ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На мели
Обмеление рек, отсутствие портов и изношенность флота - все эти проблемы обсуждал...

Проблемная страда
В 18 районах республики введен режим чрезвычайной ситуации по засухе, в том числе и...

Куница над дорогой
На проспекте Октября на остановке «Железнодорожная больница» светофорные столбы...

Новые рельсы и трамваи
На участке по улице Революционной обновились трамвайные пути. Вместо старых рель...

Чудо-трубы
Впервые в Уфе на улице Кирова при замене тепловых сетей на участке в 120 метров прим...

Персональная – для автобусов
С начала июля на уфимском проспекте Октября начала действовать выделенная полоса...

Мусор – не для ленивых
В столице начался эксперимент по сортировке мусора. В уфимских дворах появились н...

Опасная реклама
Республиканская прокуратура провела проверку рекламных конструкций. В результат...

Вотчина скейта
Начат сбор средств для строительства скейт-парка. Объект будет возводиться добро...

Читальный зал – на улице
На аллее перед Центральной городской библиотекой Уфы в третий раз открылась выст...

О войне расскажут куклы
Уфимские мастера-кукольники работают над созданием новой тематической экспозици...

20 лет без СССР
В Городском Дворце культуры открылась выставка «20 лет без СССР». Она уже прошла во...

Путевка в финал
В уфимском Центре уличного баскетбола «Кашкадан» прошли финальные игры регионал...

«Бежим» из офиса
Традиционные летние корпоративные игры на призы главы администрации Уфы пройдут ...

Уроки от чемпиона
В Ледовом дворце «Уфа-Арена» завершил свою работу трехдневный марафон «Школы вра...

Ретрокалейдоскоп

200. 8 (20) августа 1812 г. издан указ военного министерства «О сформировании башкирск...





     №08 (129)
     август 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"

Дыхание города


На квадратный километр крупного города ежегодно выпадает до 30 тонн различных веществ, что в 4-6 раз больше, чем в сельской местности. При этом семь последних лет решающую роль в загрязнении уфимского воздуха играет автотранспорт. В прошлом году на него пришлось 63 процента всех выбросов в атмосферу Уфы, или около 247,2 тысячи тонн вредных веществ - более полутонны на каждую транспортную единицу. 


Пробочный выхлоп
Проблема пробок актуальна для всех крупных российских городов, ведь их дорожная сеть формировалась в расчете на гораздо меньший уровень автомобилизации, который растет буквально на глазах. Только за 15 последних лет автопарк Уфы вырос почти в два раза - со 187 до 380 тысяч автомашин. По данным Минтранса РФ, средняя скорость движения в крупных городах страны в часы пик падает до недопустимых 5-10 километров в час. А количество улиц и дорог в 2-5 раз меньше, чем в сравнимых по площади мегаполисах европейских государств. Отставание развития дорожно-транспортной сети от имеющихся потребностей составляет приблизительно 20-25 лет.
Как известно, основной объем вредных веществ приходится на автомобили, стоящие в пробках или медленно ползущие по перегруженным магистралям. В так называемом «городском цикле» езды токсичность выхлопа возрастает в несколько раз. Например, концентрация угарного газа достигает пика при работе двигателя на холостом ходу. Именно в районе пробок воздух отравлен сильнее всего: помимо прочего, сказывается высокая концентрация автомобилей и слабое перемешивание воздуха из-за недостаточной скорости потока.
Для решения проблемы в Уфе была разработана программа расширения в 2010-2013 годах 28 наиболее загруженных улиц. Но сейчас она вызывает жаркие споры в связи с вырубкой деревьев, растущих вдоль проезжих частей.
Зеленый барьер
Сторонники и противники сохранения насаждений, как правило, основываются на эмоциях и даже не пытаются использовать факты и научный расчет, хотя и те, и другие кивают на экологию. Так что же лучше для экологии: сохранение насаждений или расширение городских дорог?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить реальную роль деревьев в очистке воздуха от вредных веществ. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли и содержащихся в ней вредных примесей, а лиственных - около 100 тонн. Общая площадь насаждений, растущих на улицах Уфы, составляет 280 гектаров, так что в лучшем случае деревья смогут уловить 28 тысяч тонн пыли, при том, что годовой объем автомобильных выбросов измеряется сотнями тысяч тонн. К тому же очищающая способность придорожных деревьев, растущих в экстремальных условиях с дефицитом влаги и переизбытком вредных веществ, бывает значительно снижена.
Так, на улицах Москвы у 20-25-летних лип фотосинтез примерно вдвое слабее, чем у таких же деревьев в пригородном парке. Вдоль магистралей чаще наблюдается ослабление и частичное усыхание крон деревьев как лиственных, так и хвойных пород. И если в лесу липа живет в среднем 150 лет, в городском парке - 100, то у оживленной дороги срок ее жизни составляет всего 40-50 лет. Большинство придорожных деревьев Уфы находятся на грани гибели и нуждаются в скорой замене. Шумозащитная функция насаждений также не имеет решающего значения. Высаженные между трассой и жилыми домами деревья снижают уровень шума всего на
5-10 процентов.
Таким образом, выбор между расширением дорог и сохранением стареющих деревьев вполне очевиден. Тонкий ряд зелени просто не может справиться с огромным потоком пыли и газов. За год один автомобиль может выбросить в атмосферу до килограмма свинца, для нейтрализации которого нужно не менее 10 деревьев. В пересчете на весь автопарк, Уфе необходимо не менее 4 миллионов деревьев, растущих вдоль дорог. Наличие придорожных посадок имеет скорее психологический эффект, а для реального улучшения экологии необходимо бороться с пробками. Ведь, как показала практика, после их ликвидации объем вредных выбросов, поднимаемой в воздух пыли и шума сокращается даже не на десятки процентов, а в разы. К примеру, в Москве после строительства многоуровневой развязки, связывающей Нахимовский проспект, Варшавское и Каширское шоссе, площадь прилегающих дорог, где в пробках отмечалось десятикратное превышение ПДК по вредным веществам, сократилась в 41 раз. Несмотря на возросший поток автомобилей, положительный эффект достигается благодаря работе их двигателей в режимах, при которых в воздух попадает минимально возможное количество вредных веществ.
Газ против газов
Снижению вредных выбросов от автотранспорта способствует и применение более экологичного топлива, прежде всего попутных нефтяных (пропан, бутан) или природного газа - метана. По сравнению с бензиновым правильно отрегулированный двигатель на «голубом топливе» выбрасывает в атмосферу в 5-10 раз меньше угарного газа, выброс оксидов азота снижает в 1,5-2 раза, а углеводородов - в 2-3 раза. При этом газовое оборудование приносит прямой экономический эффект: расходы на ГСМ снижаются в среднем на 40 процентов, ресурс двигателя возрастает в полтора-два раза.
Казалось бы, при таких плюсах автомобили в такой газовой стране, как Россия, должны были давно перейти на «голубое топливо», но этого не происходит. В 2011 году в республике было всего около 85 тысяч автомобилей (8 процентов автопарка), работающих на газу, из них около трети - в Уфе. В основном газ приживается в коммерческих автотранспортных предприятиях с интенсивным использованием парка - на нем ездит большинство уфимских «ПАЗиков» и «Газелей». По разным оценкам доля переоборудованного транспорта частных перевозчиков колеблется от 70 до 90 процентов. Массовый же автолюбитель продолжает использовать более токсичный бензин. В качестве основной причины можно назвать пресловутое нефтяное лобби и связанное с ним малое число газозаправочных станций. На Уфу с ее почти четырехсоттысячным парком автомобилей их всего 12, а на всю республику - около 100. Отчасти это также связано с весьма жесткими требования к размещению АГЗС, например, они должны быть на 1,5-4 километра удалены от объектов инфраструктуры, что довольно затруднительно в городских условиях.
Экономная экология
Программа перевода транспорта на газ, впервые принятая в Уфе еще в 2001 году, пока может похвастаться лишь весьма скромными результатами. Впрочем, такая ситуация характерна для городов всей страны. По уровню газификации автопарка Россия находится на одном из последних мест, в два раза уступая даже Украине. Сдвинуть вопрос с мертвой точки может Федеральный закон «Об использовании газомоторного топлива», проект которого был внесен в Госдуму в конце прошлого года. В нем впервые сделана реальная попытка прописать конкретные меры стимулирования перехода на газ. В качестве таких мер предлагается регулирование доли газа в топливном балансе для государственных и муниципальных нужд, упрощение порядка размещения АГЗС, запрет на строительство и реконструкцию заправочных станций без установки оборудования для заправки «голубым топливом», а также предоставление госгарантий и бюджетных кредитов для профильных муниципальных программ.
Свой вклад в дело снижения выбросов вне зависимости от сроков принятия закона могут внести и заинтересованные коммерческие компании. В прошлом году «Газпром трансгаз Уфа» и Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству РБ подписали резолюцию о совместных действиях в целях перевода общественного автотранспорта на наиболее безопасный природный газ - метан. По данным СМИ, компания планирует модернизировать сеть метановых АГЗС и расширить ее. Сейчас из 11 заправочных станций лишь две располагаются в Уфе. К 2014 году в столице могут появиться еще две новых заправки, а остальные реконструированы.
Пока же «Башавтотранс» использует автобусы с дизельными двигателями, правда, отвечающими стандартам «Евро-3». Но, к примеру, в Казани с прошлого года ездит первый в стране автобус «НефАЗ» со специализированным двигателем на сжатом природном газе (метане), выхлоп которого соответствует самому строгому на сегодня экологическому стандарту «Евро-5». Широкое распространение нового транспорта, как и у нас, сдерживает малое число заправочных станций, ориентированных на метан, - в столице Татарстана их всего 3.
Но эта проблема разрешима. При содействии федеральных и местных властей газовые компании и перевозчики готовы вкладываться в программу перевода парка на новое топливо - экономия позволяет относительно быстро отбить все затраты и существенно снизить расходы на эксплуатацию.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости