|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД" «Приклею мушку на щеку… Согласна я на все!»
«Обмануть супруга. Супруга обмануть то же, что полководцу хитростью выиграть сражение. Но, сколь война долгими походами и кровопролитием обильна, – супруга обмануть случается без больших трудов и потерь, и даже не покидая своей постели. Примечание: многие прелестницы для сих уютных сражений предпочитают канапе».
«Любовь – книга золотая» - так (если верить графу Алексею Толстому) назывался самоучитель дворянского этикета, изданный по приказу императрицы Екатерины II. И на этом милостивая государыня не остановилась: прислала ее в подарок своей крестнице, княгине Серпуховской. Так же называется и первая в этом сезоне премьера Государственного русского драматического театра. «…На предмет воспитания светского манеру детей дворянских мужска и женска пола. Календарь для любовников. Вопросы и ответы. Стрелы Купидона. Забавные анекдоты» - в книге говорилось обо всем, чего не хватало в жизни юной княгини: галантного обращения, остроумных комплиментов, свободы в желаниях (как у нимф и сатиров, резвящихся в греческих рощах), молодых кавалеров – ничего этого не водилось в поместье старого князя Серпуховского. Муж, правда, увлечений жены не одобрял и примеривался вбить в нее толику здравого смысла вишневой тростью (верно служившей его отцу и деду). И тут появляется офицер из Петербурга! Храбрый, решительный, галантный – как будто со страниц той самой книги сошел. И были у них прогулки по саду и разговоры многозначительные, и вздохи томные, и чтение волшебное… Любовь прибыла как по заказу! Идиллия нарушается прибытием самой императрицы, притом в довольно скверном настроении: государыня поехала не по нужной дороге (за которой велось пристальное наблюдение) и заехала в овраг (который князь как-то упустил из виду). Что же будет? Позволит ли Екатерина красивому офицеру ухаживать за молодой княгиней или прибережет для себя? В те времена хорошо воспитанная дама должна была уметь флиртовать одновременно с несколькими кавалерами. Мушка, приклеенная в середине лба, означала «неприступность», в уголке рта – «я милостива сегодня», на виске у левого глаза – «страстность», на виске у правого глаза – «я склонна вас немного потиранить», чуть выше середины щеки – «я согласна на все»… Нравы галантного XVIII века (когда и мужчины обязаны были пахнуть духами и иногда демонстрировать свою чувствительность, в том числе в виде слез) сегодня сами по себе смотрятся комедией. Встретив симпатичную даму, кавалер тут же принимается расточать ей комплименты (а вдруг повезет?). «В первый раз бог любви Эрот жестокий сердце мое насквозь пронзил…» Дамы (особенно придворные Екатерины) тоже не терялись. «Сейчас был престранный случай со мною. Села к туалетному столу, и – ах! – впадаю в забвение и вижу – гирлянды и бантики, и вокруг все амуры, амуры, и один, вида презлого, метит мне стрелой в грудь», - признается пожилому князю фрейлина императрицы Анна Андреевна. И что вы думаете? Действует! Но настоящая любовь зарождается все-таки не из пары комплиментов и не благодаря канапе. Любовь – таинственное, сладкое наваждение, и поиск родственной души, и страстная жажда, которая, если ее невозможно утолить, становится мучительной… Да что там господа! Любовь и у слуг бывает, да такие страсти разыгрываются, что и утопиться можно! (Этот второй план, как и всегда у Алексея Толстого, приводит действие на грань трагедии и фарса). Первую (более легкомысленную) редакцию комедии Толстой написал в начале 1919 года в Одессе перед отъездом за границу. На родине она была поставлена в 1924 году Первой студией Художественного театра, выдержала 60 представлений с аншлагом, была разругана советскими критиками за «легковесность темы» и «пустоту фабулы» и снята с репертуара. Впоследствии автор переработал ее в сторону усиления деспотизма Екатерины, но счастливой сценической судьбы в стране, где парткомы ведали и личной жизнью населения, она, ясное дело, иметь не могла. Но мне думается, что в пьесе идет речь не только о любви, но и о власти. Захочет императрица – издаст «прелестную» книжку, а через неделю рассердится, да и бросит ее на землю, а офицера, который слишком хорошо написанное усвоил, отправит в «горячую точку» - красивую голову под пули подставлять. Или созовет императрица Уложенную комиссию (чтобы законы усовершенствовать и нужды своих подданных выяснить), напишет для депутатов «Наказ» в духе французских просветителей – а через полтора года распустят ее, будто и не было. А то эдак и до настоящего парламента и ограничения «просвещенного абсолютизма» недалеко. Или сегодня в усадьбе, как и во всей России, «рабу желай добра – ломай ему ребра», а завтра начитается барыня книжек и прикажет дворовым парням и девкам сатиров и нимф изображать, и «чтобы лесных богов всех, обоего пола, от порки освободить». А послезавтра – еще неизвестно, какое у нее настроение будет… Одно только неизменно: глубокий овраг, в котором карета императрицы увязла, как был – так и еще лет 200 на том же месте будет. Да и что за беда? Монаршие особы не скоро снова в гости пожалуют… Смешным, но трогательным, а временами – так даже трагической фигурой получился старый князь в исполнении заслуженного артиста России Владимира Латыпова-Догадова. Грозной, но в то же время по-женски уязвимой предстала императрица Екатерина, в роли которой блистала народная артистка республики Татьяна Макрушина. Своевольной, пылкой и прекрасной стала у заслуженной артистки РБ Айгуль Шакировой молодая княгиня. Под стать ей оказался и классический герой-любовник – адъютант Завалишин Кирилла Ажмякова. А Ирина Бусыгина в роли придворной дамы с блеском продемонстрировала зрителям игривые нравы «времен Очакова». В целом постановка стала новой удачей театра и постановщика – известного театрального и киноактера, а также режиссера Александра Баргмана. Ну и, конечно, особый шарм спектаклю придали лаконичная, но яркая сценография Анвара Гумарова и танцы в духе захаровской «Формулы любви» от балетмейстера Николая Реутова. Так что приходите прочесть «Книгу золотую» вместе с артистами Русской драмы – не пожалеете!
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|