ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новый призыв
Своим указом президент Башкортостана Рустэм Хамитов определил новый состав прав...

Вызов социологии


В Уфе прошел Всероссийский конгресс социологов. Открыл его президент Башкорт...


Ночная Уфа
Уфа ночью засияет яркими огнями. Более чем наполовину завершена модернизация нар...

Коррекция или инклюзив

В Башкирском государственном педагогическом университете имени Акмуллы прошл...


По две школы в год

В Уфе ежегодно будут открывать по одной школе, еще в одной будет проводиться рек...


Ловушки из детства

В Уфе ликвидировано почти 1000 «ловушек для детей». К объектам, представляющим оп...


«Маска» приглашает в гости
Театр юного зрителя «Маска» открылся на улице Гагарина, 16/2 в Сипайлово, на базе Це...

Не упустить время
Управление здравоохранения администрации Уфы проводит месячник профилактики он...

Фантасмагории Тарана
В галерее «Мирас» открылась выставка уфимского художника-керамиста Михаила Тара...

На пьедестале - «кадыровцы»

В уфимском Дворце культуры «Химик» прошел праздничный вечер, посвященный 75-лет...


Шоу на льду и в фойе
Уфу посетила очередная делегация специалистов Федерации хоккея России и официал...

Ретрокалейдоскоп

175. 30 октября 1837 г. (11 ноября по н. ст.) состоялось официальное открытие первой в Ро...





     №11 (132)
     ноябрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Когда приходит бренд


Россия - лидер по росту франчайзинговых компаний. За последние три года их количество увеличилось на 98 процентов. По данным Российской ассоциации франчайзинга, в нашей стране франшизу предоставляют 495 компаний, а по соответствующим договорам работает 8615 фирм, в которых трудится больше 277 тысяч человек. Но России еще есть куда расти, к примеру, в США насчитывается 2200 компаний, сдающих в аренду свой бренд, в Корее - 2500, в Китае - 4000. Как обстоят дела в данной сфере в башкирской столице, разбирается журнал «Уфа». 


В поисках статистики
Вопрос, кстати, не праздный. В Уфе и республике статистики по франчайзерам нет, такая ситуация характерна для страны в целом. В России нет закона о франчайзинге. При заключении договоров предприниматели ориентируются на коммерческую концессию, понятие которой прописано в Гражданском кодексе. Но концессия - вещь более узкая, хотя разницу в терминах предприниматели, особенно те, кто только начинает бизнес, осознают далеко не сразу.
Владимир Сормов вот уже четвертый год продает дамское белье. Вернее, за прилавком стоит продавец, а он возит товар с оптовых баз, платит арендную плату, налоги, коммунальные платежи. А начиналось все с бренда…
- У нас с супругой возникла идея собственного бизнеса после того, как она устроилась продавцом в бутик, - вспоминает Владимир. - Мы решили открыть свою точку и купили франшизу.
Сейчас предприниматель считает, что на заключение договора их толкнули причины больше психологические, чем экономические. Начиная свое дело, предприниматель должен ответить для себя на целый ряд вопросов: чем он будет заниматься, какова концепция его бизнеса, где искать поставщиков, как продвигаться? Франчайзинг со стороны выглядит как крылышко, под которым может спрятаться юный и амбициозный предприниматель пока не раскрутится.
Не один день супруги провели у монитора, выискивая в каталоге фирм, готовых заключить договор франчайзинга, ту самую, чтобы отношения были тесными, а привязанность - взаимной. Естественно, что в бизнесе, где даже благотворительность может быть выгодной, никто просто так никому помогать не будет: за вхождение в бизнес нужно платить. В сегменте Владимира стартовые суммы были от 50 тысяч рублей плюс ежемесячные проценты с прибыли.
- Нам обещали многое, - говорит Владимир. - Во-первых, мы решили проблему с поставщиками. Фирма, с которой мы заключили договор, -оптовик из Екатеринбурга. У них можно просто закупаться, а если речь идет о франчайзинге, то он получает скидку на товар. Кроме того, нам обещали, что бренд будет раскручиваться федеральной рекламой, таким образом, магазин вскоре должен стать узнаваемым.
Реальность оказалась не столь радужной. В принципе у оптовой базы был свой сайт с каталогом продукции. На этом вся промодеятельность закончилась. Вывеску для магазина Владимир заказал за свой счет, но на нее мало кто смотрел. Бренд так и остался неизвестным. Скидки при покупке нового товара поначалу предпринимателя радовали, но со временем он понял, что их размер не так уж и велик. Внимательно перечитав договор, Владимир понял, что покупать товар у других поставщиков он не может, в таком случае предусмотрены штрафы, а если ассортимент базы кажется ему недостаточным, то это исключительно его проблемы. Хорошенько поразмыслив, ушел в свободное плавание. Изменений его покупатели особо не заметили, у магазина появилась новая вывеска и только.
- Думаю, что только выиграл от этого, - говорит предприниматель. - Сейчас я сам ориентируюсь, какой товар и где мне брать. С той базой я сохранил приятельские отношения, оттуда до сих пор приходит 60-70 процентов всей продукции, но у меня появились и возможности для маневра, если я найду товар на другой и дешевле, то куплю там, а от этого в конечном счете выигрывает покупатель.
Бренд в помощь
Случай с Владимиром довольно типичен. Он старался сэкономить и фактически ничего не получил от имени, под которым работал. И его можно понять, ведь компаний сейчас множество, просто так и не разберешься, с какими выгодно работать, с какими - нет. И цена тут не показатель.
- Законодательство не регулирует, во сколько оценивать то или иное имя, - говорит исполнительный директор Союза предпринимателей Уфы Лариса Землянова. - Наверное, это правильно, ведь бренд хоть и влияет на продажи, но является нематериальным активом, достаточно вспомнить марки, которые имеют статус культовых, например, «Apple» или те же гиганты «Coca Cola» или «Pepsi». Бывали случаи, когда франчайзер, который вложил много средств и сил в раскрутку имени, всегда стремится представлять его на более высокой позиции, чем он есть на самом деле. Тут главное - включать разум. Мне известен пример, когда в Уфу пыталась войти московская фирма, проводящая детские праздники. У них имелась собственная концепция, что они должны быть развивающими, и игры они предлагали научные. Концепция интересная и приятная, однако, цена за франшизу была полтора миллиона рублей. Если подсчитать, что с одного школьного праздника с класса можно собрать от силы 3 тысячи рублей, что каждый день утренник в школе проводить не будешь, и далеко не все учебные заведения вообще пойдут на это, то очевидно: рентабельность бизнеса сама по себе невелика, а тут еще и такой взнос. Насколько мне известно, эта фирма так в Уфу и не пришла.
Вообще, к нам франчайзинг приходит в основном в сфере торговли и общественного питания. И это неудивительно, ведь именно в данных нишах прибыль определяет массовый потребитель, а, значит, узнаваемость бренда играет лучше всего.
Далеко не все производители пойдут на то, чтобы передавать производство во франчайзинг. При такой организации производства речь идет о двух предприятиях - предоставляющем лицензию, и о том, кто ее приобретает. Юридически - это две разные фирмы. Но фирме, передающей свой бренд в пользование, необходимо также передать и технологию, раскрыть все секреты. И где гарантия того, что через несколько лет, когда срок договора истечет, предприниматель не откроет собственное аналогичное производство и из партнера не превратится в конкурента?
В каталогах франшиз есть не только открытые, но и те, что по идее есть, но никому свой бренд не передают. Называются они закрытыми. Например, компания «Вимм-Билль-Данн» в каталоге фигурирует, но пока она по таким условиям работать не согласна. Корпорация приобретает акции молокозаводов по всей стране и открывает производство своей продукции с уже имеющимися и проверенными брендами, и сохраняет все свои секреты. По аналогичному принципу работает «Макдональдс». Франчайзинг у этой корпорации стоит, кстати, дороже всех в России, в районе полумиллиона долларов. Но в нашей стране компания работает через прямое управление.
Башкирский бренд
Глядя на каталоги франшиз, видишь, что большая часть продающихся в России брендов географически находится в Москве, Петербурге или Екатеринбурге. В Уфе тех, кто начинает работать по такой системе, и вовсе можно пересчитать по пальцам. В списке обязательно будет «Пышка». Компания работает так с 2005 года, в основном такие предприятия открываются в городах республики или других регионах. Ежемесячный взнос (роялти) устанавливается в два процента от оборота. Взнос за вступление в бизнес индивидуальный, ведь четкого стандарта по торговым точкам нет, есть и совсем маленькие магазинчики в несколько квадратных метров, есть и крупные кафе. Вступивший получает все стандарты, рецептуру и обязуется ее соблюдать. Правда, не все было безоблачно. Известно, что несколько лет назад на месте привычных точек появились новые кулинарии с отличающимися иногда совсем чуть-чуть вывесками. На этот счет в официальном релизе компании говорится так: «К сожалению, нам оказалось не по пути со всеми, с кем у нас были заключены договоры концессии: с кем-то закончился срок действия договора, а кому-то было предложено убрать товарный знак. Мы не жадничаем, практически везде оставляем свои технологии - пусть работают на здоровье и во благо людей. Просим всех, а именно наших гостей, быть внимательными, мы там, где есть наш веселый и добрый поваренок в облачке (очень много сегодня лже-«Пышек» по многим городам РФ)».
Но негативный опыт не повлиял на желание компании и дальше работать по франчайзингу.
Много положительного извлекли из франчайзинга в компании «Батыр», владеющей сетью супермаркетов «Пятерочка» в Уфе и республике. Изначально они открывались в рамках договора с федеральной сетью супермаркетов. Потом он закончился, и в компании пошли на то, чтобы для части магазинов продлить такие договоры, а часть переделать под собственную сеть «Байрам».
Секрет в имени
Три года назад в Уфе открылся первый ресторан быстрого обслуживания «KFC». Появились также рестораны «IL Патио» и «Планета Суши». Франшизы на все три бренда приобретены одним предприятием.
- Мы долго выбирали, на каких заведениях остановить свой выбор, в итоге стали работать в разных направлениях: ресторан быстрого обслуживания, рестораны итальянской и японской концепции, - объясняет директор по маркетингу Осман Сулейманов. - Сеть «KFC» широко представлена по всему миру, «IL Патио» и «Планета Суши» принадлежат российской компании, но с американскими корнями. Нам были предоставлены выкладки по предполагаемым инвестициям и окупаемости бизнеса. В принципе они оправдали себя.
Сколько было заплачено за каждую из франшиз, Осман Сулейманов не озвучивает: коммерческая тайна. Однако с обеих сторон взаимодействие получилось гораздо более плотным, нежели у Сормова. Наверное, поэтому и союз оказался более крепким.
- Мы искали бренд и были готовы инвестировать определенные средства в его развитие на территории Уфы, - говорит Осман Сулейманов. - Когда заключаются договоры с известными корпорациями, к местным предприятиям предъявляются очень серьезные требования. И я понимаю владельцев, ведь самое главное для них - не уронить престиж бренда.
Регламентировалось все до мелочей, на какой улице будет стоять заведение, какой площади оно будет, прописана была форма персонала и его обучение, меню и цены. Шаг в сторону - нарушение договора со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Не сгущайте краски, - говорит Осман Сулейманов, - для бизнеса в этой стандартизации есть плюсы. Мы выбирали помещения, нам помогали с проектом, дизайном. Когда есть готовая сеть, то люди, проработавшие в ней длительное время, знают, какие основополагающие бизнес-процессы являются определяющими. Да, у нас есть регламентация маркетинговой активности, но в том ключе, чтобы она не противоречила общему вектору развития самой компании. В концептуальных ресторанах «Планета Суши» и «IL Патио» меню централизованно согласовывается. Если говорить про «KFC», то там ничего фундаментального, конечно, не внедришь. Процесс стандартизирован, и можете быть уверены в том что приезжая в Америку или Индию, в любую точку мира, где есть «KFC», все будет приготовлено по одним стандартам, в этом сила бренда «KFC», стандарт - тоже концепция. В концептуальных ресторанах японской и итальянской кухни простор для творчества есть. Если наш повар в Уфе разработает новую рецептуру блюда, то мы можем включить это блюдо в специальное меню, естественно, после централизованного согласования. 
Осман Сулейманов активно отстаивает идеи франчайзинга в системе общественного питания, утверждая, что у сетевых заведений намного больше возможностей для развития, а контроль за качеством осуществляется с двух сторон. Во-первых, заведения контролирует уфимское предприятие-франчайзи, во-вторых, проходят московские проверки помещений, соблюдения стандартов, качества блюд и закупаемой продукции.
У держателей франшиз помимо обязанностей есть и определенные права. Самое главное право - это право на эксклюзив. Такой пункт в договорах франчайзинга присутствует далеко не всегда, но для Османа Сулейманова с коллегами этот момент был определяющим: - Мы попросили внести этот пункт в договор, так как Уфа все же не такой большой город, и если аналогичными франшизами завладеет кто-то еще в нашем регионе, нам это будет не интересно, - объясняет предприниматель.
В принципе, право на эксклюзив - важный пункт франчайзинга в любой отрасли. Где-то владелец бренда готов отдать все одному франчайзи, где-то - двум-трем, но их количество, если говорить о дорогих фирмах, всегда зафиксировано в договорах. Собственно, от этого зависит и цена. У сети агентств недвижимости «Эксперт» концепция немного иная. Позиционируя себя как крупнейшее объединение риелторов, компания создает глобальную базу спроса и предложения на недвижимость по всей стране, а потому работает не только с мегаполисами, но и с небольшими населенными пунктами. В пакете этой компании имеется даже пункт, подразумевающий субфранчайзинг, когда компания-покупатель лицензии имеет возможность сама продавать право пользования брендом.
- Когда мы говорим о франчайзинге, следует понимать, что он бывает жесткий и мягкий. В случае с мировой сетью бистро - жесткий, с сетью агентств недвижимости - мягкий. В каждом случае для предпринимателя на местах есть определенные плюсы и минусы, - объясняет Лариса Землянова. - Это два разных подхода: одни хотят быть своеобразными монополистами, говорят, что «нечто» есть только у них, другие пытаются все свободные площадки заставить своим «нечто».
Как продвигать и во что оценивать это «нечто», решается по-разному. Где-то отпускная цена на товары и услуги фиксирована. А где-то - нет. Например, на страничке сети магазинов одежды «ZaraZara» в каталоге франшиз в Российской ассоциации франчайзеров указано, что наценка на продукцию в магазине может колебаться от 100 до 600 процентов. По идее, такая вилка дает возможность местному предпринимателю проводить множество акций, устраивая невероятные скидки. Другие сетевые магазины такую информацию о себе в каталоге не раскрывают, но можно только догадываться, какая изначальная цена стоит на вещи, когда она прибывает с оптовой базы в магазин, идея которого была оценена в десятки тысяч долларов. Коммерческой тайной является и стоимость продвижения товаров. Философы постмодернизма все чаще указывают, что помимо объективной реальности есть еще одна - медиа-реальность. Она создается из совокупности образов брендов, которые с позиции простой общечеловеческой жизни - просто сотрясание воздуха. В медиа-реальности образ более плотен. Он имеет конкретную стоимость, выраженную во вполне реальных материальных благах. И если в общечеловеческой жизни все точки над i могут расставить санитарные врачи, пришедшие с проверкой в то или иное заведение и обнаружившие нарушения, то в мире постмодернизма их функцию все чаще берут на себя корпорации, которые больше всего боятся потерять репутацию и стараются следить за качеством. В медиа-реальности каждое предприятие имеет свою миссию, в которой помимо экономических выкладок присутствуют и общечеловеческие пунктики, вроде того, чтобы сделать того или иного покупателя счастливее или увереннее в себе. Проводниками корпораций как раз-таки и являются предприятия-франчайзи. Проблема лишь в том, что наступление этого нового мира оплачиваем мы - простые люди, живущие обычной, еще совсем не медиа-реальной жизнью, каждый раз обедая в кафе или отправляясь в магазин, из своего вполне обычного кошелька.

Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости