ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Вектор бизнеса
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов встретился с Уполномоченным при президенте Р...

Звезда легендарного комдива
Рустэм Хамитов передал орден Красной Звезды командира 112-й Башкирской кавалерийс...

Идем голосовать!
18 сентября наряду с выборами в Государственную думу РФ, довыборами депутатов Госс...

Статус - «юбилейные»
С инициативой проведения акции «К 100-летию Башкортостана – 100 новых объектов» выс...

Из Мексики – в Уфу
На торжественной церемонии закрытия V Всемирной Фольклориады в Мексике республик...

«Мирас» покорил Биллингем
Уфимский ансамбль песни и танца «Мирас» представил республику и Россию на 52-м Меж...

Послание для поколений
В первый день осени открылся новый сквер. «Аллея лучших выпускников», прогулочные...

На станцию «Цветочная»
В августе на районных площадках города прошли фестивали цветов. А в Демском парке ...

Экспериментальный мусор
Первая площадка по раздельному сбору мусора установлена в парке «Первомайский».

В зоне доступа
Уфа заняла 9-е место в рейтинге продвинутых Wi-Fi городов.
Подключиться к Всемирной...


120 «Тайн озера Шульган»
Презентация выставки известного графика Айрата Терегулова прошла в музее имени Н...

Диван для кота
В Уфе открылось первое кафе, где полноправными обитателями стали… кошки!
«Котей...


Кубок у «Салавата»
Хоккеисты «Салавата Юлаева» стали обладателями Кубка Республики Башкортостан, п...




     №9 (178)
     Сентябрь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Возвращение Хусейн-бека


Впереди еще немало теплых дней, но туроператоры уже подводят первые итоги минувшего сезона. Одним из главных трендов по-прежнему остается развитие внутреннего туризма. Башкортостан обязан нащупать свою неповторимую «золотую жилу» - свой эксклюзив. В сознании многих въезжающих туристов наша республика ассоциируется с исламом. Наш гостиничный бизнес откликнулся на перспективный тренд: как минимум в двух отелях готовы предложить номера со статусом «Халяль», и в республике не возникнет проблем с поставками разрешенной для мусульман продукции. Конечно, у нас пока нет достопримечательностей уровня музея-заповедника «Великий Болгар», например, как у наших соседей. Но среди верующих очень популярна  святыня на горе Нарыстау. Только в прошлом году эти места посетило более 80 тысяч паломников. А в 50 км от Уфы расположены овеянные легендами мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана, которые при должном внимании могут стать достойным археолого-туристическим комплексом.


Халяль френдли
Между тем, согласно исследованиям, инициированным крупными игроками гостиничного бизнеса, в ближайшие годы ставку нужно делать на туристов-мусульман, так как, по прогнозам, потребность в халяльном отдыхе с каждым годом увеличивается на 20 процентов. В России такой вид туризма только зарождается, и, если рассматривать его как уникальную нишу для бизнеса, то Башкортостан, безусловно, может за нее побороться.
 Наличие развитого халяльного рынка – не только залог увеличивающегося потока гостей из других стран, но и развивающийся внутренний туризм, так как число мусульман в России превышает 25 миллионов.
 - Наше ведомство совместно с ведущими туроператорами республики разрабатывает путешествия с учетом стандартов халяль. Они дают возможность совместить посещение самых знаковых мест для мусульман всего мира, насладиться незабываемыми пейзажами природы и восстановить силы, - говорит председатель Госкомитета по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязитдинов. - Сегодня туристической фирмой «Юлбарс» разработан и реализуется 12-дневный «Зеленый маршрут - «Башкортостан: Земля Урала». Акцент в нем сделан на созерцание природных красот и посещение святых мест: мавзолей Хусейн-бека, Нарыстау, Мужавир хазрат, гора Тупсан и Шамигул хальфа в Кугарчинском районе, курган Бабсак бия в Бурзянском районе, Гатаулла ишан в Хайбуллинском районе, мавзолеи Тура-хана, Бэндэбикэ.
Для тех, кто не располагает таким запасом времени, доступны сокращенные программы на один-три дня. В этом году их посетило более 300 человек. Много это или мало? Не вызывает сомнения, что потенциал гостеприимной республики значительно выше.
Среди сдерживающих факторов: недостаточно развитая инфраструктура в окрестностях турмаршрута, способная удовлетворить потребности взыскательных путешественников.
Еще одна ложка дегтя - довольно высокая цена и отсутствие у местных туроператоров дополнительных источников финансирования (и, возможно, – желания) для проведения массовой рекламы готового продукта.

Преклонял ли
колени Тамерлан?
Едва различимые холмы и впадины, с редкими зарослями, останутся вне поля зрения случайного прохожего, и только археолог заподозрит в них следы исчезнувших поселений и последних пристанищ давно умерших людей. А вот каменное строение, испещренное временем, да еще и на действующем кладбище без внимания не останется. Мавзолей первого имама на территории Башкортостана – хаджи Хусейн-бека известен не только правоверным, но и всем любителям отечественной средневековой истории. До революции он был одной из главных святынь, паломничество к нему приравнивалось к малому хаджу. Старожилы говорят, что во время Гражданской войны, уходя на фронт, солдаты посещали гробницу и молились святому.
В 1985 году уфимский археолог кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологических исследований Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН Геннадий Николаевич Гарустович произвел раскопки захоронений, и останки Хусейн-бека надолго покинули свое пристанище, став объектом научных изысканий. Однако этим летом на ежегодном сходе мусульман, при участии Верховного муфтия, председателя Центрального духовного управления мусульман России Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина они были перезахоронены.
Возвращение останков стоявшего в основе распространения ислама на Южном Урале и широко признанного еще при жизни Хусейн-бека, несомненно, вызовет новую волну паломничества к его усыпальнице.
Но чтобы сделать из мавзолея достойный туристический объект, необходимо серьезно позаботиться о его сохранности. Несмотря на то, что он относится к памятникам федерального значения, отношение к нему пока еще не соответствует его значимости и ценности.
- Хорошо бы запретить хоронить поблизости от гробницы, иначе историческая часть кладбища будет совсем утрачена, - считает Геннадий Николаевич. - В 1980-х старинная часть кладбища «Акзиярат» была еще в сохранности, у меня есть копии эпитафий со ста надгробий. Также, согласно дореволюционным фотографиям вблизи от усыпальницы был колодец для омовения паломников. Его еще можно обнаружить и восстановить.
О мавзолее Хусейн-бека изобилует информация, не соответствующая истине. Так происходит, когда люди мало знают, и тогда интересный факт быстро обрастает различными фантазиями.
До сих пор популярна легенда о том, что мавзолей построил Тамерлан. Ее рассказывают все экскурсоводы. Согласно этой версии Великий Хромец оказался в наших краях, когда шел походом на Золотую Орду. По одной версии, прослышав о деяниях первого имама, Великий Тимур преклонил колени и повелел построить мавзолей. По другой – остался на зимовку в ставке местного хана, а зима выдалась настолько суровой, что умерли шесть его приближенных, которых он похоронил рядом с мавзолеем.
Расшифровать куфический текст, выбитый на древних могильных камнях, задача архисложная. И первый их исследователь – краевед Руф Игнатьев допустил при переводе несколько фактологических ошибок. Но в 1965 году надгробия исследовал известный казанский тюрколог Гарун Юсупов. Он перевел эпитафии на надгробии самого имама и шести плитах, расположенных рядом с мавзолеем. На них были указаны даты смерти: все погребения относятся к концу XVII - началу XIX века. Поэтому они никак не могли быть мурзами грозного завоевателя. Геннадий Гарустович предполагает, что это захоронения уважаемых местных религиозных деятелей.
Что же до Тамерлана, то археологи считают, что он никогда не был в наших краях. Ведь пробыв на территории Улуса Джучи всего полтора месяца, он просто не мог преодолеть такое большое расстояние и построить мавзолей.
Наиболее достоверной и доказанной считается версия, что кешене был воздвигнут по приказу золотоордынского хана Узбека. В XIV веке была традиция таким образом увековечивать места погребений знатных мусульманских вельмож. В XV веке подобные усыпальницы уже не строили, потому что к тому времени Золотая Орда распалась, а значит, не стало заказчика и источника финансирования.

Где мощи Тура-хана?
Не меньший интерес представляет и мавзолей Тура-хана, который находится неподалеку от деревни Нижние Термы. К этой гробнице, которая еще называется Большой кешене, прибита табличка – памятник XII века. Что неверно. Мавзолей также был воздвигнут в XIV веке. Уникален он тем, что сохранился в своем первозданном виде, в отличие от мавзолея Хусейн-бека, реконструированного в 1911 году и фактически отстроенного заново на старинном фундаменте. Геннадий Гарустович утверждает: разные авторы, жившие в XVII, XVIII, XIX веках, писали, что оба мавзолея были абсолютно идентичны друг другу по форме. И это видно на дореволюционных фотографиях. То есть гробница Хусейн-бека была реставрирована с отступлением от оригинала. Возможно, это произошло потому, что у мастеров было недостаточно сведений о том, как выглядел мавзолей до своего разрушения.
Раскопки в гробнице Тура-хана производили московские архитекторы из Института реконструкции в 1976 году. Они вскрыли два захоронения в Большом кешене. В одном обнаружили скелет мужчины, имевшего при жизни крупное телосложение. Он был одет в рубаху, подол которой украшал орнамент в виде ленты из кружков. Вероятно, это и была могила Тура-хана. В другом захоронении кости были перемешаны, это был женский скелет и наверняка принадлежал его супруге. Останки археологи увезли с собой, и судьба их неизвестна. После вскрытия гробницы пол ее был залит бетоном, поэтому теперь можно и не догадаться, что эта постройка была усыпальницей. Бытует мнение, что это и не мавзолей вовсе, а Дом правосудия. Но изначально постройка находилась посреди старинного кладбища, утраченного примерно в 30-е годы прошлого века. Старожилы, жившие в ближайших деревнях, рассказывали, что вокруг мавзолея были надгробия с арабскими письменами. Вероятно, на этом кладбище покоились знатные люди. В то время позволить себе каменное надгробие мог только богатый человек.
Но еще до войны приехали неизвестные люди, выкорчевали все могильные камни и выбросили в реку (так тогда боролись с религией).
Неподалеку от Большого кешене находится Малый. Сейчас он скорее напоминает груду камней, которые к тому же покрыты зарослями. Посетив мавзолей Тура-хана и побродив по окрестностям, мы так его и не обнаружили. Но как было бы замечательно, если бы и этот мавзолей восстановили, а также память о том, что когда-то на этом месте было древнее кладбище. Тогда это был бы полноценный туристический комплекс, который не стыдно показать даже искушенным иностранцам.
Согласно официальной версии именно в Малом кешене покоится супруга Тура-хана Сахип-джамал – в многочисленных справочниках так и написано. Но Геннадий Николаевич, проводивший в нем раскопки, отрицает это. Надгробный камень, который был установлен якобы на могиле Сахип-джамал, расшифровал Гарун Юсупов: захоронение относится к XVII веку, и покоится там неизвестный мужчина.
Во время изысканий археологами было обнаружено четыре погребения в Малом кешене. В трех были похоронены мужчина и женщина, подросток 14 лет. Но самой интересной оказалась четвертая могила. В захоронении находился скелет пожилой женщины. Археологи сразу обратили внимание на странный факт: похоронена она не по мусульманскому обычаю – лицом на Мекку. А когда изучили останки, стало ясно, что произошло это, вероятно, случайно.
В целом же мавзолей Тура-хана - уникальный объект, сохранившийся практически в первозданном виде. Не хватает лишь одной детали – остроконечной верхушки купола, который был сделан из легкого вулканического туфа. Возможно, этот материал доставляли водным путем из Болгара. Стены мавзолея выполнены из местного известняка, точно такой же материал использовался при строительстве усыпальницы Хусейн-бека.



30-летний проповедник

Данные, полученные в ходе археологических исследований, пролили свет на биографию самого просветителя и помогли исправить допущенные ранее ошибки.
- В кешене (тюркский мавзолей) было изучено девять захоронений. Центральное погребение принадлежало Хусейн-беку: он, как и остальные, лежал в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг, Мекку. Второе - его супруге, на момент смерти которой едва ли исполнилось 30 лет, - говорит Геннадий Гарустович. - Еще в одном взрослом погребении, согласно генетической экспертизе покоился ее младший брат, умерший в 17-летнем возрасте. В остальных шести могилах были захоронены дети Хусейн-бека. Двоим было 12 и 9 лет, остальные – младенцы.
 Так, краевед Руф Игнатьев писал, что Хусейн-бек умер в возрасте 76 лет.
Но исследования, проведенные антропологом из Института истории, языка и литературы УНЦ РАН  Алексеем Нечвалодой, установили, что на момент смерти он был еще очень молод:
- Хусейн-бек был представителем так называемого памиро-ферганского антропологического типа, который соответствует части населения Узбекистана и Таджикистана. С полной уверенностью можно сказать, что это был выходец из Средней Азии. Умер он приблизительно в 35 лет. Женщина в усыпальнице уже представляет другой центральноазиатский монголоидный тип.
Большой интерес представляют и надписи на надгробии. Они сообщают, что первый имам действительно родился в Туркестане, в городе Таласе - сейчас это территории Южного Казахстана. В то время этот город был крупным мусульманским культурным центром. Да и само имя святого позволяет судить о его знатном происхождении. В эпитафии написано: Хусейн-бек – сын Омарбека. Приставка «бек» давалась аристократам. Кроме этого, на надгробии написано: справедливый в своих решениях.
- Думаю, здесь требуется уточнение – в судебных решениях. Конечно же, главная функция наместников Золотой Орды – судебная. Я думал, что это только моя догадка, но потом наткнулся на тексты Заки Валиди, который рассуждал так же, - комментирует Гарустович. – Опровержимо и распространенное мнение о том, что Хусейн-бек был первым в наших краях имамом. Близлежащие Караякуповский, Горновский и Нижнехозятовский могильники, датируемые XII веком, были типично мусульманскими, что позволяет сделать вывод о том, что на территории современного Башкортостана ислам начали проповедовать раньше, чем принято считать (т.е. эпохи Золотой Орды, XIII-XIV вв.).

Туристы активнее посещают Башкортостан, такие данные опубликовал  Башстат. Объем платных услуг гостиниц в регионе за первые шесть месяцев этого года увеличился на 51 процент.
Отметим, что в республике сформировано 149 маршрутов, их перечень размещен на интернет-портале о туризме «bashkiria.travel». Наиболее посещаемыми местами отдыха и туризма можно назвать природные парки «Кандры-куль», «Иремель», «Мурадымовское ущелье», «Аслы-куль», национальный парк «Башкирия», государственный природный заповедник «Шульган-Таш», Южно-Уральский государственный природный заповедник, Башкирский государственный природный заповедник, Павловское и Юмагузинское водохранилища, озера Якты-куль (Банное), Мулдаккуль (Соленое) в Абзелиловском районе, сплавы по рекам Белой, Инзер, Зилим, Уфимке, Юрюзань, Ай, Деме, санаторно-курортные организации и горнолыжные центры Республики Башкортостан.

Исламские святые места Башкирии
Гора Ярштау
Самая высокая точка в долине реки Демы, на вершине которой покоится сахаб Усман сын Талхи, отправленный при пророке Мухаммеде для распространения ислама.
Гора Нарыстау, близ деревни Ильчигулово
На вершине горы обрели покой сахабы Зубаир сын Заита и Абдрахман сын Зубаира. Они проповедовали вместе с Усманом. Экскурсоводы утверждают, что ранее здесь были мавзолеи.
Село Туксанбаево
Родина поэта-просветителя Мифтахетдина Акмуллы.
Курган и мечеть Бабсак бия,
д. Акбулатово Бурзянского района
Знаменитый предводитель рода кипчак, с именем которого связан эпос «Бабсак и Кусяк».
Деревня Саиткулово Кугарчинского района
Родина религиозного деятеля Шамигул - Хальфа (наст. Шамигул Бадретдинович Бикбаев), члена братства Накшбандия. Учился в медресе в Бухаре, занимался врачеванием, получил признание как аулия. Совершил хадж.
Гора Масим
Считается самой высокой точкой в Бурзянском районе. На ее вершине расположена «Таш масет» (Каменная мечеть). Это не капитальное здание, а сооружение из каменных стен 0,5-1 метр высотой с отдельным входом. Такие мечети башкиры использовали для чтения намаза в летнее время.
Гора Ауш-Тау
Находится в Учалинском районе. В настоящее время на вершине есть надгробие, на котором выбита надпись на арабском языке. Перевод надписи означает: «Это могила шейха Мухаммада Рамазана аль-Ауши, 10 шагбана 651 года хиджры, в эпоху Берке-хана, в Новом Сарае».

Екатерина МАРКОВА, Альбина ЗУБАРЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости