ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Инвестиции - в копилку
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание президиума правительст...

Бизнес защитят
Начала свою работу Общественная приемная по защите прав предпринимателей. Она на...

Шаг к мосту

Начаты работы по строительству второго Затонского моста. На левом берегу Белой ...


Метели не страшны
Коммунальная техника в Уфе к зиме полностью готова: это показал прошедший на площ...

Кто крайний?
В республике заработала электронная очередь для граждан, поставленных на учет в к...

Победа в Москве
Два уфимских проекта вышли в суперфинал предпринимательского конкурса «Бизнес и...

Аллеи Инорса
Во время экологической акции по озеленению микрорайона Инорс посажено 200 деревье...

Врачи - на учебе
В течение двух недель неонатологи и акушеры-гинекологи из уфимских роддомов и дет...

Слово Мустая
Одним из значимых событий октября стало открытие памятника Мустаю Кариму.
Буду...


Еще одна Ночь…

3 ноября (с шести вечера до полуночи) пройдет Всероссийская акция «Ночь искусств...


Джазовый ноябрь

В филармонии пройдет вечер «Осенний джаз», на котором меломаны смогут насладит...


Чарующая мозаика

14-15 ноября в галерее народного искусства «Урал» пройдет награждение победителе...


День победы
Питерский СКА - лидер турнирной таблицы и один из самых сильных клубов в России - в ...

«Гладиаторы» на арене
Всероссийский турнир по бодибилдингу и фитнесу «Мистер Урал» вновь пройдет в баш...

Несите огонь, Прометеи!
Огонь Олимпиады приближается к Уфе. За 123 дня факел преодолеет более 65 тысяч килом...

«Кадыровцы» - на пьедестале
Сильнейшие гонщики республики боролись за звание чемпионов Башкортостана. Сорев...

Попали в финал

Стали известны имена всех финалистов волейбольного Кубка России памяти Конста...


Ретрокалейдоскоп
200. «24 октября [5 ноября нов. ст.] на Белой пошёл весьма сильный лёд, коим вырвало пол...




     №11 (144)
     ноябрь 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Про вьюшку и колосник


Сегодня городские дети, впервые увидев рисунок, как Емеля едет к царю верхом на печи, удивятся, скорее, не самому факту движения, а размерам печки. Ведь они-то знают, что печка вполне помещается на окне или полке. Ну а слов зольник, поддувало, вьюшка да колосник частенько не понимают и их родители. А когда-то…

Зимнее утро. Солнце, только что вылезшее из-за горы, усиленно продирается кверху сквозь сотни и тысячи столбов дыма из труб – такую или почти такую картину можно было наблюдать в старой части Уфы ещё лет сорок назад. Можно только добавить, что коварный ледок под ногами аккуратно посыпался золой – благо, её хватало.
В условиях суровых российских зим печь всегда была основой дома: «Печь нам мать родная», «Хлебом не корми, только с печи не гони». Потому и появлялись такие весёлые словечки, как печушник, – лентяй на печи. Сюда же можно отнести и такое: «Друг сердечный – таракан запечный». Но русская печь, как всем известно, не только грела: на ней варили, на ней и спали, а иногда в ней даже мылись. Правда, и русская-то печь – изобретение не столь древнее – в не такие уж и стародавние времена топились печи по-чёрному, т.е. трубы у них не было. За какие-то две-три сотни лет печи изменились настолько серьёзно, что порой с предшественницами их роднили только стенки из кирпича и огонь. Тем не менее углубляться в разбор конструкций печей мы не будем, а обратим внимание в основном на их внешний вид и некоторые любопытные детали.
Русская печь пользовалась успехом в домах небольших – как деревенских, так и городских, а вот у людей солидных, которые и свою кухарку содержать могли, дома обогревали печи-голландки, т.е. такие, на которых щей уже не сварить – они работали именно как обогреватели. Печь эта получила своё название по стране, где родилась, но, как отмечает словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, голландские печи стали появляться в русских домах вовсе не во времена Петра I, а ещё в XVI веке. Видимо, при царе-реформаторе за ними только закрепилось название. Более того, за границей печи, подобные нашим голландкам, обычно именовались русскими.
В квартирах поскромнее такая печь могла быть просто белёной, в других, тоже, впрочем, не очень богатых, печи выкладывали круглыми или полукруглыми и обтягивали жестью: получившие к середине XIX века самое широкое распространение печи с очень тонкими стенами, сложенные в круглом футляре из кровельного железа, изобрёл в 1820 году печной мастер и архитектор Иоанн Генрих Утермарк.
Ну а более-менее состоятельный купчина не мог не украсить свою домашнюю красавицу керамическими изразцами - первые изразцы украшали жилища жителей России уже в начале XVI века. Были на такой печке и латунные душники (отдушины), различные ручки и цепочки. Но имелась на всех этих печках деталь, которая от богатства дома зависела мало – это печная дверка. Даже две дверки: большая – на очаге и малая – на поддувале. Чугунное литьё, – частенько художественное каслинское, или изделие завода с меньшей известностью, такая дверка всегда была своеобразной достопримечательностью дома. Дверки несли на себе чаще всего просто декоративный узор, но иногда на них размещались целые исторические картины – в честь юбилея войны 1812 года, например.
А самые богатые, можно сказать, даже модные, как, например, у Петра Петровича Толстого, дома по примеру избалованной тёплым Гольфстримом Европы украшались ещё и каминами. Два из таких можно и сегодня увидеть в бывших особняках Михаила Артемьевича Лаптева и Елены Александровны Поносовой-Молло (здания, соответственно, БГХМ имени Нестерова и Музея этнографии). Каминами, по сути, являются и популярные среди садоводов металлические печи, которые в нашей стране во времена войн и разрухи вроде бы за прожорливость прозвали буржуйками. Но исследователи утверждают, что за буржуйку у нас приняли слово bourgogne, а печка на самом деле была бургундской.
Для долговечности и камина, и печи стенки очага старались выложить так называемым шамотным, т.е. огнеупорным кирпичом. В старой Уфе начала прошлого века чаще всего использовался шамотный кирпич, производимый заводом уже упомянутого М.А. Лаптева.
Если вы считаете, что печи в домах стали исчезать только с началом газификации, то это не совсем так. Во-первых, с появлением газа многие печи были переоборудованы под новое топливо. А во-вторых, давным-давно существовали системы отопления, в которых явное присутствие печи в комнате вовсе не было обязательным. Вспомните царские покои – как там чувствовал бы себя истопник? Большие дворцы, театры и церкви отапливались так называемыми пневматическими или калориферными печами. Сами печи работали в нижних этажах дворцов, а для отопления устраивали воздуховоды, точнее говоря, тепловоды. Зайдите в бывший особняк Фёдора Чижова на улице Октябрьской революции (2-й корпус Национальной библиотеки) – там можно наблюдать остатки именно такого устройства. Так и хочется назвать эту систему центральным отоплением. Но таковым оно, конечно, станет только с появлением водяных батарей.
Почти никто уже не обращает внимания на огромную трубу, «прилепленную» к заднему фасаду здания Башпотребсоюза. А ведь любопытно: труба есть, а дыма давненько никто не видел. Гигантские трубы возле дома №5 по проспекту Октября или №83 на Карла Маркса и вовсе смотрятся как плоды дикого воображения неизвестного архитектора. Более того, похожие сооружения сто лет назад были неотъемлемой частью здания Коммерческого училища (Авиатехникум) и Аксаковского народного дома (Театр оперы и балета). Имел трубу, только чуть более скромную, даже знаменитый дом, в котором на углу нынешних улиц Пушкина и Карла Маркса проживал Павел Костерин. Сейчас в подвальном помещении под обрубком этой трубы располагается бойлерная, а ведь когда-то здесь столбом стояла угольная пыль (или нестерпимо пахло мазутом), полыхал огонь в топках. А из трубы валил дым – там работала котельная. С этими домами в наш город вошла эпоха центрального отопления.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости