ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

300 «доходных» домов
Президент РБ Рустэм Хамитов призвал к созданию рынка социального арендного жилья...

Дворнику - в помощь
Автопарк городских коммунальщиков пополнился современными 12 погрузчиками «FORWAY WS...

В Чесноковку - по эстакаде
В Кировском районе города начато строительство транспортной развязки у села Чесн...

Вместо регистратора - инфомат
В городских поликлиниках и их филиалах появятся 280 инфоматов. С помощью этих терми...

Блин - на счастье
С 11 по 17 марта в столице пройдет Масленичная неделя.
Во всех уфимских парках зап...


Доволен покупкой
15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей.
Уфа - один из немногих городов,...


Браво, «Мирас»!
Фольклорный ансамбль песни и танца «Мирас» выступил на площади Сан-Марко во время...

Инженер с большой буквы
В Москве, в Зале инженерной славы России, подвели итоги конкурса «Инженер года-2012»...

Подарок юным боксерам
В Шакше, в двухэтажном здании по улице Гвардейской, 48/2, открылся подростковый клуб...

Мат для соперников
12-летний уфимец Динар Абелгузин из ДЮСШ № 23 одержал победу на Международном кубке...

Книжный фримаркет
Необычную акцию для книголюбов организовали в Юношеском отделе центральной горо...

Центр мира
В художественной галерее «Ижад» можно увидеть фотопейзажи, выполненные во время ...

Уфимские джазмены
Концертом «В юбилейном настроении!» отметил свое 15-летие один из самых известных ...

Случится ли чудо?
Театральная студия Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди в Фестивале ф...

Заняли весь пьедестал
На Кубке России по пара-ски (парашютно-горнолыжному двоеборью) вновь лидировали у...

Попали в список
Новый главный тренер женской сборной России Юрий Маричев назвал расширенный спис...

Эстафета успеха
В Сочи завершился пятый этап Кубка мира по шорт-треку. В составе сборной России Ба...

Показали характер
Уфимский «Урал» в начале марта проведет ответный матч полуфинала волейбольного К...

Ретрокалейдоскоп
110. 13 марта (28.02 ст. ст.) 1903 года по приказу уфимского губернатора расстреляна сходка...




     №03 (136)
     март 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Сделать красиво


Наверное, нет такой женщины, которая каждое утро придирчиво не смотрелась бы в зеркало. Крем, тональная основа, пудра, тушь, помада и вот она уже с новым лицом спешит на работу. И пусть мужчины сколько угодно иронизируют над косметичкой и ее содержимым, женщины будут краситься всегда. Что наносят на лицо наши дамы? Разбирается журнал «Уфа».
След от уфимской помады
Многие помнят торговую палатку на улице Донского, недалеко от Северного рынка, в народе именуемого «китайкой». Здесь до 2010 года можно было купить кремы, шампуни, помады по смешным ценам. Однако прайсы в данном случае вовсе не были определяющими: многие ездили за косметикой и бытовой химией именно в палатку на Донского по старой памяти: тут продавалась продукция уфимской фабрики «Чародейка».
Когда-то это предприятие было известно во всем Союзе. То, что в Уфе должна быть косметическая фабрика, решили в Министерстве пищевой промышленности СССР в 1977 году, а через три года предприятие уже заработало. В 1997-м появилось новое название «Чародейка». Продукция фабрики была уникальной. Специалисты добавляли в кремы и лосьоны башкирские травы, цветы, проводили исследования эффективности косметики и, что важно, результаты были положительными. Но в 2010 году палатку убрали, да и сама фабрика фактически перестала существовать…
В феврале этого года о «Чародейке» вновь заговорили. На выставке «Уфапромэкспо» среди прочих был представлен стенд от ООО «Апрель». Находится оно по тому же адресу, да и директор Анатолий Иванович Новгородов раньше возглавлял «Чародейку».
- «Апрель» не является правопреемником «Чародейки», - заявил он. – Да и направление у нас другое: производим шампуни, жидкое мыло, чистящие средства…
Анатолий Иванович не стал вдаваться в подробности того, что случилось с «Чародейкой». Однако все секреты раскрыты в годовых отчетах фабрики. 2006 год. «Чародейка» жива. Основные виды деятельности – промышленное производство парфюмерно-косметических изделий и бытовых моющих средств. Продукция распространяется по Уфе, республике, направляется в соседние регионы: Татарстан, Удмуртию, Челябинскую, Оренбургскую, Пермскую и Курганскую области. На предприятии работают 39 человек, средняя зарплата 4900 рублей. Производится более 400 наименований продукции. Сырье по большей части отечественное, поставки идут из
«РостХимЭкспорт» (г. Санкт-
Петербург), ООО «Юргон» (г. Воскресенск, Московская область), ООО «Казанский Торговый дом «Европласт» (г. Казань) и ООО «ПромХимТорг» (г. Москва). Обороты приличные, одного только глицерина каждый месяц предприятию нужно порядка 180 килограммов, а парфюмерного масла – 100 литров. Тогда, в 2006-м, «Чародейка» реализовала товаров на сумму 6498 тысяч рублей.
В графе – «чистая прибыль к распределению» - прочерк. 2008 год. Предприятие получает доходов на 6850 тысяч рублей, но на производство косметики приходится только 4626 тысяч. 1260 – доход по загадочной статье «товары и услуги», еще 964 – аренда помещений. На эту меру «Чародейка» пошла в связи с уменьшением объемов производства и закрытием убыточных цехов. К концу 2008 года выручка от сдачи собственных помещений в аренду составила 30 процентов от общих доходов предприятия. Но во время кризиса 2008 года сдача помещений – не панацея. Руководство «Чародейки» осознает: арендаторы тоже переживают не лучшие времена, могут закрыться или задерживать плату за помещения. Единственный шанс выжить – уделить больше внимания собственному производству, однако, оборотных средств не хватает. Расширять ассортимент фабрика не может, более того, она сокращает его, оставляя только то, что пользуется стабильным спросом: шампуни, средство для мытья посуды, жидкое мыло. Помады, блеск для губ, кремы в прошлом. В 2009 году доход от реализации косметической продукции составил 4998 тысяч рублей, за аренду удалось собрать 1482 тысячи. А убыток от продаж составил 1528 тысяч. Тогда, в 2009-м ,«Чародейка» еще боролась за жизнь. Она распродавала старое оборудование, тару, но 24 ноября 2011 года предприятие было официально ликвидировано.

Закон каждой 30-й
- «Чародейка» не могла найти рынков сбыта, - говорит Александр Лебединцев. Он – человек на косметическом рынке республики заметный, когда-то руководил фирмой «Пропосан», также канувшей в Лету. – Многим кажется, что производство косметики – бизнес сверхприбыльный. Далекие от рынка люди полагают: раз красится каждая женщина, то и сегмент бездонный. Сейчас рынок перенасыщен, но если с декоративной еще могут быть какие-то вариации, то, к примеру, новый крем вывести на рынок не так просто.
Итак, Уфа – город-миллионник, соотношение полов примерно 50 на 50. Косметикой пользуются в основном дамы трудоспособного возраста, таковых насчитывается 62,5 процента, или 311 тысяч человек. У всех разные доходы и вкусы.
- Есть женщины, которые принципиально не пользуются косметикой, кто-то предпочитает народные средства, у кого-то дома стоит один крем, и они пользуются им всей семьей в течение года, - говорит Лебединцев. – Но этот печальный факт я осознал, уже когда мы работали на уфимском рынке. Методом проб и ошибок понял, что идеальная покупательница – та, у которой на полочке есть: кремы для лица (дневной и ночной), для век, для рук, для тела, и молочко для снятия макияжа. Однако в среднем баночки крема женщине хватает месяца на три. Больше ей не надо, ведь у него есть и срок годности, и условия хранения. Также дамы покупают сразу серию, когда кремы произведены одной фирмой и, как правило, женщины пользуются одним видом, на эксперименты идут неохотно, хорошо, если каждая десятая заинтересуется новинкой. В пересчете на мегаполис в целом получается, что наша потенциальная покупательница – каждая 30-я уфимка.
Вкусы у всех разные, поэтому ассортимент весьма богат. У «Чародейки», к примеру, было несколько серий: фирменная, фруктовая, с травами. У «Пропосана» тоже – с прополисом, с морской солью. И в каждом направлении кремы разного действия, рассчитанные на разную кожу.
- В производстве действует закон – чем больше партия, тем ниже себестоимость, - объясняет Лебединцев. – Поэтому единственный шанс выжить на рынке - производить большие объемы разных косметических средств. Как вы понимаете, ориентироваться на 30 тысяч женщин с разными вкусами, выпуская несколько серий, ни одна фабрика не будет. Поэтому если хотите работать эффективно, нужно сразу ориентироваться не на свой регион, а на страну в целом.
Рынок сбыта и стал тем самым камнем преткновения. «Чародейка» не пришла в сетевые магазины, а распространялась в мелких киосках небольшими партиями. Причем, несмотря на высокое качество конкуренции с мастодонтами, не выдержала…

Случайный крем
В 1996 году Лебединцев еще не знал ничего про каждую 30-ю женщину и уверенно смотрел в будущее. Вместе с друзьями они организовали лабораторию и принимали заказы на разработку товаров бытовой химии. Заказ поступил от ветеринаров. Нужно было разработать крем для коров. Во время дойки кожа животных трескалась, они заболевали, что, естественно, сказывалось и на качестве продукции.
- Во время опытов мы взяли суперувлажняющую основу и добавили туда прополис, как обеззараживающее средство, - вспоминает Александр Лебединцев. – Приготовили партию, отдали на апробацию. Наша фирма только зарождалась и, честно скажу, мы стеснялись сразу звонить и выяснять, как там результаты, ожидали самого худшего, что нам откажут, что крем не подошел. В общем, мучились больше трех месяцев, наконец, позвонили. Нам сказали, что до коров наша продукция так и не дошла, сотрудницы предприятия, где проходила апробация, измазали весь крем на себя. Тогда мы решили заняться производством косметики…
Первые партии «Пропосана» были выпущены в 1997 году. Директором стал Лебединцев.
- Мы совершили три роковые ошибки, - утверждает он. – Раньше я искренне полагал, что, чем дешевле косметика, тем большим спросом она будет пользоваться, при соответствующем качестве, конечно. Но наши женщины! Большинство не покупает самую дешевую косметику! Это для барышень – дело принципа. Те же, кто ее все-таки берет, по большей части живут за чертой бедности. На такую категорию покупателей в косметике вообще ориентироваться бессмысленно! Если женщина выбирает, что ей купить, хлеба или крем, естественно, она сделает выбор в пользу еды, и одна банка самого дешевого крема у нее может стоять годами. В такой ценовой нише оказалась и наша продукция. Мы пытались экономить на всем и сделали еще одну ошибку – поначалу у нас была очень дешевая упаковка. Вспомните конец 90-х годов. Импорт зашкаливал. Причем, если товары, которые продавали в магазинах, еще иногда и содержали приписку «Сделано в России», то необходимых для производства сырья вещей не было вообще. Оказалось, что настоящая проблема - найти фирму, которая произвела бы баночки для крема. Гиганты вроде «Калины» или «Невской косметики» делают их сами, но мы не могли позволить себе покупать еще одну линию, нам нужно было уже выходить на рынок с реальной продукцией. Нашли выход: обратились на Витаминную фабрику. Первое время мы покупали у них баночки, в которые на предприятии аскорбинку складывают. Естественно, у нас была и фирменная печать, и состав был написан, и запечатывали баночки плотно, но женщины-то крем выбирают либо по совету подруг, либо по красоте упаковки…
Третий промах – система продаж. Поначалу мы ориентировались на сетевой маркетинг. Женщины тогда были очень увлечены каталогами, заказывали косметику через подруг, сами становились распространителями, и на предприятия таких продавцов пускали вполне охотно. У нас брали на продажу мелкооптовые партии, разносили, но… Накрутка у частных распространителей составляла 300 процентов! У нас отпускная цена баночки крема была 12 рублей, ее продавали за 36. Когда мы сменили упаковку, вынуждены были поднять цену на один рубль, и крем стали продавать уже по 40 рублей и выше. Учитывая, что наши покупательницы совсем небольшого достатка, для них эта цена оказалась слишком высокой. В экономике есть такое понятие – предел цены, это сумма, выше которой покупатель уже не будет приобретать товар. Продажи стали падать. Тогда мы решили прийти в магазины. В сетевые супермаркеты нас не пустили, все они тогда работали «от Москвы», и местному товару, чтобы пробиться, необходимо было сделать такую партию, чтобы она могла распространяться по всей стране. У нас на это не хватало мощностей. Стали отдавать продукцию в небольшие магазинчики, но и здесь столкнулись с неприятной ситуацией: когда производитель сдает товар в магазин, торговая точка его не выкупает, а берет на реализацию. С того, что продано, поставщик получает деньги, а то, что осталось невостребованным, ему возвращают. Так вот, на складах крем часто портился: зимой замерзал, а летом, оказавшись под лучами солнца, таял. Продавец не заинтересован в том, чтобы сохранить товар, ведь он-то ничего не теряет. Таким образом, к нам стали приходить возвраты неликвида, а сами продажи особо не росли.
Реализацию через сетевой маркетинг предприятие прекратило в 2001 году, два года спустя «Пропосан» пропал и из магазинчиков, а сама фирма закрылась. Сам Лебединцев сейчас занят созданием агрохолдинга и утверждает: с косметикой больше не свяжется, уж очень женская логика, да и рынок в целом непредсказуем.

«Пропосан» закрылся, однако, косметику с прополисом в республике продолжают делать. Занимается этим Центр апитерапии. Правда, предприятие не позиционирует себя как косметическая фирма, производство крема – бизнес скорее сопутствующий, а сама продукция не так часто появляется в специализированных магазинах, зато ее воодушевленно разбирают в сувенирных лавках.
Нанокурс
«Чародейка» пыталась выжить, продолжая производить косметику в лучших традициях Страны Советов, «Пропосан» сделал ставку на максимальное снижение цены. Научно-производственное предприятие «Жеспар-Биос», известное косметической серией «Плазан», стало производить продукцию класса «люкс» и не просто выжило, а вышло на мировой рынок, причем на достойных позициях – случай в российской косметической индустрии уникальный.
Все началось в 1991-м. Сократилось финансирование лаборатории медицинской биотехнологии при Институте биохимии и генетики УНЦ РАН. Ее работники активно изучали процессы старения, и уже имели наработки по применению в косметологии активных веществ, выделяемых из плаценты. Руководитель лаборатории – доктор биологических наук Александр Зимницкий вначале предлагал разработки своего коллектива российским косметическим предприятиям, но компании рассматривали предложения очень долго, и тогда было принято решение открыть собственное производство. В 1995 году на рынок вышли первые кремы «Плазан». Косметику быстро оценили потребители, появились и заказчики из Европы. В 2011 году в лабораториях «Жеспар-Биос» был разработан новый косметический бренд «NanoDerm». Для его вывода на широкий потребительский рынок была создана новая компания «НаноДерм-профи», которую инвестиционно поддержали Российская Венчурная компания и ОАО «Роснано». Но производство косметики по-прежнему расположено в Уфе, на базе «Жеспар-Биос».
«Нано» - приставка модная, но нанотехнологии – это качественный прорыв, который позволил повысить эффективность косметических средств, доставить необходимые коже активные вещества непосредственно в цитоплазму клетки. Ученые «Жеспар-Биос» стали использовать принципиально новые транспортные системы размером 1,7 нанометра, внутрь которых поместили молекулы питательных веществ. Для того, чтобы сохранить этот питательный комплекс и довести его до самой клетки, из капсул с питательными веществами создали наносому размером 50 нанометров. Она проходит через защитный слой кожи и разрушается на компоненты, размером до 2 нм., но сохраняет созданный комплекс. Эти компоненты, как космические корабли, садятся на поверхность клетки, прилипают к ее мембране. В результате особого взаимодействия с поверхностью мембраны комплекс в состоянии не просто инъецировать молекулу, а провести ее внутрь клетки.
Заложенные в капсулы компоненты стимулируют синтез собственной гиалуроновой кислоты (той самой из-за нехватки которой и возникают морщины), изнутри насыщают кожу необходимыми питательными веществами.
По идее, «НаноДерм-профи» - не первое предприятие, забирающееся в глубины кожи. На Западе нанокосметику тоже делают, но у уфимцев есть свое ноу-хау. Транспортными молекулами в зарубежных аналогах служат капсулы на основе диоксида кремния. Он вообще часто используется в косметических препаратах и красиво называется силиконом. Однако, по сути, это – песок, который в клетках не утилизируется. Наши ученые положили в основу трансдермальной системы картофельный крахмал, то есть – сахар.
Сейчас в линейке «NanoDerm» 75 позиций. Продукция бренда уже вышла на рынок ЕС. Пользуется спросом и у российских покупателей, распространяется через крупные сетевые аптеки страны. Но, как всегда, «сапожник без сапог» - косметика выпускается в Уфе, правда, до марта этого года в нашем городе приобрести ее можно было только на мелкооптовой базе, рядом с фабричными корпусами.
В принципе, торговля продукцией местных производителей активно поддерживается властями. Акция «Покупай свое, выбирай родное» смогла, казалось бы, невозможное: вывести башкирскую скоропортящуюся продукцию, например, молоко, в местные сетевые магазины. Однако производителей продуктов в регионе много, да и сама акция была рассчитана все больше на них: те, кто делает другие товары народного потребления, в условиях акции попросту не прописаны. А если говорить про косметику, то еще в 90-е во время составления статистических отчетов экономисты, описывая ситуацию с производством в городе, выделяли в отдельную нишу косметическое производство. Сейчас такой строки попросту нет.
Правда, в «Жеспар-Биос» не делают ставок на конкретные регионы, цели глобальнее. Недавно, например, договорились с японской компанией «Као» о создании совместного бренда и выводе его на мировой рынок.


Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости