|
РУБРИКА "ПЕРСОНА"И мальчик перестал заикаться…
-Я как отец взрослой дочери понимаю, как важно правильно воспитать детей. От этого зависит будущее нашей страны. Интернет - это гениальное изобретение, и я даже умею им пользоваться (дочь пристыдила меня, и я научился), и в то же время Интернет гасит все возможности человека. А хочется, чтобы вы двигались, видели глаза друг друга, делились информацией из уст в уста, соревновались друг с другом… потому что самое страшное на свете - это одиночество, и современный мир порой загоняет человека в это состояние, - обратился Леонид Исаакович к юной аудитории. - У меня есть ощущение потерянности поколения, - сказал он взрослым. - Если дети получились хорошие - даже непонятно, отчего? Ведь не благодаря же Интернету и бесконечному потоку ереси из телевизора? ТВ сегодня превратилось в пошлейшее «Кривое зеркало», источник какого-то невероятного быдлизма; такое ощущение, что у людей, которые его делают, вырезали какую-то хромосому. Мы вовсе не решили сделать всех детей артистами. Столько артистов не нужно. Просто обучение актерской профессии увлекательно и похоже на игру, а на самом деле - это путешествие в себя, в результате которого человек становится талантливее. 4 года учебы в Щукинском училище были самыми счастливыми годами в моей жизни. Нам настолько все это нравилось, что мы практически жили там: если не шли занятия - репетировали, занимались пластикой, фехтованием… И главная задача ваших будущих педагогов - раскрепостить вас, внушить, что вы самые красивые и талантливые. Застенчивость возникает тогда, когда человек понимает, что у него что-то выходит не так, как у других… и вместе того, чтобы превозмочь себя, он замыкается, и это потом влияет на всю его жизнь: на то, как он общается с другими, как не доверяет себе… Как только ты думаешь, что чего-то не можешь - ты действительно этого никогда не сможешь. А достигать новых вершин - это и есть самое главное, самое интересное в жизни. Мы начали все это 2 года назад - в Екатеринбурге, Казани, Перми. Целый год присматривались, что получится… и, по отзывам детей и родителей, дело сдвинулось! Дети начали свободнее себя чувствовать, охотней выходить к доске, по-другому выглядеть. В одной из казанских школ мальчик даже перестал заикаться. - Расскажите еще о себе. Вы из актерской семьи? - Нет. Мой отец был военным, мама - лаборантом. А я еще в школе всегда хотел, чтобы мне дали почитать стихи, постоять под флагом… когда я был в пятом классе, в Львове появился Народный театр при клубе торговли. Там занимались взрослые люди - причем не просто ставили самодеятельные спектакли: были и уроки сценречи, сцендвижения - того, чем вам предстоит заниматься. Я пришел туда, умолял, чтобы меня взяли - и добился своего. Несмотря на то, что я так любил эту профессию и уже кое-что умел… Меня не приняли. Я вернулся во Львов и, чтобы не забрали в армию, срочно поступил в Институт радиоэлектроники. А на следующий год поехал опять - и поступил в «Щуку». Надо сказать, что не всякий хороший актер - еще и хороший педагог. А моим учителем и худруком был Юрий Васильевич Катин-Ярцев - прекрасный артист и гениальный педагог. Он играл, например, Томаса в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», а воспитал таких артистов, как Андрей Миронов, Леонид Филатов, Наталья Гундарева, Костя Райкин - всего около двух десятков звезд первой величины. - А когда вы или Константин Хабенский приедете давать мастер-класс? - Приехать не проблема. Это будет зависеть от того, как пойдут дела здесь: чем большему дети научатся, тем интереснее им будет с нами. Хочется, чтобы не только мы им что-то показали, но и они нам. Вообще я страшно не люблю, когда раскрывают секреты актерского мастерства - так же, как не люблю, когда рассказывают, как каскадеры делают трюки. Тогда пропадает сказка. Но все равно никогда ни один артист не сможет объяснить, как он играет. Можно дать навыки - но объяснить, почему один может заставить плакать и смеяться, а другой, делая то же самое, нет, - невозможно. В этом чудо профессии. И еще, я строго-настрого прошу всех детей: учите иностранный язык! Меня в школе 5 лет учили немецкому, потом в институте - французскому… а надо было учить английский! Я объездил практически весь земной шар - и, надо сказать, без английского за границей чувствуешь себя ужасно беспомощным. Я более-менее освоил его в поезде, в самолете - и какое же это наслаждение, когда можешь поговорить с человеком обо всем, о чем хочешь! Так что не жалейте на это времени. - Как вы считаете, что нужно сделать для возрождения российского кино? - Ощущение, что сегодня что-то не так, очень распространено. Но и в конце 60-х, когда я начал сниматься, было то же самое: фильмов выпускалось много, хорошими из них были 3-4 в год. Теперь снимается не 200 фильмов в год, а 600 - технологии изменились… а процент хорошего кино остался тем же. Все равно фильмы, которые остаются в памяти, делаются благодаря таланту и упорному желанию выразить себя. Такой человек рано или поздно найдет деньги. Конечно, в этом плане мы нищие по сравнению с американцами, но если бы нам сегодня дали столько денег, сколько у них - мы бы их не смогли освоить, профукали. В последние годы я уделяю большое внимание тому, что сейчас модно называть продюсерством: это когда ты выпросишь у кого-нибудь деньги, чтобы снять кино, а потом стараешься сделать так, чтобы человек не мог упрекнуть тебя, что ты выбросил деньги на ветер. Моя последняя на сегодняшний день продюсерская работа - фильм Валерия Тодоровского «Стиляги». Далее мы с Тодоровским хотим сделать хороший сериал. Еще несколько лет назад я не любил даже разговоров о сериалах, считал их искусством второго сорта. Но американцы доказали, что это не так. У них лучшие режиссеры работают в сериалах. Это новая форма общения со зрителем. Так что мы уже написали несколько серий и, если все пойдет хорошо, весной мы запустим наш сезонный сериал. - Все ли вы получили от жизни, что хотели? - Все. Мне грех жаловаться. И еще буду дополучать - благодаря друзьям, благодаря доверию, которое ко мне испытывают. Со мной люди согласны рисковать. А сам я, наверное, по натуре авантюрист. Наверное, я чего-то не сыграл. Я не сыграл Хлестакова, хотя об этой роли мечтал всю жизнь. Еще хочу сыграть короля Лира, но если не получится в ближайшие 3-4 года, то этого уже не произойдет, потому что в моем представлении король Лир не был стариком. Ему было около 40 лет - тогда все, что он делает, приобретает совершенно другой смысл. Вообще я счастливый человек. У меня хорошая семья, замечательные друзья, и вообще я удачливый. А одной ролью больше, одной меньше - это не столь важно. Главное - у меня такая работа, что хочется побыстрее заснуть, проснуться - и снова бежать туда. При этом с начала моей карьеры у меня ни разу не было отпуска. Может выпасть три-четыре свободных дня, даже 10 - это редко, когда что-то сорвалось, и тогда я куда-нибудь отправляюсь, могу вместе с Андреем Макаревичем заняться дайвингом, например… но больше я никогда не отдыхал. - А если из ребят, которые будут учиться в студии, кто-то окажется ну просто суперталантливым - вы будете его протежировать? - раздался вопрос из зала. - Я могу попросить за кого-то, но только один раз. И если в результате мой протеже не оправдает ожиданий, то будет стыдно и ему, и мне. Так что это очень большой риск, и поэтому мне делать этого не хочется. И вообще актер - это такая профессия, где сразу все видно. Я очень рад, что моя дочь не пошла в актрисы. Я боялся, что Саша изъявит такое желание… Конечно, бывает, что гены сказываются, и дети-актеры оказываются лучше отцов или по крайней мере не хуже; но те, кого вы знаете - это капля в море. А остальные становятся посредственными актерами и несчастными людьми. Александра закончила Строгановскую академию, она художник по стеклу. Видимо, возобладали мамины гены: Оксана - художник по костюмам, сотрудничает со многими московскими театрами. Например, она делала костюмы к спектаклю МХАТ «Белая гвардия». А еще она регулярно ездит в приют для бездомных собак и отвозит им полный багажник еды, хотя об этом ее никто не просит. И я, и Константин Хабенский - мы тоже помогаем этому приюту. Люди покупают собаку, потом через три дня ее выбрасывают - и не несут за это никакой ответственности, потом они сбиваются в стаи, размножаются… Мы помогаем приюту, потому что не можем спокойно на это смотреть.
Екатерина КлимовиЧ |
|
|