РУБРИКА "ARTEFAKTUS"С колокольни позапрошлого века
Лет десять назад попала мне в руки годовая подшивка газеты «Уфимские епархиальные ведомости» за 1885 год. Аккуратно переплетённые в твёрдой обложке номера небольшого формата – томик очень хорошо вписался в книжно-краеведческое окружение, ведь даже простое чтение газеты более чем вековой давности само по себе занятие преинтереснейшее, а здесь оказалось много информации и о городских событиях. О торжествах, например, по случаю начала строительства железной дороги в Уфе. А для «повышения художественности» подшивки прежний хозяин поместил в томик четыре гравюры с видами нашего города.
Одну из них я признал сразу, ведь знаменитый художник и гравёр Лаврентий Серяков выполнил её по фотографии из хранящегося в Государственном Эрмитаже альбома 1867 года, три других вида мне не были знакомы. Высокое качество иллюстраций сразу навело на мысль, что гравюры были вырезаны из очень популярного во второй половине XIX столетия художественно-литературного журнала «Всемирная иллюстрация». А ещё кто-то, скорее всего, сам хозяин, давным-давно карандашиком подписал, что издание с этими «картинками» увидело свет в 1872 году. Но лишь этой весной мне удалось добыть распечатку нескольких страниц 204-го номера «Всемирной иллюстрации» за 1872 год. Как раз с этими самыми четырьмя гравюрами. Журнал «Всемирная иллюстрация» издавался в Санкт-Петербурге в 1869–1898 годах жившим в России немецким книгоиздателем Германом Гоппе. Для получения иллюстраций высокого качества Гоппе привлекал к работе лучших русских гравёров, а текст в журнале поначалу служил исключительно для разъяснения иллюстраций. Журнал Гоппе стал одним из предшественников современных иллюстрированных и научно- популярных журналов (например, «Огонька»), ведь издания подобного направления были более доступны и понятны широкому читателю, чем так называемые «толстые» журналы. Итак, несколько цитат из хорошо забытого старого – статьи «Всемирной иллюстрации» (с сохранением некоторых грамматических форм того времени) с дивным заголовком «Уфа и ея замечательности»: «Вид города Уфы с недалекой высоты чрезвычайно красив: холмистое местоположение, омываемое рр. Уфой и Белой, кустарныя и луговыя поемныя равнины, обрывы громаднейших гор, безчисленное множество садов в городе, придают ему, так сказать, фантастически-идиллический характер. <…> В городе Уфе считается: 10310 муж. и 9839 женскаго пола. <…> Один ключ только под названием «Гремучка», вытекая из западного утеса, на половину его высоты, дает чистую и здоровую воду. Жители пользуются водой большей частью из реки Белой, а иногда и из домашних колодцев. Назад тому около 10 лет в самом центре города на базарной площади против гостинаго двора устроен фонтан, дающий очень хорошую и обильную воду, проведённую подземными трубами с с.-в. стороны из натуральнаго родника, находящегося верстах в двух от города… В пополнение описания мы помещаем на страницах журнала «Всемирная иллюстрация» виды г. Уфы. Вид г. Уфы с колокольни кафедрального собора с ю[жной] стороны подтверждает наши слова о безчисленном множестве садов в городе. Улицу от собора пересекает гостиный двор, помещенный на огромнейшей, так называемой «Базарной площади»; в конце той улицы видна церковь – перепутье из здешней многострадальной жизни в жизнь, «где ж несть болезней ни печалей». Влево возвышается церковь, названная именем Александра Невскаго, заложенная Александром I на средства дворян. Вид уфимскаго кафедральнаго собора и вид внутренности мы находим также не лишенным интереса: первый по красивой архитектуре и той местности, где расположен, а второй по изящной резьбе иконостаса и отделке его. Собор окружен садом, названным «Мариинским парком»… Помещаемый рисунок внутренностей собора снят был, судя по стоящему на лестнице рабочему, во время исправления иконостаса <…> Церковь св. Спаса… по проэкту священника, потом протоиерея Несмелова… составляет украшение лучшей в г. Уфе улицы, называемой Казанскою. Уфимские жители, потому что Спасская церковь похожа на Казанский собор, зовут эту улицу своим Невским. <…> Четвёртый вид – это часть города «Старой Уфы», где на возвышенной местности, омываемой р. Белой, стоит обитель женскаго монастыря». Прошу обратить внимание, что текстовая часть несколько расходится с иллюстративной. Автор текста не указан, поэтому достоверность приведённых фактов вроде как можно ставить под сомнение. Но, скорее всего, автором был либо Николай Гурвич, либо Руф Игнатьев, т.е. достаточно серьёзные исследователи. «Недалёкая высота» – это возвышавшаяся над городом и тогда не застроенная Усольская гора (улицы С. Перовской, Некрасова, Высотная). Где находился ключ с забавным названием «Гремучка», мы, вероятно, никогда не узнаем, хотя слова «западный утёс» прямо указывают на место, близкое к нынешнему району Телецентр. Зато достоверно известно, что в «фонтан» у Гостиного двора (там, где ныне находится сквер Ленина) вода поступала из родника на Архиерейском хуторе, находившемся в районе нынешнего Аграрного университета. «Церковь – перепутье из здешней многострадальной жизни» – это храм на не существующем ныне Ивановском кладбище (между ул. Революционной и парком имени Якутова). О Мариинском парке больше никто и нигде не упоминал, ведь с 29 августа 1871 г. официально в ходу было название «Ушаковский парк». Но ведь заложенный ещё в 1867-м губернатором С.П. Ушаковым парк до обращения Уфимской городской думы к императору, возможно, так и называли. С учётом длительности процесса выхода журнала в свет (с фотографий были сделаны рисунки, а потом уже с них – гравюры) и вероятного отставания от текущих событий (не было даже железной дороги) вполне возможное объяснение. Вид на Старую Уфу и Троицкую церковь (как и вид на Воскресенский собор), как это следует из текста, тоже планировали поставить в номер, но, видимо, не хватило места. Зато осталась гравюра, которую в качестве эскиза использовал для создания в 1886 г. небольшой работы автор картины «Грачи прилетели» Алексей Саврасов. Что же касается Спасской церкви на Казанской улице (ныне Октябрьской революции), то вид её на гравюре в деталях кое в чём отличается от тех изображений, что известны по открыткам и фотографиям начала ХХ века. Это же можно сказать и об иллюстрации с внутренним видом Воскресенского кафедрального собора. Остаётся только надеяться, что когда-нибудь найдутся и фотографии, на основе которых были сделаны гравюры в журнале. Так же, как в 2001 году, неожиданно «нашлись» фотографии Уфы 1867 года. 143 года назад они вполне бы могли украсить и «Всемирную иллюстрацию», но почему-то туда не вошли.
Анатолий ЧЕЧУХА |