|
РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Где ты, наш Гауди?
Последний Генплан Уфы был принят в 2006 году, и к специалистам давно пришло понимание, что он нуждается в корректировке. Чтобы проанализировать состояние города, наметить стратегию развития, в Главном управлении архитектуры Уфы прошел градостроительный форум UrbanБайрам. В течение недели организовывались публичные лекции, круглые столы на самые острые темы. В них приняли участие архитекторы, представители городской администрации и бизнеса, а также эксперты из других городов и стран.
Транспортный узел - Автомобиль дал человеку небывалую свободу перемещения. Однако рост автомобилизации (в Италии сейчас из 1000 человек автомобилем владеют 650, в Уфе - 320) приводит к пробкам и вообще оказывает на среду проживания сильное негативное влияние. В XX веке единственным логичным решением казалось расширять дороги и строить новые развязки, - начал с известного руководитель проекта «Транспортная оценка возможных вариантов генплана» в Перми, житель итальянского Кальяри Лука Гуала. - Но из-за этого город расползается, расстояния увеличиваются - добраться куда-то на общественном транспорте становится все труднее - и вот опять число машин увеличивается, мы снова вынуждены расширять дороги… Этот подход доведен до предела в Северной Америке. Развязки и парковки там занимают половину территории города, он превращается просто в массу отдельных богатых домов; например, по Лос-Анджелесу невозможно передвигаться без машины. В XXI веке эти проблемы стали решать по-другому. Если человек, который находится в автобусе, занимает в 40 раз меньше места, чем человек в автомобиле (это не считая места для парковки) - что эффективнее? Нужно только сделать автобусы или другой общественный транспорт достаточно удобным и для тех, кто может себе позволить автомобиль. Метробус появился в 1980-х годах в бразильском городе Куритиба, который хотел, но не мог себе позволить метро. Метробусы двигаются по полностью отделенной полосе дороги и из-за этого не стоят в пробках, они перевозят до 9000 пассажиров в час (а дорожная полоса, по которой движутся авто, – всего 2000). Еще один перспективный вид общественного транспорта – трамвай-поезд, городская электричка. Правда, он значительно дороже метробуса – но зато способен перевозить до 12000 пассажиров в час. Также он требует создания возможностей сменить этот вид транспорта на какой-то другой, потому что расстояние между остановками у него длиннее - примерно 1 километр. Сегодня все успешные города развивают общественный транспорт. «Сохранять нельзя сносить» - так назывался один из круглых столов форума. Проблема сохранения исторических зданий в центре Уфы по-прежнему является острой. - За минувший год нам удалось спасти несколько зданий, - рассказал собравшимся активист Общественного совета по сохранению памятников при администрации города Владимир Захаров. - Прежде всего это дома купцов Кузякиных по улице Цюрупы – одни из немногих сохранившихся каменных домов нашей русской губернской эклектики и дом помощника окружного судьи Россинского, а также еще два дома на бульваре Ибрагимова. Однако сохранность многих других памятников зодчества пока под вопросом. В Уфе еще осталось несколько (около 15) образцов самых старых зданий города – эпохи николаевского классицизма - например, здание мужского Духовного училища по Гоголя, 13. Многим нужна капитальная реставрация. По-прежнему неизвестно, что будет с некогда знаменитым доходным домом купца Видинеева, где уже два раза был пожар (Карла Маркса, 15), с деревянным оштукатуренным особняком полицмейстера Генриха Бухартовского (Аксакова, 48), с редчайшим кирпичным образцом губернского стиля – домом купца Сергея Сахарова (Чернышевского, 61), где долгое время находился уфимский телеграф. (Список можно продолжить). Последнее здание уже три года находится в аренде у петербургской компании; арендатор разобрал крышу и не предпринимает никаких шагов по его реставрации, здание разрушается. - Важно понять, что сохранение старинной Уфы – это не сохранение всех 600 старинных домов: половина из них – бараки, - продолжает Владимир Захаров. - Это сотые доли процента площади города, но это дома на центральных улицах – Ленина, Чернышевского, Гоголя, Аксакова, Октябрьской революции. Их надо отреставрировать, как в Тюмени, как в Томске. Если мы включим этот небольшой объем в новые комплексы, у нас сохранится историческая «челюсть» (сверкающая, конечно, тут и там вставными «золотыми зубами»), но это уже будет некое стилевое единство. Ну а если говорить о том, что эти дома мешают движению... это значит уходить в схоластику. Ведь ясно, что расширять дороги в центре дальше некуда. - Работа с культурным наследием всегда требует больших денег. Однако она очень важна для экономического роста, - заявил архитектор и специалист по экономической географии из Роттердама Рональд Волл. - В одной из моих работ я проанализировал роль исторического наследия в привлечении инвестиций, в том числе иностранных. Учитывалось множество других факторов. В результате получилось: из 100 городов, 50 из которых сохраняют свое культурное наследие, а 50 – нет, инвестиции получит именно первая половина. - Я живу и работаю в Лондоне – это город, который очень серьезно относится к своим памятникам и занимает второе место в мире по мощи своей экономики, - сообщил Питер Бишоп, почетный член Королевского института британской архитектуры. - Исторические памятники создают то, что мы называем «гением места», и это серьезный катализатор экономического развития. И когда мы стремимся встроить такие объекты в городскую ткань, это бросает вызов зашоренному мышлению и делает наши архитектурные решения гораздо более творческими. - Проблема сохранения памятников еще и в том, что у нас в республике нет специалистов, которые могут проводить их экспертизу, - заметил главный архитектор Уфы Ильдар Ибрагимов. – Она может проводиться при помощи Министерства культуры, специалистами из Саратова, Казани - это долгий путь. Второе - у памятника архитектуры должны быть охранная зона, видовое восприятие с различных точек зрения. Далее, должны быть специалисты, которые могли бы поработать экономическим и юридическим аспектом программы – и разложить все здания в этих параметрах – чтобы у города были варианты предложений для инвесторов и способы борьбы с недобросовестными арендаторами, которые не реставрируют памятники. Во время реставрации должна быть плотная работа застройщика, архитектора, реставратора. - Когда мы говорим о том, что в Уфе нет специалистов, реставраторов - да, на сегодня это так. Однако можно достаточно быстро - за 2-3 года - подготовить всех нужных экспертов. Минкультуры РФ, Российская ассоциация реставраторов предлагают все возможности по ускоренной подготовке кадров, - проинформировал собравшихся Александр Лебедев, доцент УГУЭС, член Российской ассоциации реставраторов. - Далее, федеральным законом предусмотрено такое понятие, как «памятник муниципального значения». Это дает определенные рычаги управления ситуацией, такой опыт есть в целом ряде городов. В нашем республиканском законе об охране памятников такого понятия пока нет. Кроме этого, у каждого из тех, кто прославил Уфу, была здесь своя квартира. А мемориальных музеев пока создано недостаточно. А ведь это тоже наша история… - Проблема сохранения памятников истории и культуры – это в значительной степени проблема распределения полномочий, - завершила дискуссию заместитель главного архитектора города Галина Чиглинцева. - Ими обладает Министерство культуры РБ. Но оно отвечает за памятники по всей республике. Поэтому я все же надеюсь, что у нас в администрации города тоже появится отдел по охране исторического наследия. Проекты планировок центральных кварталов выполнены, специалистам «Башкиргражданпроекта» даны предложения по сохранению объектов культурного наследия. Еще одна проблема в том, что инвесторы и застройщики стремятся выбрать с каждой территории максимальное количество квадратных метров - и историческая среда теряется. Их нужно убеждать в необходимости ее сохранения. Поиски идентичности Существующие идеи по брендингу Уфы, которые могли бы помочь сделать ее более узнаваемой в России и в мире, суммировал начальник информационно-аналитического Управления администрации города Аскар Фазлыев: - Очень эффективно было бы использовать в этих целях находку, сделанную в соседней Оренбургской области, но нашими археологами и хранящуюся у нас - знаменитые сарматские золотые олени. Нужно сделать так, чтобы гости Уфы захотели и имели возможность увидеть эти сокровища (или их точные копии). Кроме того, этот образ легко трансформируется, его можно использовать в архитектурных формах, на сувенирной продукции. Много преимуществ дает нам ландшафт. В России мало городов, где можно сесть на автобус и поехать покататься на горных лыжах, сноуборде или даже прыгнуть с трамплина. Красоту нашего города можно увидеть издалека; мы могли бы, например, на высоком берегу рядом со старинной водокачкой (это место хорошо просматривается со всех проходящих рядом с нами общероссийских магистралей - М5, М7 и Транссиба) разместить узнаваемый логотип нашего города – его башкирское написание. А у перекрестка с М5 следовало строить не жилье, а объекты отдыха, шопинга и развлечений. Также мы можем позиционировать себя как столица российского традиционного ислама: основание для этого дает указ Екатерины II от 1788 году, согласно которому в Уфе было образовано Духовное управление мусульман. Три года назад Уфа стала победителем конкурса «Самый удобный город для жизни». Этой осенью у нас наконец-то появится аквапарк, и жители Башкортостана и Оренбуржья перестанут ездить на водные аттракционы в Казань и Самару. Логичным продолжением этого может стать создание большого парка аттракционов, который бы работал круглый год. Кроме того, у нас развиты офтальмология и стоматология (москвичи даже приезжают к нам лечить зубы). В Уфе строится центр передовых технологий «Мать и дитя», центр позитронно-эмиссионной томографии. Это также должно добавить нашему городу известности. - Вам стоит задать себе вопрос: каким вы хотите видеть город через 15-20 лет? С чем он должен ассоциироваться? Какой должна быть его индустриальная база? Что покажет людям, что Уфа – это великий город, который динамично развивается? Также стоит спросить и предполагаемую целевую аудиторию – тех, кого вы хотите привлечь в город: каким они его видят? - вступил в дискуссию Хуан Карлос Беллозо, советник проекта «Бренд Барселоны». - Сначала нужно найти свою новую идентичность, свой будущий бренд, затем представить, какие процессы должны происходить в городе, чтобы прийти к желаемому будущему, а уже потом на этой основе создавать новый генплан. В конце насыщенной рабочей недели российские иностранные эксперты представили свои предложения по формированию нового лица и нового содержания нашей столицы. Чтобы деньги не пролетали мимо - Если говорить об экономике Уфы, мы поняли, что она очень конкурентоспособна. Если взять инвестиции внутри страны – Уфа на пятом месте, она сильный игрок на внутреннем рынке, - начал с приятного эксперт команды по экономике Рональд Волл. – При этом Уфа находится как раз на точке пересечения потоков инвестиций между Европой и Тихоокеанской Азией, и вы, разумеется, хотите, чтобы они не пролетали у вас над головой, а приземлялись здесь. Для этого экономику Уфы нужно диверсифицировать. Важно проанализировать плюсы и минусы экономик городов-соперников и городов, с которыми вы, может быть, хотели бы соперничать. Из тех секторов промышленности, которые наиболее быстро развиваются в мире, мы выбрали два кластера, которые можно развивать в Уфе: на базе нефтепереработки – использование возобновляемых видов энергии (солнечной, биоэнергии и так далее) и экологические («зеленые») технологии, помогающие очищать городскую среду. На базе химической промышленности это фармация, медицина и медицинская техника, биотехнологии. В мире занятость населения в этих сферах растет. При этом надо учитывать, что развитие каждого из этих новых видов промышленности требует целого спектра градостроительных, социальных и экономических программ, строительства современных центров. А один из главных факторов, привлекающих в город квалифицированных специалистов - это привлекательность городской среды. «Уфа - современный Кремль» - Мы все были очарованы ландшафтом города на полуострове и открывающимися с берегов панорамными пейзажами. Нас потрясает, что можно покинуть пределы города-миллионника и столкнуться с природой в ее первозданной красоте, - признался Маркус Аппенцеллер – глава делегации иностранных планировщиков, главный архитектор и разработчик генерального плана ОМА для White City в Лондоне, а также разработчик генпланов для ряда городов России. - Это действительно серьезная ценность, актив города – в том числе и нетронутая застройкой территория берегов, и сами реки. Мы убеждены, что склоны вокруг города следует трансформировать в парк, подходящий для использования в разные времена года. Тогда все уфимцы будут жить не более чем в двух километрах от самого большого парка. И такая работа уже ведется рядом с памятником Салавату Юлаеву. Что касается строительства новых кварталов, существующий генплан предполагает выйти за границы полуострова и построить еще восемь миллионов квадратных метров жилья. Но мы считаем, что можно попробовать уместиться на полуострове – здесь все еще достаточно места для застройки. Это сделало бы силуэт Уфы уникальным, узнаваемым и истинно русским. И если сейчас мегаполис имеет два центра – возможно, стоит увеличить их количество и сделать их выше. Также очень важно формировать многофункциональную застройку; строить улицы (с тротуарами, фасадами), а не дороги и магистрали; остановиться на существующем количестве шопинг-центров и устремиться в другую сторону – создать в центре торговые улицы. Все это и создает городскую жизнь. В строительстве домов важно уйти от новой типовой застройки. Мы увидели несколько интересных примеров того, как старые здания (или их части) были вписаны в новые офисы, рестораны, торговые центры. Возможно, именно комбинация старого и нового поможет Уфе создать свой собственный архитектурный язык, индивидуальную и креативную городскую ткань. Ну и, конечно, мы хотим поблагодарить вас за приглашение и подчеркнуть, что наши предложения не претендуют на статус конечного решения. Задачи поставлены - Перед Уфой стоит очень сложная задача: в ближайшие 5-6 лет сформировать новый имидж. Ведь мы находимся в жесточайшей конкуренции с другими городами - за финансовые потоки (как из федерального центра, так и частные, и иностранные инвестиции) - поэтому мы должны показать себя перспективной площадкой для вложения денег в городское хозяйство, экономику, промышленность, - сформулировал свои цели глава администрации Уфы Ирек Ялалов. - И у нас уже есть успехи в этом направлении: когда мы подняли вопрос строительства гостиниц, многие восприняли это с иронией… Сегодня строятся восемь гостиниц, финансируемых частным капиталом – к нам пришли несколько известных международных операторов. Поток наших гостей в прошлом году составил 225 000 человек. Это маленькая цифра, но все-таки люди приезжают. У нас уже есть известные бренды – как доставшиеся от предков, так и созданные в наше время. Развитие нашего аэропорта - тоже очень важный момент: думаю, в течение ближайших 10 лет стоит задача сделать его региональным хабом. В своих предложениях вы подтвердили несколько моментов, к которым я пришел интуитивно или в результате зарубежных командировок: и мы еще полтора года назад решили, что будем развивать метробус и скоростной трамвай. Планируется прокладка второй очереди проспекта Салавата Юлаева (длиной около 15 километров) – она будет идти сразу с выделенной линией для метробусов. После расширения существующих артерий города отдельные полосы для автобусов появились и на них, кроме того, после расширения мы многократно увеличили скорость очистки улиц от снега в зимний период. Недавно мы получили грант на 300 тысяч евро от Европейского банка реконструкции и развития – на эти деньги проведем конкурс среди специалистов по обоснованию инвестиций в строительство скоростного трамвая. Считаю, что это серьезное достижение: мы не тратим собственных средств – банк выделил деньги, увидев новую для российских городов идею. Кстати, такая же работа проводится и по инфраструктуре Уфы – мы практически всю систему канализации и очистных сооружений построили с нашими германскими коллегами, по самым современным технологиям. Те 400 исторических памятников, которые взяли на заметку, постараемся сохранить, причем я, скорее, склоняюсь к их сохранению в целом виде. Понимаем мы и то, что рано или поздно придется пойти на ряд непопулярных мер: например, ограничить въезд автомобилей в исторический центр. Ну а что касается архитектуры в целом… Нам нужно выработать свой узнаваемый стиль. Мы надеемся воспитать своих архитекторов, которые повидали бы знаменитые красоты Европы и Азии, но были бы способны создать что-то свое. Я верю в то, что если дать волю молодым архитекторам, защитить их от требований застройщиков, у нас появятся шедевры.
- Сегодня уже невозможно предлагать проекты, которые сталкивают экологию и развитие транспортной сети, сохранение памятников и жилищное строительство, развитие промышленности и пространственное развитие города, - подчеркнул профессор кафедры архитектуры УГНТУ Константин Донгузов. - Охраняемый специальным указом старинный городской ландшафт должен быть зафиксирован в существующей стадии с возможностью воссоздания утраченных объектов, реставрации и точечной реконструкции, а также с жестко ограниченной этажностью других строящихся домов. Пятна исторической застройки должны послужить основой для создания туристических зон.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|