появляться на афише по 15 лет и больше, у них предпочитают делать по пять-шесть премьер в год, затем спектакль может сохраниться на следующий год - и все, дальше его снимают. Конечно, бывает скучновато год или два работать над одним и тем же произведением, но таким образом репертуар получается обширнее, и все время есть что-то новое - для зрителя это, конечно, интереснее. Уровень музыкантов и исполнителей достаточно высок. Конечно, там совершенно другой менталитет, ритм жизни намного медленнее. Это Восток: они относятся к проблемам более философски, стараются все разрешить без конфликтов - но уж если развязывается конфликт, это серьезно! Но главенствующий настрой - получать от жизни удовольствие. Как раз перед моим отъездом был поставлен «Макбет» Верди в полусовременной трактовке. В первом действии там фигурирует целая толпа ведьм. Им сделали очень интересные костюмы со вставными неоновыми фонариками, светящимися в темноте, выразительный грим, они бегали по сцене с тесаками - в общем, настоящий шабаш! Было дано около пятнадцати спектаклей подряд - и все они прошли с аншлагом. - Расскажите о режиссерах, с которыми довелось работать. - Их было много. Вместе с итальянским режиссером Рокко мы делали оперу Пуччини «Джанни Скикки». Как и любая комическая опера, она очень сложна для постановки: певцы должны прежде всего великолепно играть. Режиссёр сам в прошлом был актером - и, видимо, хорошим, потому что, объясняя задачу певцам, сам всё здорово показывал, настолько мастерски вживаясь в образы, что работать с ним было одно удовольствие!.. Другой итальянец, Винченцо Кристосоми, поставил шикарную, с великолепными костюмами «Аиду» Верди, которую показывали на оперном фестивале в Анталии в настоящем греческом амфитеатре Аспендос, где сама атмосфера располагает к особенному восприятию музыки. Это был потрясающий спектакль! - Что бы вам хотелось изменить в работе театра? - Основная проблема на сегодня - материальное положение театра. Зарплаты нищенские, и поэтому до сих пор продолжается отток специалистов. Уезжают, кто куда может: в соседние регионы, за границу… - Как чувствуете себя на ответственном посту? - Конечно, бремя непростое, но я шел на это сознательно. Надеюсь оправдать оказанное доверие. - Что такое хороший музыкант? - Разница между профессионалом и непрофессионалом всегда очевидна, она проявляется в отношении к работе и в желании совершенствоваться. Как только оно пропадает - человек перестает быть профессионалом. - Принято мнение, что режиссер должен быть диктатором. А дирижер? - Разумный диктат должен быть. Без этого нельзя. - Вы бы посоветовали своим детям становиться музыкантами? - Провокационный вопрос. Я бы, наверное, предупредил, что это сложный путь и что в этой профессии надо быть самым лучшим - или лучше вообще этим не заниматься.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|