РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"«Врач должен уметь все»
Самое дорогое, что у нас есть, - жизнь и здоровье. Недугам подвластен каждый, независимо от возраста и социального статуса. Но все мы хотели бы довериться только лучшим специалистам, в знаниях и опыте которых уверены. Сегодня у нас есть возможность познакомиться поближе с одним из таких людей. Доктора хочется спросить о многом, особенно если перед тобой не только первоклассный специалист, но и интересная личность. В этот раз нашей собеседницей стала главный врач городской поликлиники № 33 Эльза Сыртланова.
Эльза Раифовна с детства привыкла к белым халатам и запаху больницы - образ врача для нее не булгаковский Бомгард и не чеховский Ионыч, а прежде всего бабушка, акушер из глубинки, и мама, всю жизнь проработавшая в больнице № 6 (ныне клиника БГМУ) рентген-лаборантом. Поэтому за выбором профессии дело не стало, да и для двух дочерей, одна из которых уже студентка Медицинского университета, пример мамы стал решающим фактором в выборе будущей профессии.
- Насколько детские представления о работе врача соответствуют реальности? И удается ли совмещать медицинскую практику с организационной работой? - Безусловно, это тяжелый труд, а не только романтика. Чтобы успешно руководить медицинской организацией, надо знать работу с самого нижнего звена. Быть врачом - значит, уметь делать все. Несмотря на руководящую должность, от практики не отказываюсь - у меня есть пациенты, для которых за 20 лет я стала семейным доктором - бросить их для меня не приемлемо. Да и в обыденной жизни часто приходится давать рекомендации знакомым, соседям, не раз доводилось оказывать первую помощь прохожим.
- Уфе, как и многим крупным городам страны, предстоит пережить оптимизацию в медицине. На смену разбросанным филиалам придут крупные типовые поликлиники, оснащенные современным оборудованием. Как вы оцениваете такие преобразования? - Создание типовых поликлиник позволит оказывать квалифицированную и специализированную медицинскую помощь в рамках одного визита в лечебное учреждение, что приведет к росту удовлетворенности населения медицинской помощью. Ввиду наличия несомненной позитивной корреляции между объемом диагностических обследований и числом прикрепленного населения при централизации амбулаторно-поликлинической помощи создаются предпосылки для более полного охвата населения современными методами диагностических обследований и удешевления их стоимости для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), позволяет максимально сократить сроки до начала эффективного лечения с использованием всего арсенала современных методик, включая высокотехнологичные виды медицинской помощи, и повышает качество медицинских услуг. Да и анализ обращений граждан показывает, что значительная их часть связана с желанием получения необходимой медицинской помощи в одном месте в максимально сжатые сроки. Последнее, в свете реализации Программы модернизации здравоохранения, принимает особое значение с учетом ее основного приоритета: улучшения качества и доступности медицинской помощи. К сожалению, нынешний способ решения проблемы, как дробление структурных подразделений между филиалами с дублированием их функций, приводит к существенному росту издержек, неоптимальному использованию имеющихся помещений, росту числа немедицинского персонала.
- Когда центр будет создан, что станет с имеющимися филиалами, как будет использоваться их площадь? - В настоящее время в г.Уфе разрабатывается программа по созданию медицинских холдингов, объединяющих от четырех до шести поликлиник и больниц с организацией лечебно-диагностического центра. Строительство типовых поликлиник позволит объединить эти ЛПУ и повысит доступность и качество медицинских услуг. Наиболее оптимальным, по опыту других регионов, представляется объединение в холдинги для обслуживания 120 - 200 тыс. взрослого населения и порядка 80 - 120 тыс. детского населения. При этом объединенные государственные учреждения здравоохранения не закрываются, а функционируют в качестве филиалов амбулаторных центров и офисов врачей общей практики. Это, на мой взгляд, оптимальное решение: пациент обратился к участковому терапевту с определенной проблемой, тот по необходимости назначает комплекс диагностических мероприятий, и пациент уже не мечется по всем филиалам, а проходит все необходимое обследование в диагностическом центре.
- В московских клиниках вместо привычных амбулаторных карт появились электронные. В нескольких регионах запущены пилотные проекты по переходу на «виртуальные» больничные. И в 33-й немало сделано для компьютеризации. Как это поможет работе врача? - Переход на электронный документооборот - общая тенденция. В Москве, где сейчас завершается формирование электронных карт, мы ознакомились с этой технологией. Она очень удобна как для врача, так и для пациента. А главное - мы к этому готовы. В поликлинике установлено 135 персональных компьютеров, объединенных единой локальной сетью. Также внедрена система АИС «ASTERA», позволяющая врачу и медицинской сестре работать автономно на одном системном блоке: регистрировать посещения, вести электронную карту больного, выписывать рецепты, больничные листы и формировать отчеты. В итоге – врач занимается пациентами, а не оформлением бумаг. Еще одна новинка, апробированная в нашем учреждении, - онлайн консультирование врачей пренатальной диагностики. В случае возникновения сомнений у врача УЗИ-изображение плода в режиме реального времени передается главному специалисту Управления здраво- охранения в роддом №3. Благодаря этому существенно возрос уровень диагностики врожденных пороков развития плода, снизились временные и иные издержки на повторные консультации, а также будущей маме не нужно ехать через весь город и лишний раз посещать медицинское учреждение, рискуя подхватить инфекции.
- А насколько персонал готов к повсеместной компьютеризации? - Коллектив с пониманием отнесся к введению электронного документооборота. Чтобы повышать компьютерную грамотность и знакомить с новыми программами, каждый месяц организовываем семинарские занятия, возникающие вопросы разрешаем на месте. Также проводим конкурсы на скорость печати, победителей награждаем ценными призами - это, безусловно, тоже мотивирует сотрудников.
- Одна из «болячек» современной медицины — нехватка кадров. Есть ли у вас рецепт, как привлечь молодых врачей в свой коллектив? Какова ситуация с узкими специалистами? - Безусловно, дефицит кадров в лечебных учреждениях сегодня — особая проблема. Это связано и с большой нагрузкой участковых врачей, ведь им приходится работать не только с пациентами, но и большим количеством документов. Неизбежен синдром эмоционального выгорания. Сказывается и отток врачей в районы по программе «Земский доктор», уровень оплаты труда, отсутствие служебного жилья и другие. Но у нас ситуация не так критична — вакансий практически нет.
- Вы прошли «заводскую практику», работая в городской больнице №13. Чем отличается поликлиническое звено от стационара? Удалось ли привнести этот опыт в поликлинику, например, в работу дневного стационара? - Не скрою, было не просто. Но опыт, приобретенный за годы работы в стационаре, незаменим. У меня были замечательные учителя – главный врач Ринат Хабибович Гафуров, Клара Миргазияновна Енике-ева, Римма Сафуановна Салихова. Они научили меня умело сохранять и приумножать традиции, не бояться трудностей, внедрять в работу учреждения методики не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Стационар дневного пребывания - наша гордость. Мы используем новейшее оборудование, лекарственные препараты. Здесь пациент иногда даже без отрыва от работы может получать необходимое лечение по самым востребованным направлениям: кардиология, гастроэнтерология, эндокринология, неврология, терапия. Очереди практически нет, врачи высококвалифицированные, а эффект от лечения – отличный.
- Несмотря на все новшества, нареканий на работу городских поликлиник немало. Это системная проблема или человеческий фактор? - Имеет место быть и то, и другое. Работа над этой проблемой ведется на всех уровнях у каждого главного врача, в Управлении здравоохранения и Министерстве здравоохранения работают электронные приемные; созданы сайты каждого ЛПУ. Сейчас создаем Общественные советы для решения всех возникающих вопросов на местах.
- Вы применяете опыт зарубежных клиник? Что привлекает в их работе, а что лучше организовано у нас? - На самом деле у нас много общего. Амбулаторная помощь осуществляется домашним врачом общей практики. Если нужна консультация, пациент направляется к узкому специалисту. Безусловно, их клиники оснащены современным, высокотехнологичным диагностическим и операционным оборудованием. Большое внимание в зарубежных клиниках уделяется реабилитации. Это направление, как уже говорилось, развиваем и мы. - Следите ли вы за своим здоровьем так, как рекомендуете своим пациентам? Кому вы доверяете свое здоровье? - Если же случится заболеть, то мне есть к кому обратиться - пойду к коллегам. Но стараюсь заниматься профилактикой. Я сторонник активного образа жизни - с дочерьми хожу в фитнес-клуб, выходные стараемся также проводить активно. Сейчас для того чтобы покататься на лыжах, роликах, велосипеде, нет необходимости выезжать далеко за пределы города - инфраструктура довольно хорошо развита. Тем не менее городскому жителю я бы рекомендовала выходные проводить на природе или хотя бы прогуливаться в лесопарковой зоне. Большое значение имеет система питания. Не есть за два-три часа до сна — золотое правило. Побольше фруктов, овощей, отказаться от всех вредных привычек – алкоголя и курения, и никакого фаст-фуда!
Екатерина МИНЧЕНКО |