РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК" Снежная стратегия
С началом зимы многие уфимцы, особенно владельцы автомобилей, внимательно следят за прогнозом погоды, с тревогой ожидая обильные снегопады. Во время сильных осадков на дорогах в считанные часы могут образоваться огромные пробки, останавливающие многотысячный транспортный поток. Для того чтобы город мог избежать дорожных коллапсов, в период зимних циклонов необходима четкая работа всех коммунальных служб, а муниципальные власти должны иметь собственную стратегию максимально быстрой уборки снега с наиболее ответственных участков дорожной сети.
Одна из особенностей уфимской зимы в том, что в наших широтах всего за пару дней может выпасть месячная норма осадков, и чтобы город не встал в многокилометровых пробках, требуется быстрая расчистка основных дорог. Бороться со снежными заносами уфимские коммунальщики этой зимой будут при помощи 408 единиц спецтехники, из них 326 стоит «на вооружении» у районных муниципальных учреждений по благоустройству, 31 – у Специализированного управления по ремонту и содержанию искусственных сооружений, 51 – у МУП «Горзеленхоз». Общая площадь обслуживаемых территорий составляет более 21 миллиона квадратных метров дорог и прилегающих к ним участков. По сравнению с 2013 годом она увеличилась на 10 процентов или на 2 миллиона «квадратов». Средняя обслуживаемая площадь на 1 единицу техники составляет порядка 52 тысяч квадратных метров (в 2013 году – 48 тысяч кв. м.). Как показала практика, технического оснащения уфимских коммунальных служб вполне достаточно для борьбы с зимней стихией, но если снегопад был особенно сильным, ликвидация его последствий отнимает больше времени и сил, что должен понимать обыватель. Существует определенный порядок очистки улиц во время снегопадов. В первую очередь уборка начинается на магистралях, по которым проходят маршруты автобусов и троллейбусов, расчищаются проезды к больницам, школам, детским садам, другим социальным учреждениям. Это делается для того, чтобы обеспечить беспрепятственное движение общественного транспорта, автомобилей специальных и экстренных служб, прежде всего, пожарных и «скорой». Далее происходит уборка улиц «второй очереди». Дело - за малым Автопарк Уфы уже насчитывает более 400 тысяч машин и имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту. Транспорт, припаркованный вдоль края дорог, создает все более серьезные проблемы с уборкой снега, а иногда брошенные автомобили вообще не дают проехать спецтехнике. В результате на обочинах вырастают сугробы, где может укрыться целый автомобиль. Для решения этой проблемы городские власти совместно с ГИБДД ведут работу по оптимизации условий парковки. К примеру, в последнее время на наиболее загруженных главных магистралях вводится парковка по четным и нечетным числам месяца, позволяющая очищать обочины от снежных заносов. Автомобили водителей, привыкших парковаться не обращая внимания на знаки, эвакуаторы увозят на спецстоянку. Эта мера уже дала свой эффект – автовладельцы стали более ответственно подходить к вопросу парковки. Другой эффективной мерой борьбы со снежной стихией в условиях перегруженного транспортом города-миллионника стала закупка малогабаритной уборочной техники. В феврале 2013 года на вооружение коммунальщиков поступило 12 малогабаритных колесных погрузчиков Forway WS50, способных, как гусеничные трактора, разворачиваться практически на месте. Снабженные специальным навесным оборудованием – шнеком-снегоочистителем, отвалом, ковшом и щеткой – они могут без особых проблем работать в заставленных машинами дворах, убирать снег с обочин и в межквартальных проездах. Еще 5 единиц малогабаритной уборочной техники – многоцелевых коммунально-строительных машин (МКСМ) – приобретены в апреле 2013 года. Автопарк жилищно-коммунальных предприятий пополнили коммунально-уборочные машины КМ-82БГ на базе трактора «Беларусь 82.1». Опыт применения малогабаритной техники, особенно в условиях снежной зимы, показал ее высокую эффективность, в связи с чем ее закупки для коммунальных служб продолжатся и в дальнейшем. Механический метод В зимний период проблему представляет не только снег, но и наледь, которая образуется от резких перепадов дневных и ночных температур. Для борьбы с гололедом заготовлено более 13 тысяч тонн песка и свыше 2 тысяч тонн соли. Кроме того, в последнее время на дорогах Уфы применяется специальный реагент «Бионорд», способный плавить образовавшийся на проезжей части слой снега и льда. Однако применение песка, соли и реагентов имеет свои отрицательные моменты, связанные с загрязнением обочин дорог и придорожных газонов, кроме того, химические реагенты обходятся весьма дорого. Опыт зарубежных стран, имеющих схожий с нами климат, таких, как Норвегия, Финляндия, Швеция и северные провинции Китая, показывает, что там спецобработку дорог стараются свести к минимуму, экономя средства и снижая нагрузку на экологию. К примеру, в китайском городе Цицикар, который близок к Уфе по погодным условиям, реагенты зимой практически не используются, а снег и лед с дорог убирает спецтехника. С началом этой зимы в Уфе также было принято решение сократить использование пескосоляной смеси, свести к минимуму применение реагентов в пользу механической расчистки улиц, тротуаров и дворов, на что вполне способна современная техника. – Качество очистки проезжих частей в связи с принятием такого решения не снизилось. Снежной «каши» на дорогах нет, город остается чистым, - сообщил заместитель начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы Сергей Плотников. – В зависимости от погодных условий для предотвращения слеживания снега и образования наката мы дозированно применяем пескосоляную смесь, а затем убираем и вывозим все это с дорог вместе со снегом на специализированные полигоны и снегоплавильный пункт.
Большинство уфимцев, увидев лед на тротуаре или неубранный снег во дворе, спешит обвинять в плохой работе городские власти и коммунальщиков. Вместе с тем в ведении муниципалитета находится содержание лишь около 30 процентов городских территорий и в основном это проезжие части улиц, автомагистрали, парки и скверы. Дворы многоквартирных домов обязаны убирать управляющие организации. А каждый конкретный участок вдоль красных линий улиц, включая парковочные «карманы», закреплен за арендаторами или собственниками помещений, где располагаются магазины и офисы. Их владельцы обязаны поддерживать порядок на прилегающей территории, бороться со льдом и вывозить снег, что предусмотрено Правилами благоустройства Уфы.
Алексей ФАТЫХОВ |