|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Железный трон Калигулы
Калигула. Теперь слушай. Вопервых: все патриции, все граждане Империи, располагающие какимилибо средствами не важно, большими или малыми, это все равно, обязаны лишить своих детей наследства, завещав все государству. Управитель. Но, Цезарь... Калигула. Я еще не давал тебе слова. Исходя из наших нужд, мы будем этих людей казнить в порядке свободного списка. В нужном случае этот список можно будет изменять как нам заблагорассудится. Таким вслед за римским летописцем Светонием, увидел римского императора Альбер Камю. (Современные историки более осторожны в своих выводах, но мы говорим о пьесе). Похитить жену придворного, у другого убить отца, у третьего сына это еще далеко не все, на что он был способен, хотя эпизод с конем Инцитатом, который сделался сенатором, драматург почемуто не использовал. Словом, все персонажи существуют на одной сцене с тираном, хорошо понимая, что прямо сегодня могут пополнить список жертв. Причем персонажи не какиенибудь, а многоопытные придворные. «Если он не вернется, заменим его. Между нами говоря, недостатка в императорах нет», замечает один. Смерть ради конфискации имущества и за неудачное стихотворение, смерть без всякого повода от жестокости и проницательности императора не спрячешься нигде. Но скоро зритель начинает волноваться не о том, что еще выкинет порфироносец, а о том, почему никто не возьмет на себя миссию расправы с ним. Что ж не прячут в тоги ножи потомки тех, кто не так давно (85 лет назад) убил Цезаря? Но нет, мы видим, насколько велики цементирующие свойства страха. Ну вот, один, наконец, решился, крутит за спиной кинжал. Не получилось. Обычного человека от убийства отделяет некий барьер. А что касается властителей, много к чему может подталкивать государственная необходимость. Но чтобы сделаться настоящим тираном, к этому нужно иметь вкус. Его у Калигулы сколько угодно. Зритель начинает мечтать о другой породе людей, которые презирают смерть, которые способны пойти на арену со львами, но не дать играть с собой в эти презренные игры… Однако нам к тому же сообщают, что в его действиях есть какойто высший смысл. Все дело в том, что после смерти возлюбленной Друзиллы ему открылась абсурдность мира и он хочет достичь невозможного. Страдает от одиночества. Поверяет свои раздумья зеркалу: на шести экранах у сцены появляется лицо актера Вадима Клысова, словно специально созданное для этой роли. После очередной казни он может вновь обернуться человеком и пару минут побыть в этом качестве, пообщаться со старым другом. С более крупным умом способен быть предельно откровенным (на это многие покупались). «Постарайся его понять», требует его подруга Цезония. Да и, в конце концов, что такое эта римская аристократия, над которой он издевается, есть ли грех, к которому она непричастна? А он еще и стихотворение нам прочитает, про Венеру! Ибо не чужд искусств. Словом, в действиях Гая Юлия Цезаря Августа Германика есть высший смысл, его не может не быть, ведь он действует так целенаправленно! Еще поверишь, пожалуй. Ну где же ты, наконец, преторианская гвардия? Когда положишь конец исканиям этого максималиста? Поведение окружающих по отношению к тому, кто хочет Луну, тоже предмет интересный. «Моя работа [по ее добыче, то есть] продвигается», уверяет преданный раб Геликон (Шагит Хамматов). Большинство патрициев трепещут и повинуются, исходя из логики «авось пронесет». Сципион (Салават Юлдашбаев) отказывается мстить за смерть отца, заявляя, что он понимает ход мыслей Калигулы кажется, этот герой уж целиком плод воображения автора, однако история похожие примеры знает… Цезония (народная артистка РБ Рушанна Бабич), продолжая любить и поддерживать, давно перешла грань, за которой данное естественное женское стремление становится неуместным; для нее главное объятия сегодня, а о том, к чему все идет, лучше не думать. И, наконец, Керея (Рамзиль Сальманов) человек действия. Он не только возглавляет заговор, но и способен заявить тирану в лицо: «Ты всем мешаешь, и нужно, чтобы ты исчез». Почему? Потому что, если уж на то пошло, как мыслящий субъект он равен ему. «У меня другое представление о человеческом долге», добавляет Керея. На самом деле Калигула у Камю фигура сложная. Автор дарит ему немало остроумных реплик и блестящих силлогизмов. «Мы всегда свободны за счет других» попробуйте возразите. Это бунтующая личность. «Мир, такой, как он есть, невыносим. Следовательно, мне нужна луна, или счастье, или бессмертие, что угодно, пусть даже безумие но не от мира сего», говорит он и пытается быть последовательным в этой мысли. Он противостоит римской знати, для которой «добродетель» и «основы общества» лишь прикрытие, и дай ей волю она сама продолжит раскачивать хрупкое равновесие мира ради шкурных интересов. Казня направо и налево, отказывается от трех войн вы уверены, что те правители, которые жертвуют жизнью в соответствии с более привычной логикой, действительно лучше? Он проводит «педагогический эксперимент» с целью лишить сограждан иллюзий, объяснить им наконец, что судьба жестока и слепа, что никакого порядка в мире нет но зато каждый волен покорно принимать это или взбунтоваться, подняв руку на палача. Лица убийц одно за другим высвечиваются в темноте. Наконец. Получается, на самом деле от них изначально коечто зависело… У императора были последователи. Стоит вспомнить, что первая редакция пьесы была создана в 1937 году в пору набирающего силу фашизма. Камю просто намеренно убирает из их речей все то, что может показаться привлекательным в конкретный исторический момент. И оставляет в чистом виде кризис смыслов и желание привнести смыслы новые, пусть даже ужасные. Они эти у разных калигул, как правило, в итоге похожи. И всетаки герой Камю в конце концов осознает, что «шел не тем путем». Не победил абсурдность мира, а умножил. Но персонажи «Игры престолов» и этой рефлексии лишены напрочь. Поскольку сегодня нам хочется зрелищ. Зарядившись впечатлениями и перечитав пьесу, я решила пообщаться с режиссером директором театра Азатом Зиганшиным. «Калигула» высказывание настолько острое, что напрашивается вопрос: как вы пришли к этой постановке? Я увлекся этим героем еще в «Щуке», когда мы изучали зарубежный театр. Увлекся в первую очередь как актер, потому что перелив красок в нем огромен там столько всего, что можно сыграть Калигулу и больше ничего не играть. Приехав в Уфу, думал, как это поставить. Нужен был актер. Долго присматривался и в конце концов в спектакле стерлитамакского театра «Живи и помни» увидел Вадима. Увидел в нем нерв, который можно вытащить. Ну а получилось или нет второй вопрос. Я всегда говорю: «Мы хотя бы попытались». Со времени написания пьесы тезис об абсурдности мира оброс новыми доказательствами. В природе все в гармонии. Это мы ее нарушаем. Сегодня увлеклись технологиями, наши дети не вылезают из телевизоров и компьютеров посмотрим, что будет поколения через три! Нанотехнологии нас поработили. Но, помоему, это не ведет к развитию души, нет подпитки какойто живой правдой. Так нельзя, и мировая история об этом прекрасно знает. А вообще мы не боги, чтобы давать ответы на такие вопросы. Мы скорее незнайки. Просто занялись этой пьесой, которая на самом деле бездонна. Пьеса – философская лаборатория. Но можно ли проступками человечества оправдать тирана? Здесь он осознает, что делает, и велик хотя бы этим. Хотя остановиться уже не может. А еще в жизни бывает так: человек с тобой пьет чай, а потом за твоей спиной такое делает! Открытый враг достоин уважения. Калигула о своих мотивах говорит прямо. В спектакле немало жестоких сцен… Я мог бы ставить спектакли только добрые и веселые. Думать только о светлом. «Чтобы солнышко светило, чтобы всем его хватило». Я и поставил немало таких комедий с костюмами, танцами живем, ребята! «Мультфильмы для взрослых» так я их называю. Но атмосфера жизни сегодня другая. В ней есть драма. Недаром в Турции ставят спектакль об убийстве Цезаря, в Театре Вахтангова «Царя Эдипа», в Башдрамтеатре поставили «Антигону». Мы не договаривались, честно. Жестокость в театре допустима, если того требует смысл. Не ради нее самой. Если вы заметили, я поступал этично. Вы не представляете, что могли бы сделать из этого материала в немецком театре! Я посмотрел их «Гамлета» и был в шоке (а это так и называется «театршок»). Причем они творили все это с удовольствием. Тут и подумаешь, что людям сцены насилия просто нравятся. Что в каждом из нас сидит Калигула. Просто он хорошо маскируется.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|