 |
РУБРИКА "К барьеру!"Закон принят… Что дальше?
Прошел уже месяц после принятия Государственной думой Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». Он получил название «Закон Димы Яковлева», потому что внимание его комментаторов, сторонников и противников сконцентрировалось вокруг пункта 4, в котором содержится запрет на усыновление гражданами США наших детей-сирот. Минувший январь уже собрал первую жатву общественных реакций. Однако сегодня эмоциональность оценок идет на спад, и это дает нам возможность попытаться спокойно оценить политические, социальные и экономические перспективы. Насколько оправданным и насущным было это решение Государственной думы?
Против
Гюльнара Исмагилова, директор Центра образования «Солнечный круг»:
-Этот закон считаю неоднозначным, хотелось бы видеть более последовательную социальную политику государства относительно детей-сирот. С одной стороны, Россия провозглашается «территорией без сирот», с другой – появляется запрет на усыновление гражданами другой страны. А ведь по статистике число сирот в нашей стране сегодня в несколько раз превышает число родителей, готовых принять их в свою семью. Кроме того, острой остается проблема «вторичного сиротства», а также жестокого обращения с приемными детьми в российских семьях. По словам самого Павла Астахова, «кровавый счет не в нашу пользу». Сейчас много говорится о необходимости создания каких-то инструментов стимулирования для наших отечественных усыновителей, но денежными стимулами этой сложной проблемы не решить. Это проблема нашего российского менталитета в том числе. Здесь необходима серьезная и целостная работа по укреплению института семьи, пропаганде семейных ценностей, улучшения системы медицины, образования, соц- обеспечения. Постепенное формирование зрелого гражданского общества, ответственности и сострадания, безусловно, будет способствовать и развитию института усыновления в России. Но это не может произойти в одночасье. А пока, боюсь, что мы только отдалились от «России без сирот» и от проблем самих детей-сирот.
За
Милана Скоробогатова, уполномоченный по правам ребенка в РБ:
-Так сложилось, что заключенное в июле прошлого года российско-американское соглашение о сотрудничестве в области усыновления, не позволяло нам отслеживать судьбу российских детей, усыновленных американскими гражданами. В то же время, как в России органы опеки минимум раз в год должны проверять судьбу ребят в их новых семьях. Конечно, при гарантиях соблюдения полной анонимности. Надо сказать, такая же практика существовала и с американскими семьями. Но там она зависела исключительно от доброй воли американской стороны. Иногда они присылали нам отчеты, иногда – нет. Проблема же заключалась в том, что соглашение заключили федеральные власти, а отчетность должна была поступать от конкретного штата, а сам механизм так и не был прописан. В этом году мне удалось поучаствовать в Международном форуме по противодействию насилию и жестокости по отношению к детям, который проходил в Америке. Нашу делегацию возглавлял Павел Астахов. В рамках форума он попытался проверить один детский приют, в который по некоторым сведениям сдавали ранее усыновленных российских детей. Приют находился в одном из приграничных с Мексикой штатов. Но когда Астахов, наконец, добрался до него, там уже застали только разбросанные впопыхах игрушки и детские вещи. Самих же детей обнаружить не удалось. Вообще вопрос об усыновлении наших детей иностранцами мы начали обсуждать в республике еще в 2006 году. И еще тогда мы пришли к выводу, что международное усыновление –признание факта, что мы не знаем, что нам делать с нашими детьми. С тех пор было принято решение отдавать детей на международное усыновление преимущественно в случае необходимости длительного и дорогостоящего лечения. К примеру, за весь прошлый год в нашей республике иностранными гражданами было усыновлено лишь четыре ребенка, в то время как ранее за год происходило до 30 международных усыновлений. Кстати, в республике случаев усыновления детей американскими гражданами не было с конца нулевых годов. А вот еще цифры: в 2011 году иностранцами было усыновлено 3 500 детей россиян, из них – 176 детей-инвалидов, а российскими гражданами в тот же год было усыновлено 1075 детей-инвалидов. Поэтому мне кажется, что у этого закона есть позитивная перспектива. Ведь не зря же существует такая пословица: «Где родился, там и пригодился». Здесь у ребенка его дом, его язык, культура. В обществе должна, наконец, выработаться ответственность за своих детей.
Владимир СОЛОВЬЕВ |
|
 |