ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Инвестиции - в копилку
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание президиума правительст...

Бизнес защитят
Начала свою работу Общественная приемная по защите прав предпринимателей. Она на...

Шаг к мосту

Начаты работы по строительству второго Затонского моста. На левом берегу Белой ...


Метели не страшны
Коммунальная техника в Уфе к зиме полностью готова: это показал прошедший на площ...

Кто крайний?
В республике заработала электронная очередь для граждан, поставленных на учет в к...

Победа в Москве
Два уфимских проекта вышли в суперфинал предпринимательского конкурса «Бизнес и...

Аллеи Инорса
Во время экологической акции по озеленению микрорайона Инорс посажено 200 деревье...

Врачи - на учебе
В течение двух недель неонатологи и акушеры-гинекологи из уфимских роддомов и дет...

Слово Мустая
Одним из значимых событий октября стало открытие памятника Мустаю Кариму.
Буду...


Еще одна Ночь…

3 ноября (с шести вечера до полуночи) пройдет Всероссийская акция «Ночь искусств...


Джазовый ноябрь

В филармонии пройдет вечер «Осенний джаз», на котором меломаны смогут насладит...


Чарующая мозаика

14-15 ноября в галерее народного искусства «Урал» пройдет награждение победителе...


День победы
Питерский СКА - лидер турнирной таблицы и один из самых сильных клубов в России - в ...

«Гладиаторы» на арене
Всероссийский турнир по бодибилдингу и фитнесу «Мистер Урал» вновь пройдет в баш...

Несите огонь, Прометеи!
Огонь Олимпиады приближается к Уфе. За 123 дня факел преодолеет более 65 тысяч килом...

«Кадыровцы» - на пьедестале
Сильнейшие гонщики республики боролись за звание чемпионов Башкортостана. Сорев...

Попали в финал

Стали известны имена всех финалистов волейбольного Кубка России памяти Конста...


Ретрокалейдоскоп
200. «24 октября [5 ноября нов. ст.] на Белой пошёл весьма сильный лёд, коим вырвало пол...




     №11 (144)
     ноябрь 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Театр на антракте


Башкирский государственный театр оперы и балета начал свой 76-й сезон на сцене Городского Дворца культуры: бывший Аксаковский народный дом закрылся на капитальный ремонт.  
Каковы масштабы нынешней, третьей по счету, реконструкции одного из красивейших зданий города, сохранит ли оно исторический облик храма искусства – эти вопросы волнуют многих уфимцев.

Стол в кабинете заместителя художественного руководителя по техническим вопросам Владимира Макшеева завален чертежами: проект капитального ремонта находится в стадии доработки.
- Внутренний ремонт коснется только Аксаковского народного дома, в документах он фигурирует как литера А, - объясняет он. – Замене подлежат системы отопления, вентиляции, кондиционирования, электропроводки, всех инженерных коммуникаций, канализации и водоснабжения. Обновление фасадов захватит и пристроенные позднее здания.
Заказчиком выступает Фонд строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов.
- Надеюсь, к нашим замечаниям прислушаются, - добавляет Владимир Юрьевич. - Когда только писалось техническое задание, мы обратились к нашим специалистам, и они высказали свои пожелания.
Телефонный звонок из Министерства культуры прерывает нашу беседу.
- Накануне строители стали разбирать мягкую кровлю над художественным цехом и хотели наполовину заложить окна, - поясняет Макшеев, - мы категорически против. Ремонт делается не для удобства строителей.
Макшеев отправляется «разруливать» ситуацию, а мы попадаем под опеку главного механика Адониса Газизова.
Во внутреннем дворе снуют рабочие с носилками, уши режет звук циркулярной пилы. Внимание привлекает круглое здание летнего кафе, у него появился второй этаж: через год здесь заработают билетные кассы. Сейчас они расположены рядом со служебным входом со стороны улицы Пушкина. На первом, цокольном, этаже смонтирована система кондиционирования. Четыре канала от нее протянуты под землей к Большому и Малому зрительному залам.
- Прежние кондиционеры работали процентов на тридцать, - говорит Адонис Идрисович, - и помещение приходилось обогревать другими способами. Теперь контролировать температуру воздуха будут самые современные сплит-системы.
Мы возвращаемся в здание и спускаемся в подвал: прежнее оборудование жизнеобеспечения полностью демонтировано.
- От функционирования всех этих труб, вентилей и кранов многое зависит, - резюмирует наш гид. - Пожарные насосы, например, в аварийной ситуации заработают в автоматическом режиме.
Мы послушно следуем за Газизовым: в многочисленных подвальных закоулках недолго и заблудиться. Внимание привлекают несколько комнат с высокими почти до пола окнами. Когда-то это была часть холла, впоследствии переоборудованного под балетные гримуборные. В одной из них замечаем новую вытяжку и торчащие из стен провода.
В парадной театра непривычно сумрачно. Обычно сверкающие мраморные полы покрыты строительной пылью. Им недолго осталось жить – скоро их и стены по замыслу дизайнеров заменят на более темные.
Сцена
Не сразу понимаем, что очутились в святая святых – на сцене, от зрительного зала ее отделяет плотный противопожарный занавес. Площадь в 576 квадратных метров пуста, только на уровне последнего, четвертого, этажа работают сварщики.
- Рабочие галерки высотой 22 метра равняются семиэтажному дому, - видя наше удивление, поясняет главный механик. – Там вся верхняя механика.
Замене подлежат софиты и подъемники. Вместо них появятся лебедки с изменяемой скоростью вращения. Прежние - уравновешивались грузом. В новом исполнении всем будет управлять компьютер.
Сквозь деревянный пол сцены просвечивает трюм. После ремонта он станет глубже на полтора метра и будет механизирован: для складирования мягких декораций снизу поднимется кассета.
Сцена также претерпит радикальные изменения. Разделенная на 12 квадратов, она, как трансформер, сможет подниматься и опускаться. Поверх нее предполагается вмонтировать накладной поворотный круг, что позволит воплощать самые смелые режиссерские замыслы.
- Во всем мире оркестровая яма автоматически поднимается и становится продолжением сцены, - поясняет Владимир Макшеев, - музыканты расположатся на авансцене. К тому же бордюр, отделяющий оркестровую яму, при необходимости исчезнет, и в партере можно будет поставить дополнительные кресла или рояль. В общем, все будет зависеть от фантазии и вкуса постановщика.
Партер
Еще раз бросив взгляд на галерки, упирающиеся в колосники, решаем заглянуть в зрительный зал: распахиваем двери и оказываемся в кромешной тьме. В вспышке фотокамеры предстает фантастическое зрелище: огромная красавица-люстра почти лежит на полу, там, где прежде были ряды кресел. Светильник с сотней лампочек, весом в полторы тонны, помоют, почистят, отреставрируют – и хрустальное великолепие снова займет свое место.
Каких-то кардинальных изменений в интерьере зрительного зала не планируется. Лишь освежатся орнаменты и элементы декора, добавятся бра, обновится бархатная обивка лож. Новые кресла станут глубже, а расстояния между ними увеличатся. И хотя мест в партере станет меньше, театралы почувствуют себя намного комфортнее. Чтобы зрители смогли увидеть происходящее на сцене с любого места, пол в партере и в ложах приподнимут. Визитная карточка - антрактно-раздвижной занавес станет двойным: первый взметнется вверх, второй - привычно распахнется.
Фасад
Работы по реставрации фасадов уже частично выполнены.
- Мы хотим возвратить зданию его первоначальный облик, - говорит Владимир Макшеев, – прежний ремонт был неудачным. Кирпич будет очищен от краски и грязи и законсервирован.
В том, как скрупулезно подходят к реставрации, мы убедились, понаблюдав за работой мастеров.
Владимир Павлов брал уроки у реставраторов Москвы и Петербурга. Прежде чем приступить к работе, он и его коллеги ознакомились с историей здания, изучили состояние кирпичной кладки.
- К каждому строению нужен свой подход, - раскрывает секреты технологии Владимир, - сначала очистка и просушка. Потом, где возможно, кирпич можно нарастить из смеси собственной пыли и клея ПВА.
Отличить «продукт» начала прошлого века от современного можно только в лаборатории. Раньше он изготавливался вручную: сырец из глины обсыхал несколько дней, потом сутки или двое его обжигали в печи. В нынешнем - больше различных добавок. Интересен и состав цементирующего раствора в те времена: известь, песок и яичный желток. Об этом нам рассказал Павлов.
- Важно сохранить материал в первоначальном виде, - дополняет он, - после чистки обработать от грибка и покрыть специальным составом, который сокращает водопоглощение в 20 раз, но позволяет кирпичу дышать.
Работа по консервации фасада сезонная: температура воздуха не должна опускаться ниже плюс пяти. Она возобновится весной.
- Для невнимательного взгляда внешне
не изменится ничего, - говорит художественный руководитель БГТОиБ Рустэм Сабитов, - не будут снесены ни одна колонна, лепнина, речь идет только о том, чтобы освежить интерьер, привести в порядок обветшавшие конструкции. Все будет прежним, изменится только «макияж». Театр должен быть историческим дворцом, а не современным безликим новостроем.
Малая сцена
Малый зрительный зал на 180 мест расположен на стыке Аксаковского дома и здания бывшего Облсовпрофа, тоже довольно старинного – 1894 года постройки. Здесь в основном проходят детские спектакли.
Сейчас его трудно узнать. Оркестровая яма перекрыта, на сцене - ящики с декорациями. Музыканты готовятся к предстоящему концерту.
- Нелегко работать в таких условиях, - говорит дирижер Марат Ахметзарипов, - но ремонт давно назрел. Радует, что подошли к нему серьезно: техники исследовали все помещения, вплоть до гримерок.
Марат Агзамович вспоминает прежние старинные резные кресла, которые он застал еще в студенческие годы:
- Чем больше дерева, тем лучше звук отражается, - считает он. – Акустика Большого зала, на мой взгляд, несовершенна. Есть на сцене определенное место, откуда голос летит, а есть «мертвые» зоны. К тому же оркестр не должен заглушать солистов. Например, в Германии яма перед сценой глубже на полтора метра.
Вопрос об акустике мы задали и Владимиру Макшееву, ведь именно ее несовершенство многие называют одной из причин реставрации.
- Специалисты из Москвы провели замеры звука до начала капитального ремонта, - ответил он, - и определили уровень акустики на четыре с плюсом, разборчивость речи немного ниже. Изменения будут незначительные.
В балетном зале имени Шамиля Терегулова пусто. Балетная труппа на гастролях. Руководитель знаменитой труппы «Имперский русский балет» Гедиминас Таранда организовал турне наших артистов со спектаклем «Спартак» по городам России. Постановку Юрия Григоровича в октябре и ноябре увидят в Москве, Туле, Архангельске и Северодвинске.
Ринат Абушахманов готовит для Малого зала ревю современной хореографии, премьера состоится в ближайшее время. Это будет спектакль, который после окончания реконструкции перенесется на Большую сцену.
В начале декабря башкирский балет отправится на гастроли в США, где покажет 52 спектакля.
Работы по капитальному ремонту планируется завершить в октябре 2014 года. Надеемся, что свой следующий сезон театр встретит в обновленных стенах.


В 1909 г. Уфимская дума в честь 50-летия Сергея Тимофеевича Аксакова приняла решение увековечить память нашего знаменитого земляка. На конкурс было представлено 24 проекта со всей России. Петербургское жюри отобрало проект уфимского архитектора П.П. Рудавского. Интерьер здания спланировал Бондаренко. Народный дом строили долго. Начали в 1909-м, в 1914-м завершили кирпичную кладку и приступили к отделочным работам. Но Первая мировая, а затем Гражданская войны внесли свои коррективы и затормозили дальнейшее строительство. Закончено оно только в 1920 году.
В здании как бы соединились два стиля: если взглянуть на него со стороны улицы Ленина, то главенствует русский классицизм, а со стороны улицы Пушкина - восточный стиль (удлиненные прорези окон создают оригинальный вид).
После революции 1917 года некоторое время здесь находился госпиталь, затем драматический театр и театр кукол, с 1928 года располагался Дворец труда и, наконец, с 1938 года - Башкирский государственный театр оперы и балета.

Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана Рустэм Сабитов считает:

-Плодотворные итоги прошедшего сезона в какой-то степени подготовили почву для успешной работы в сложный период реконструкции. Во всяком случае, морально, психологически… Ведь четыре последние премьеры - оперы «Школа влюбленных» Моцарта, «Тоска» Пуччини и балеты, поставленные Юрием Григоровичем, «Корсар» Адана и «Спартак» Хачатуряна - показали хороший, добротный профессиональный уровень нашего театра. Мы высоко подняли планку, и ее ни в коем случае не хочется снижать, какие бы трудности ни приходилось преодолевать. А реконструкция театра, конечно, вынуждает нас работать в сложных условиях. Мы, например, не сможем показать ни одного оперного спектакля, поскольку ни в одном дворце республики нет оркестровой ямы, а под фонограмму давать оперу немыслимо. Но мы постараемся поддержать в коллективе творческий тонус, художественное руководство театра сейчас озабочено только одним: организовать полноценную работу коллектива в специфических условиях.
Из оперных спектаклей мы сможем показывать только те, что поставлены для Малой сцены. С балетом - проще, балетные спектакли под фонограмму широко распространены в мировой практике. Нам придется преодолевать психологическое сопротивление зрителей, потому что они привыкли к живому оркестровому сопровождению. В содружестве с Юрием Григоровичем поставим балет. Это будет «Легенда о любви» или «Иван Грозный». И еще один спектакль планируем сделать на собственные средства. Мы ведем переговоры с Борисом Эйфманом о постановке у нас его «Красной Жизели». 

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости