 |
РУБРИКА "К барьеру!"Туристский рай - за горами?
За! Искандер Усманов, доктор биологических наук, профессор, директор Института туризма и коммуникаций УГАЭС:
-Природный и культурный Урал интересен и многообразен, и интерес к нему есть. Но современный туризм - всегда результат вложения труда и денег в создание и сохранение среды, интересной и удобной для туристов. А у нас что вложено? Да почти ничего. Есть 5-6 хороших санаториев, но они интересны узкой группе людей: зачастую это немолодые, но хорошо обеспеченные люди. Остальным в наших санаториях просто скучно. Я свое 60-летие в прошлом году встретил в походе по Гималаям на высоте 4600 метров над уровнем моря. Удобные гостиницы, безопасные тропы, фантастические пейзажи, монастыри, отличная физическая нагрузка, доброжелательный сервис. Все больше людей готово весь день лезть в гору, сплавляться по рекам, кони, пещеры… Но вечером - теплый душ, удобная постель, качественный ужин и завтрак. К сожалению, из этого списка пока у нас есть только горы, реки и пещеры. Поэтому интерес есть, но едут люди в другие места - где интересно и комфортно. А за границей о нас практически не знают… В то же время рывки в развитии возможны всегда и везде. Нужны политическая воля, деньги и специалисты, которые это могут сделать грамотно. Вспомним Эмираты: в безжизненной раскаленной пустыне за несколько лет создан туристический рай, который работает без выходных и перерывов на обед. Вопрос в другом: хотим ли мы сделать такой рывок? Есть четко выраженная позиция Президента РБ Рустэма Хамитова: туризм нужен. Есть желание создавать туризм «снизу» - в среде бизнес-сообщества. Но толщу чиновников между «верхами» и «низами» пока пробить невозможно. Институтом туризма и коммуникаций УГАЭС разработана целостная картина развития этой отрасли в Башкортостане: где, что, почём, зачем - все это просчитано, опубликовано. Необходимо открытое публичное обсуждение квалифицированным экспертным сообществом и создание внятной концепции и программы развития туризма. Необходим уникальный проект центра миллионной Уфы: с моей точки зрения, проект «Пешеходная улица» - «маловато будет». В дореволюционной Уфе был центр города - Верхнеторговая площадь и прилегающие к ней улицы. А сейчас город вырос в 30 раз, а мы обсуждаем всего лишь часть одной из улиц. Проект большого самобытного городского центра трудно создать потому, что эти улицы прочно заняты административными учреждениями. Другой пример. Мы много лет предлагаем обсудить необходимость города-курорта вблизи Уфы. Такие города есть в Риге (Юрмала), в Кракове (Закопане), в Мюнхене (Гармиш-Партенкирхен). И такое возможно в Уфе: есть удобные площадки, пригодные для создания круглогодичных курортов местами в 100 километрах от столицы. Сейчас по маршрутам республики туристов возят наши студенты, многим нравится. И будущее у туризма в Башкортостане есть. Не сомневайтесь.
Против! Николай Кочнев, генеральный директор компании «Роза ветров»:
-Наша республика богата интересными природными объектами. Что касается всего остального, здесь есть над чем поработать. В районах основной проблемой является отсутствие комплексного и гибкого подхода: туробъект, средство размещения, транспортные условия, гид/экскурсовод, маршрут, сувенирная продукция и ощущения от общего колорита - все это важно. Нельзя ограничиваться выстраиванием только одной ветки маршрута - туристу надо давать право выбора места, способа размещения, инструктора. Чаще же получается следующее: есть размещение - нет объекта, есть объект - нет размещения или оно оставляет желать лучшего, до базы трудно добраться, и так далее... Туроператоры сами на местах решают эти вопросы, порой в ущерб своей прибыли. Менталитет местного населения следует менять - это однозначно. У него на сегодняшний день нет чёткого представления, что на туризме можно зарабатывать, что необходимо улучшать качество обслуживания и предлагать идеи для дальнейшего развития. У людей на местах нет профильного образования и заинтересованности. По всей республике нужно развивать дорожное сообщение и инфраструктуру (сколько чего построить - вопрос к аналитикам и маркетологам), привлекать грамотные и опытные кадры, быть открытыми для совместных проектов с соседними регионами, обмениваться опытом, проводить общероссийские фестивали. Также необходимо грамотно подходить к продвижению региона на российском рынке: создать единый информационный портал и центр, в разработке печатной продукции и стендов должны участвовать практики - туроператоры. Обобщая, можно сказать одно: в развитие этой отрасли надо вкладываться и вкладываться
Екатерина КЛИМОВИЧК барьеру!
Туристский рай - за горами?
Рисунки палеолитического человека в логове правителя подземного царства Шульгана и творчество человека мезолита в Старо-Мурадымовской пещере, загадочные горы и любимые сплавщиками бурные реки, конные и лыжные базы, разнообразные озера и санатории, методами лечения не уступающие кавказским, мусульманские святыни-мавзолеи и музей «Древняя Уфа» - все это наши богатства. Снят фильм «Золотое кольцо Башкортостана» (с вариантами на английском и немецком языках), готовится к изданию «Атлас туристических ресурсов Урала», братия туристов-любителей горячо спорит о мерах по сохранению пещер, а Министерству образования РБ предложено включить в школьную программу изучения родного края экскурсионные туры по республике. Но в то же время, как отмечено в «Программе развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года», туристские услуги на территории республики оказывают всего несколько туроператоров, «материальная база многих мест размещения туристов характеризуется высокой степенью морального и физического износа», и в целом потенциал туризма в экономике Башкортостана остается маловостребованным. Возможен ли рывок в развитии этой отрасли в ближайшее время?
За! Искандер Усманов, доктор биологических наук, профессор, директор Института туризма и коммуникаций УГАЭС:
-Природный и культурный Урал интересен и многообразен, и интерес к нему есть. Но современный туризм - всегда результат вложения труда и денег в создание и сохранение среды, интересной и удобной для туристов. А у нас что вложено? Да почти ничего. Есть 5-6 хороших санаториев, но они интересны узкой группе людей: зачастую это немолодые, но хорошо обеспеченные люди. Остальным в наших санаториях просто скучно. Я свое 60-летие в прошлом году встретил в походе по Гималаям на высоте 4600 метров над уровнем моря. Удобные гостиницы, безопасные тропы, фантастические пейзажи, монастыри, отличная физическая нагрузка, доброжелательный сервис. Все больше людей готово весь день лезть в гору, сплавляться по рекам, кони, пещеры… Но вечером - теплый душ, удобная постель, качественный ужин и завтрак. К сожалению, из этого списка пока у нас есть только горы, реки и пещеры. Поэтому интерес есть, но едут люди в другие места - где интересно и комфортно. А за границей о нас практически не знают… В то же время рывки в развитии возможны всегда и везде. Нужны политическая воля, деньги и специалисты, которые это могут сделать грамотно. Вспомним Эмираты: в безжизненной раскаленной пустыне за несколько лет создан туристический рай, который работает без выходных и перерывов на обед. Вопрос в другом: хотим ли мы сделать такой рывок? Есть четко выраженная позиция Президента РБ Рустэма Хамитова: туризм нужен. Есть желание создавать туризм «снизу» - в среде бизнес-сообщества. Но толщу чиновников между «верхами» и «низами» пока пробить невозможно. Институтом туризма и коммуникаций УГАЭС разработана целостная картина развития этой отрасли в Башкортостане: где, что, почём, зачем - все это просчитано, опубликовано. Необходимо открытое публичное обсуждение квалифицированным экспертным сообществом и создание внятной концепции и программы развития туризма. Необходим уникальный проект центра миллионной Уфы: с моей точки зрения, проект «Пешеходная улица» - «маловато будет». В дореволюционной Уфе был центр города - Верхнеторговая площадь и прилегающие к ней улицы. А сейчас город вырос в 30 раз, а мы обсуждаем всего лишь часть одной из улиц. Проект большого самобытного городского центра трудно создать потому, что эти улицы прочно заняты административными учреждениями. Другой пример. Мы много лет предлагаем обсудить необходимость города-курорта вблизи Уфы. Такие города есть в Риге (Юрмала), в Кракове (Закопане), в Мюнхене (Гармиш-Партенкирхен). И такое возможно в Уфе: есть удобные площадки, пригодные для создания круглогодичных курортов местами в 100 километрах от столицы. Сейчас по маршрутам республики туристов возят наши студенты, многим нравится. И будущее у туризма в Башкортостане есть. Не сомневайтесь.
Против! Николай Кочнев, генеральный директор компании «Роза ветров»:
-Наша республика богата интересными природными объектами. Что касается всего остального, здесь есть над чем поработать. В районах основной проблемой является отсутствие комплексного и гибкого подхода: туробъект, средство размещения, транспортные условия, гид/экскурсовод, маршрут, сувенирная продукция и ощущения от общего колорита - все это важно. Нельзя ограничиваться выстраиванием только одной ветки маршрута - туристу надо давать право выбора места, способа размещения, инструктора. Чаще же получается следующее: есть размещение - нет объекта, есть объект - нет размещения или оно оставляет желать лучшего, до базы трудно добраться, и так далее... Туроператоры сами на местах решают эти вопросы, порой в ущерб своей прибыли. Менталитет местного населения следует менять - это однозначно. У него на сегодняшний день нет чёткого представления, что на туризме можно зарабатывать, что необходимо улучшать качество обслуживания и предлагать идеи для дальнейшего развития. У людей на местах нет профильного образования и заинтересованности. По всей республике нужно развивать дорожное сообщение и инфраструктуру (сколько чего построить - вопрос к аналитикам и маркетологам), привлекать грамотные и опытные кадры, быть открытыми для совместных проектов с соседними регионами, обмениваться опытом, проводить общероссийские фестивали. Также необходимо грамотно подходить к продвижению региона на российском рынке: создать единый информационный портал и центр, в разработке печатной продукции и стендов должны участвовать практики - туроператоры. Обобщая, можно сказать одно: в развитие этой отрасли надо вкладываться и вкладываться
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
 |