ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

IT для народа
Проблемы IT-отрасли рассмотрены на заседании Общественного совета по улучшению ин...

Город ждет МДИ
В столичной администрации прошла официальная церемония подписания соглашения о ...

Паводок - не за горами
Специалисты прогнозируют, что в этом году не ожидается большого уровня воды. В пер...

Юбилей Черниковки
Орджоникидзевский район столицы отметил свое 60-летие.
Торжественная церемония ...


Работать на опережение
Профессиональный праздник отметили работники торговли, бытового обслуживания и ...

В подарок - борцовский ковер
Подростковый спортивный клуб «Атлет» в Затоне переехал в новое помещение: теперь ...

Светлые образы - в рисунках
15 апреля во всех православных храмах республики пройдут торжественные богослуже...

Баба-яга: «Щас спою!»
Ко Дню театра названы лучшие театральные работы 2011 года по рейтингу прессы.
«Луч...


Госслужащие выберут лучших
В Уфе в самом разгаре традиционные соревнования Спартакиады на Кубок городской а...

Пришла весна, придёт футбол
18 апреля возобновляются регулярные матчи первенства России по футболу второго ди...

Уфимочки рвутся в лидеры
20-й тур чемпионата России по волейболу женских команд в Высшей лиге «А» «Уфимочка-...

Ретрокалейдоскоп
770. 5 апреля 1242 года войско Александра Невского разгромило рыцарей Тевтонского орд...




     №04 (125)
     апрель 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"

Роберт Юлдашев: «Выкинь фантик, оставь душу»


-Что пророка в своем Отечестве не чтят - это явно не про вас...
- Да, наверное. (Улыбается). Знаете, на самом деле это очень важно - быть признанным у себя на родине. Есть такая древняя поговорка: «Чем быть султаном у чужого народа, лучше подметкой у своего». Для меня это звание - большая награда. Я счастлив. Просто хотелось проверить: а бывает ли так, что ты за наградой не ходишь, не бегаешь по инстанциям, а тебе ее вручают. Оказалось, бывает. Надо просто заниматься своим делом.
- Меняется ли отношение к народной музыке?
- Да, уже прослеживается такая тенденция. Народная музыка - мелодии из глубины веков, прошедшие отбор временем, ведь доходит только самое лучшее. Она несет в себе удивительный заряд. И люди, которые воспитаны на своей культуре, слушают или же воспроизводят народную музыку - не важно, пением или танцами, - с таким же уважением относятся к другим культурам. На днях был на концерте певицы Эйвор. Она стала для меня настоящим открытием. Эйвор родом из Дании, исполняла народные песни. И я еще раз на себе лично убедился, как музыка действует, если она идет от сердца. И перевод ей не нужен. Многие мужчины в зале даже прослезились. А потом говорили, что, когда Эйвор поет, Селин Дион может съездить на уик-энд. Ей есть достойная замена.
- А как принимают на Западе нашу музыку?
- Думаю, примерно так же. Уже с первых секунд воцаряется тишина, создается такое ощущение, что каждую нотку, каждый звук впитывают. Такое внимание от нашей публики получишь не всегда: все-таки сохранилось это отношение к кураю, как к осколку прошлого. Людям надо дать несколько минут, прежде чем музыка до них дойдет, начнет заводить. Тогда начинают слушать.
- А вы пробовали исполнять народные мелодии в Европе вне концертного зала, для неподготовленных слушателей?
- Да, во время гастролей было время - решили поэкспериментировать. Я просто достал курай и стал играть. Так нам за полчаса накидали очень приличную сумму: они почему-то решили, что мы нуждаемся в деньгах (улыбается). Ведь главное - играть с отдачей, от сердца. Тогда народ будет собираться. А когда просто делаешь вид, что играешь, все разбегутся.
- Говорят, что музыка у вас в крови. Ваш дед продал дом, чтобы купить патефон. Это правда?
- Правда. Кстати, и мама, и бабушка почему-то это от меня скрывали. Рассказал дядя, когда мы с ним ездили смотреть место, где стоял этот дом. Мой дед был бакенщиком, жил на берегу реки, зажигал маяк для проходящих мимо кораблей. Тогда семье пришлось переселиться в баню. Хорошо, дело было весной, и к зиме дед успел срубить новый большой дом. Он был на все руки мастер. Да, думаю, и стимул был хорошим. Когда остаешься на улице, назад хода нет, только вперед. Зато и музыка была, и новый дом.
- Есть такое убеждение, что на народных инструментах играют в основном те, кто сам родился и вырос в деревне. А вы себя кем ощущаете больше - городским или деревенским жителем?
- Скажу честно: завидую тем, кто родился на селе. К счастью или к несчастью, я-то ребенок асфальта - коренной уфимец... Но у меня была возможность каждые каникулы ездить в деревню. Там я и коров пас, и овец, и сено косил, и на коне верхом ездил. Пил кумыс и парное молоко, вдыхал запах травы, наблюдал, как пчелы собирают мед... Очень грустно, что сейчас люди теряют связь с землей, отделяются от природы. А ведь надо понимать и ценить, что земля живая, что каждая травинка, дерево, человек - все взаимосвязано. Недавно смотрел с детьми мультфильм, где животные остались без воды, так как источник пересох. И когда они рыли колодец, то, вытаскивая очередной черпак земли, говорили: «Воды нет, опять эти бриллианты и золото». А мы забываем об истинных ценностях, которые как раз и идут через народное творчество. Не понимаем того, что самое ценное - рядом. И надо уметь его беречь. От каждого из нас зависит, останется ли после нас выжженная почва, как в фильме «Кин-дза-дза», или же мы сохраним ее зеленой и цветущей.
- Такая связь с природой, наверное, лучше помогает прочувствовать народные мотивы. О чем вы думаете, когда играете на курае?
- С этим связана удивительная вещь. Сам для себя сделал открытие, когда выступал в «Ла Скала». Играя, представлял себе Уральские горы, пение птиц, нашу природу. А после концерта ко мне подошла женщина и призналась: пока она слушала музыку, ей пригрезились Альпы… Надо сказать, что публика «Ла Скала» - потомственные меломаны, на этот концерт приехали люди из разных стран - Австралии, Америки, Англии. Во время выступлений не было никаких видеопроекций и других спецэффектов - просто черный
задник и белый свет, но они сумели понять то, что я переживаю, что пытаюсь до них донести, поняли саму музыку. И в тот момент пришло осознание, что, когда человек остается наедине с музыкой и его ничто не отвлекает, он может освободиться от всего и погрузиться в свой мир - и в итоге лучше чувствовать музыку и исполнителя. Фантик (все эти шоу) не важен. Главное - сама суть.
- Вы выступали дуэтом со многими музыкантами, причем разными. Николай Носков, Пелагея, Гарик Сукачев... Насколько трудно под них подстроиться?
- Честно говоря, такие союзы возникают очень естественно, почти случайно. Например, недавно в Уфу приезжала группа «Аквариум». А Борис Гребенщиков, будучи ведущим радиопередачи, поставил в эфире нашу музыку и рассказал о выступлении на фестивале «Сотворение мира». Мы хотели его просто поблагодарить, пришли перед концертом с башкирским медом. И тут он нас узнал и сказал, что хочет, чтобы я выступил с ним. В итоге пришлось отправить водителя за костюмом, а самому хотя бы как-то подготовиться. Удалось «репетнуть» буквально пару тактов с клавишником, 30 секунд репетиции, и вот мы уже на сцене. Но все получилось. Никто в зале даже не понял, что это была импровизация... Когда музыканты на одной волне, то и их творчество созвучно. Борис Гребенщиков мне рассказал, как он видит эту песню, что чувствует, а я попытался ее нарисовать звуками, как художник красками.
- Планируете продолжить сотрудничество?
- Да, пригласили «Аквариум» выступить летом на нашем концерте-фестивале у подножья горы Торатау. Надеюсь, что все получится.
- У нас много талантливых людей, но сама культурная жизнь протекает как-то вяло, в отличие от тех же Перми и Екатеринбурга...
- Пусть остаётся, как есть. В этом спокойствии какая-то гармония. Когда в Москве в часы пик я выхожу на улицу, то становится не по себе. Толпы людей куда-то спешат. И ты понимаешь, что большая часть из них даже не представляет себе, куда и зачем... И это немного страшно. А у нас спокойно, размеренно. Есть время подумать, для чего ты пришел в этот мир...
- Никогда не расстаетесь с кураем?
- Стараюсь.
- А любимый инструмент есть?
- Да. (Роберт открывает футляр, где рядком лежат семь кураев, и достает тростниковый - казалось бы, самый невзрачный среди лакированных и гладких собратьев.) Вот он. Для меня его срезал один аксакал. Сам стебель был кривой, неказистый, неправильно засохший. Честно говоря, принял его только из уважения к старику. Ножом прорезал отверстия, попытался поиграть, но ничего не получилось... Тогда аксакал взял его у меня, погладил и что-то прошептал. И с этого вечера, даже если инструмент мне не нравился, даже если он не звучал, я постоянно на нем играл. И в какой-то момент он зазвучал. А через два месяца я уже играл на нем в «Ла Скала».
- Помните, как вы в первый раз сыграли на курае?
- Конечно. Даже помню тот момент, когда я его впервые услышал. Я был тогда в классе третьем или четвертом. У меня даже мурашки по всему телу пошли, когда курайсы Талип Латыпов стал играть. С тех пор я дул во все трубки, пока не нашел своего учителя Адигама Искужина.
- А играете на каких-нибудь других инструментах?
- Получил образование по кларнету. Барабаны, наверное, есть в крови у каждого. А когда делаю музыкальные зарисовки, то и домбру беру. Музицирую, а потом уже - к аранжировщикам.
- Постоянно экспериментируете?
- Да, вот, кстати, на днях едем в Санкт-Петербург на II Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер», где будут соревноваться 150 музыкантов из 12 стран мира. Все они творят в стиле «кроссовер» - то есть смешение жанров и направлений, без ограничений и рамок. Мы уже прошли первый этап турнира. Впереди еще два. Работаем по олимпийскому принципу: «Главное - не победа, а участие». Там феноменальное жюри, в составе которого и семикратный обладатель «Грэмми» Пол Уинтер, разработавший немало музыкальных проектов, и самый известный музыкант в Японии Ясухиро Кобаяши.


Алия АХТАРИЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости