|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Раскольников, сыграйте блюз!
Пьеса молодого драматурга Алексея Зайцева «Кофейный блюз» в 2015 году вошла в шорт-лист одного из самых известных в России Международных драматургических конкурсов «Евразия». История о молодом человеке, который не согласен жить как все и не хочет мириться с обыденностью, вызвала интерес уфимской публики - вначале на традиционной «Лаборатории современной драматургии», а затем - в качестве полноценного спектакля на малой сцене Русского драматического театра.
Накануне нового сезона мы беседуем с Владиславом Арслановым, исполнителем главной роли в «Кофейном блюзе», о том, почему современные пьесы уступают «надоевшей всем» классике и зачем нашему поколению нужна прививка совести. - Владислав, насколько я знаю, скоро у вас ожидается прибавление. В театральной семье (супруга Владислава – актриса Анна Асабина) дети должны идти по стопам родителей? - Запрещать точно нельзя, ровно как и уговаривать. Каждый должен сделать свой осознанный выбор. У меня было именно так, хотя по первому образованию я бухгалтер. Во время учебы в колледже стал заниматься в студенческом театре у Петра Шеина, - с этого все началось. Когда получил диплом, шел набор в Академию искусств. Решил: если не поступлю, то все, больше пытаться не буду. Получилось с первого раза. Но, если честно, не хотел бы, чтобы ребенок пошел по нашим стопам. Профессия тяжелая. Шеин в свое время говорил: театр - адский труд и копейки денег. А девочкам еще сложнее из-за конкуренции. - То есть в детстве вы не мечтали стать артистом? - Даже не думал об этом, но театр всегда любил. С малолетства мама водила меня на спектакли, и они мне нравились. Мечта есть сейчас - хочется больше разбираться в искусстве и, может быть, получить театроведческое образование. Но это пока в планах. - Зато в настоящем - хорошие роли. Есть среди них любимая? - Как и любому артисту, мне хочется быть больше занятым. Главных ролей пока две: Раскольников в «Преступлении и наказании» и Саша в «Кофейном блюзе». Конечно, из уже сыгранного самая важная - первая. Когда-то пробовал играть эту роль еще в студенчестве - было сложно, я ее не понимал. И сейчас с каждым спектаклем открываю что-то новое в себе и своем персонаже. Хорошо помню состояние на премьерном спектакле: прерывалось дыхание, сердце билось так, что в партере, наверно, было слышно. Хочется это состояние вернуть и удержать. Когда внутри все дрожит - это большой плюс к роли. Потому что, если хоть на секунду себя отпускаешь, то ты уже не Раскольников, а Чикатило, которому не жалко старушку. А основная идея - как раз в страдании. - Классика вам ближе по духу? - Был такой период, когда нравились современные пьесы. Есть и любимый автор - Василий Сигарев. Мне нравятся его фильмы, был бы рад сыграть в его пьесах. Но сейчас предпочитаю классику. Хотя сознаюсь, что не все осилил из того же Достоевского - «Бесов», например. Но говорят же, что это материал выбирает тебя, а не ты его. Значит, время не пришло. Мне было бы интересно сыграть Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите». Хотя этот материал заведомо сложен для постановки, и не во всех труппах есть Воланд и Иешуа. В современной пьесе нет таких сильных мотивов, нет персонажей, которые есть у Булгакова, Островского, Достоевского. Когда мы начинали играть «Кофейный блюз» еще на лаборатории, я читал пьесу и не понимал, что там может быть интересного: она же совсем бытовая, обыденная. Но приехал Михаил Лебедев - молодой талантливый режиссер, и картина сложилась в единое целое. Не спорю, есть действительно талантливые драматурги, а есть и прирожденные графоманы, их много. Иногда даже хочется дать совет: займись тем, что у тебя получается хорошо. Ведь потом с этой пьесой другим работать! Многое зависит и от режиссера, его вкуса. Иначе начинается пошлятина и малохудожественный КВН. - Но театру ведь все равно нужна современная пьеса? - Нужна, но проблем пока много. Зритель привык, чтобы ему все разжевали. Смотреть не задумываясь, не прикладывая усилий. А ведь это так здорово, когда спектакль и его сюжет не отпускают тебя несколько дней, неделю, месяц. Для этого надо развиваться, больше читать и ходить в театр не только на комедии. Пока же у нас даже обсуждение спектаклей порой сводится к уровню «нравится - не нравится». Не привыкли мы к серьезным дискуссиям. Хотя именно конструктивная критика помогает артистам держать себя в тонусе. - Может, это кризис жанра? - Нет, есть много тем, которые еще мало затронуты современными авторами. Нашему обществу все так же нужны вечные темы - совести, ценностей. Только нужно подавать их не банально, а неожиданно, чтобы человек смог сам дойти до этого. Мне интересна тема про детей-сирот. Она невероятно трогает и бьет по самым больным точкам. Когда в детдоме на пятерых человек одна пара коньков, а вокруг столько денег крутится, что некуда их девать. Если люди имеют по 7-8 машин - это как раз вопрос совести. Или сюжеты о стариках, которые прошли войну и еще живы. Хочется сказать людям: ну проснитесь уже! - Но будут ли на это ходить? Ведь всем нужен праздник… - Придется приучать постепенно, это долгий процесс. Некоторые люди так вообще в театр не ходят, другие ходят из-за буфета. А мне было бы стыдно сказать, если бы я ни разу не был здесь. - В сентябре откроется новый сезон. Посоветуйте, на какой спектакль стоит пойти уфимцам? - А зачем ограничивать выбор? Пусть зритель просто чаще приходит в театр, и не только в наш. Осенью у нас будут отличные гастроли Вахтанговского театра – это то, что нельзя пропустить. Ну и, конечно, премьеры нового сезона, надеюсь, будут удачными.
На старте - 155-й Новый театральный сезон в Русском драматическом театре откроется 27 августа премьерным спектаклем «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского. 29 августа на большой сцене можно увидеть еще один новый спектакль (премьера состоялась в июне 2016-го) - «Палата бизнес-класса». А 3 и 9 сентября на малой сцене - «Кофейный блюз».
«Вахтанговцы» в Уфе! Со 2 по 10 сентября на сцене Русского драматического театра пройдут гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова (Москва). Уфимцы смогут увидеть лучшие спектакли легендарного театра – «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Дядя Ваня», «Посвящение Еве», «Дядюшкин сон». В ролях: Владимир Этуш, Мария Аронова, Василий Лановой, Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков и многие другие.
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |
|
|