ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Евразия: навстречу интеграции
Глава республики Рустэм Хамитов принял участие во встрече министра иностранных д...

Прогноз стабилен
Агентство Standard & Poor`s вновь подтвердило стабильный прогноз Уфы в рейтинге кредит...

Инновациям - зеленый
22-24 марта на площадках ВДНХ-Экспо в рамках Российского промышленного форума прошл...

Чей двор лучше?
Столичная мэрия выступила с инициативой проведения нового общегородского конкур...

«Сбросились» на подгузники
Депутаты городского Совета провели благотворительную акцию в детской клиническо...

Питание по-новому
С 1 апреля детские сады столицы республики перешли на аутсорсинг. Теперь питание б...

Черниковка хорошеет
В текущем году в рамках Программы комплексного развития транспортной инфраструк...

Жи-ши - с буквой «И»
8 апреля в 13.00 начнется Международная образовательная акция по проверке грамотнос...

Корона для Земфиры
17-летняя уфимка Земфира Байдавлетова стала обладательницей Гран-при конкурса кра...

Такие взрослые куклы
21 марта Башкирский государственный театр кукол отметил 85 лет со дня образования. <...

«Папа» уфимского джаза
Саксофонист Марат Юлдыбаев выступит 7 апреля в Башкирской государственной филарм...

Победил всех
Рапирист Тимур Сафин успешно выступил на Кубке мира по фехтованию-2017.
В финале т...


Забуксует ли «Локомотив»?
В начале апреля футболисты ФК «Уфа» проведут две встречи с московскими железнодо...

Ретрокалейдоскоп
775. 5 апреля 1242 года войско Александра Невского разгромило рыцарей Тевтонского орд...




     №4 (185)
     апрель 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Тептярские казаки в Уфе, Оренбурге и Париже


Коротко объяснив польскому историку происхождение и историю тептярей, я вдруг осознал, что соотечественники варшавского профессора должны были хорошо знать казаков-тептярей. В 1812 году польские уланы, воевавшие во французской армии, имели постоянные боевые стычки с русской иррегулярной конницей из башкир, казаков и тептярей. Уже 26 августа 1812 года командир 1-го тептярского полка Николай Александрович Темиров сообщил в рапорте о захвате его полком первых пленных - поляков и испанцев.
Впрочем, об участии тептярей в наполеоновских войнах забыли не только бывшие неприятели, но и многие российские историки. Автор великолепной монографии Рамиль Насибуллович Рахимов посетовал на короткую память некоторых военных историков. В своей книге он приводит характерный диалог с одним серьезным историком Отечественной войны 1812 года, который заинтересовался темой научных изысканий Рахимова. На вопрос: «Какой проблемой вы занимаетесь?» последовал ответ: «Тептярями, их воинской службой». А далее, на следующий вопрос: «Что за тептяри? Какое отношение они имеют к русской армии?» оставалось лишь предложить собеседнику перечитать «Дневник» Д. В. Давыдова о партизанских действиях в 1812 году. На следующий день, встретившись вновь в архиве, Рахимов услышал от вчерашнего собеседника: «Вы знаете, я Дениса Васильевича читал много раз, но каким-то образом не обращал внимания на присутствие тептярей в его отряде».
Вместе с тем наряду с официальной историей в России всегда существовала семейная или родовая, в которой действовали не государственные учреждения, а живые люди с их прожитыми вместе со страной жизнями. Иногда судьбы людей пересекались самым неожиданным образом. Казалось бы, какая связь между тептярскими полками и писателем Владимиром Набоковым? Его прадед барон Фердинанд Николаевич фон Корф последовательно с 1835 по 1842 годы был командиром 1-го и 2-го тептярских полков. Он был женат на дочери бузулукского помещика Александра Федоровича Шишкова - Нине Александровне, который известен благодаря воспоминаниям С.Т. Аксакова как отвергнутый жених Надежды Тимофеевны Аксаковой (сестры писателя). На его семнадцатилетней дочери Марии 24 сентября 1859 года женился Дмитрий Николаевич Набоков, министр юстиции, дед писателя Владимира Набокова.
Другой пример. С 1798 по 1804 год 1-м тептярским полком командовал Петр Николаевич Пекарский - отец академика Петра Пекарского. Будучи сержантом, Петр Николаевич сопровождал в свое время депутацию уфимских дворян к императрице Екатерине II. Как писал его сын академик Петр Петрович, Петр Николаевич рассказывал, что для него «страшное было время, когда он командовал полком в царствование императора Павла. Строгости в военной службе доходили тогда до крайних пределов, всякое ничтожное упущение, а иногда просто донос навлекали на служащих строгую ответственность, почти всегда несоразмерную вине. Точный и исполнительный до пустейших мелочей, Пекарский, однако, ложась спать, каждый вечер усердно молил Всевышнего «сохранить его цела и невредима среди окружавших тогда каждого начальника полка напастей».
Однако первыми командирами тептярского полка были офицеры Донского казачьего войска. Следует отметить, что о тептярях написано много научных работ, тем не менее до сего времени нет ясного мнения относительно того, можно ли их считать отдельным этносом или только сословной группой. При этом все исследователи сходятся во мнении, что тептяри образовались в Башкирии из так называемых припущенников. Башкиры-вотчинники (владельцы земель) разрешали временно заселяться им на своих землях на правах припуска, т.е. уплачивая арендную плату либо неся за аборигенов какую-либо службу. Сословие просуществовало до 60-х гг. XIX века, занимая своеобразную нишу между государственными крестьянами и военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками). В этническом плане с середины XVIII века сословие пополнилось за счет активной миграции народов Поволжья и Прикамья: татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов. На конец XVIII века тептяри-татары составляли 40% от общего числа; марийцы - 38%; чуваши - 18%; удмурты, башкиры, мордва - 4%. Представители сословия исповедовали ислам, христианство и язычество. К концу XVIII века в Оренбургской губернии насчитывалось чуть больше 50 000 тептярей. На них опиралась местная администрация, подавляя башкирские восстания, они стали основной рабочей силой на строительстве Оренбурга, Стерлитамака и крепостей на линии, возке соли из Илецкой защиты. Тептяри, наряду с башкирами и мишарями, участвовали в Азовском походе, а также в начале Северной войны в «швецком походе».
В 90-е годы XVIII века правительство вознамерилось уравнять их в податях с государственными крестьянами. Однако те, напомнив властям о своей военной службе, категорически отказывались переходить в сословие крестьян. Власти решили воспользоваться этим желанием. Дело в том, что Петр I создал в России рекрутскую систему, которая очень дорого обходилась государству. Новую армию нельзя было распустить в мирное время по домам, а её содержание поглощало 73% бюджета государства. Поэтому правительство желало иметь такие части, которые находились бы на самообеспечении и сохраняли высокие боевые качества. Так, 18 апреля 1790 года было принято решение сформировать пятисотенный полк, комплектующийся и находящийся на содержании тептярей. Формирование поручалось генерал-фельдмаршалу Г.А. Потемкину-Таврическому. При этом отводилась конкретная задача - прикрывать русско-польскую границу в условиях, когда Россия одновременно вела войну с Турцией и Швецией. Князь Потемкин назначил первым командиром полковника Донского войска Якова Захаровича Сычева. Воинское подразделение создавалось на следующих условиях: личный состав комплектовался из тептярей; они же обеспечивали полк лошадьми, обмундированием, продовольствием, фуражом. Вооружение - ружья и сабли полагались казенные. Срок службы определялся в 15 лет. Формирование проходило в Уфе. Наличный состав составлял 540 человек и 1035 лошадей. 23 июля 1791 года полк получил наименование «Уфимский казачий полк». Ко времени полного укомплектования полка необходимость в его переброске к западной границе отпала, и было решено отправить его на южную границу Оренбургской губернии, где участились набеги казахов. В боевых действиях 1796-1797 годов с кочевниками принимали участие тептяри Уфимского казачьего полка. Рескриптом Павла I от 21 февраля 1797 года награждались офицеры - участники столкновений, а «чиновникам тептярского полку и башкирским бывшим в деле против киргиских воров» предлагалось выдать в качестве поощрения треть жалованья. Нижние чины как регулярных, так и иррегулярных войск получили по рублю.
22 июня 1798 года было предложено сформировать 2-й тептярский полк. Для новобранцев определялись параметры соответствия службе: «Выбрать людей здоровых, ростом не ниже четырех вершков (160 см), а по летам от 20 до 30 лет». Полки получили название 1-й и 2-й Тептярские конные, а их шефами с 12 июля 1798 года были назначены майоры Пекарский и Никифоров.
Некоторые офицеры и чиновники в 1798-1801 годы жаловались специальными наградными медалями «на различные случаи», учрежденными Павлом I 12 марта 1798 года. Медали чеканились по дипломатическим соображениям без определенных дат и не несли на себе каких-либо надписей, отражающих события, за которые даны. Это были своего рода универсальные медали, предназначавшиеся в различных непредвиденных случаях как для награждения «братских иноверцов». Башкирам, мещерякам, калмыкам и тептярям они вручались на черной муаровой ленте ордена Иоанна Иерусалимского для ношения на шее.
Высокую оценку тептярским полкам дал в своем «Примечании» Я.П. Гавердовский, впоследствии поручик свиты Его Императорского Величества: «Ничто не может сравниться с устройством, ловкостью и необходимостию сих иррегулярных команд, они будучи от натуры привыкшими к верховой езде вскорости делаются способными регулярно на оной действовать и с порядком исполнять все повеления, так что от попечения начальника, при самом слабом обучении, они в короткое время производют многие нужнейшие евалюции а по врожденным их склонностям, самое малое и весьма скудное продовольствие достаточно для их содержания; они будучи всегда заняты службою на линии, и ближе всево приводимы к регулярному порядку лишаются ничтожества, привыкают к обществу и со врожденною храбростию бдительно и неподражаемо исполняют свои должности, так что соответствуя почти совсем регулярным легким войскам, они не только здесь, но и для важнейшего неприятеля с пользою употреблены быть могут; установление сих полков границе здешней принесена немалая польза, ибо самое малое число хорошо учрежденного иррегулярного войска, здесь более может сделать, нежели множество регулярного…».
В 1807 году в связи с войной с Францией из Оренбургской губернии в состав российской армии были направлены значительные силы - 10000 башкир и 1-й Тептярский полк. Два полка башкир успели принять участие в боевых действиях под Тильзитом. Летом они вернулись обратно в губернию, а тептяри  оставлены для содержания кордонов по реке Неман.
В марте 1812 года 1-й Тептярский полк был переброшен на западную границу в город Вильно. 23 марта после смерти подполковника Никифорова получил нового шефа - майора Николая Александровича Темирова. Весной этого же года полк вошел в состав 1-й Западной армии, которой командовал Барклай де Толли. Уже в августе 1812 года подразделение захватило первых пленных и первые трофеи. Судя по сохранившимся документам, отряд Темирова с 26 августа по 11 сентября взял в плен более 150 человек, уничтожив при этом около 100 неприятелей. 10 сентября 1812 года 1-му Тептярскому полку было предписано войти в состав отряда Дениса Васильевича Давыдова. 13 сентября партия майора Темирова уничтожила 100 французских солдат и взяла в плен 12 человек. 15 и 16 сентября полк Темирова, действуя отдельно от отряда Давыдова, взял в плен 54 и 79 неприятельских фуражиров. 18 сентября он вступил в бой с французским отрядом, уничтожив 100 человек и взяв в плен 125. Тептярский полк вместе с отрядом 5-го пешего казачьего полка Калужского ополчения 15 и 16 октября вел бой у сел Семиново, Ступино, преследовал неприятеля до села Хмары. По русским данным противник насчитывал до 1200 человек пехоты и кавалерии. В ожесточенных боях было убито 70 человек, 95 человек взято в плен, а остальные отступили под натиском тептярей и ополченцев. За отличия к наградам были представлены: шеф полка майор Темиров к ордену Св. Владимира 4-й степени с бантом, прапорщик Мунасыпов к ордену Св. Анны 3-й степени, зауряд-хорунжий Ибрагимов к чину хорунжего. Как указывал в своем представлении Шепелев, эти воины: «на два пикета, сильно устроенные конницы и пехоты, с двух сторон стремительно бросились, разбили и в плен взяли, а потом с отличною храбростию действовали во все время сражения». Таким образом, осенью 1812 года 1-й Тептярский полк входил в состав отряда Темирова, действуя более двух недель самостоятельно на территории Юхновского уезда, прикрывая важную дорогу из Вязьмы в Калугу и ведя активную борьбу с партиями неприятельских фуражиров и мародеров. Затем полк соединился с Калужским ополчением, в рядах которого завершил войну. В этих боях тептяри также несли потери, плохо было с поставкой лошадей, заменой испорченного оружия. На 30 сентября в полку оставалось 120 человек.
2-й Тептярский полк, находившийся под Оренбургом, вышел в поход 8 сентября 1812 года. Его путь пролег через Самару, Симбирск, Арзамас в Нижний Новгород, куда полк прибыл 18 октября. Из него тептяри вместе с башкирами и мещеряками были направлены во Владимир. В декабре в составе бригады полковника В.А. Углицкого (Оренбургский Атаманский, 2-й Тептярский, 7-й Башкирский конный полки) был направлен в корпус графа П. Х. Витгенштейна. С декабря 1812-го по март 1813 года нес гарнизонную службу в Полоцке. В Заграничном походе русской армии, начавшемся в январе 1813 года, активное участие приняли оба полка. В январе-мае 1-й Тептярский полк состоял в казачьем отряде корпуса генерала от инфантерии М.А. Милорадовича и участвовал в боевых действиях на территории княжества Варшавского и в Саксонии. Вместе с другими частями российской армии полк 27 января занял Варшаву, 20 апреля участвовал в бою при Гросс-Гёршене, 8-9 мая был в сражении при Бауцене, 10 мая - в бою под Рейхенбахом.
8 июля полк перешел в казачий отряд генерал-майора П.М. Грекова, входивший в состав войск правого фланга под командой генерала от инфантерии графа
А. Ф. Ланжерона. В конце июля эти войска вошли в состав Силезской армии союзников. 1-й Тептярский полк входил в состав корпуса тремя сотнями, из которых в строю осталось менее двух. Это были те сотни, что воевали под командованием Темирова. 11 сентября 1-й Тептярский полк переведен в Богемскую армию союзников.
1-й Тептярский полк в составе корпуса Платова принял участие в «Битве народов» под Лейпцигом. Она началась 4 октября 1813 года наступлением Богемской армии на Лейпциг. Сражение шло весь день. Затем подошли Северная и Польская армии союзников. 5 октября в ходе сражения корпус Платова перешел в Польскую армию генерала от кавалерии барона Л.Л. Беннигсена. В ее составе он принял участие в заключительном этапе сражения.
9 марта 1814 года отряд, в составе которого находился 1-й Тептярский полк, прикрывал левый фланг главной армии во время боя при Арси-сюр-Об и принял участие в сражении при Фер-Шампенуазе 13 марта. На следующий день он был выдвинут к Провену для преследования отступающих к Парижу корпусов маршалов О.Ф. Мармона и А.Э. Мортье. 15 марта казаки Сеславина прошли вдоль берега Сены, отнимая у французских войск средства для постройки мостов. 17 марта отряд был под Парижем и участвовал в его взятии. Боевые действия 1-й Тептярский полк закончил штурмом Мелёна
23 марта 1814 года.
2-й Тептярский конный полк из Полоцка был направлен в действующую армию весной 1813 года. Вместе с Оренбургским Атаманским казачьим полком и 7-м Башкирским полком он 31 марта 1813 года прошел Дерпт (ныне Тарту), приняв участие в блокаде и осаде крепости Данциг. Военные действия продолжались в течение всего 1813 года - поскольку штурмовать крепость, гарнизон которой насчитывал сорок тысяч человек, тридцатью пятью тысячами осаждавших было невозможно. В исторической литературе сложилось мнение о том, что 2-й Тептярский полк в 1814 году находился под Данцигом в составе осадного корпуса. Публикация наградных списков участников наполеоновских войн, живших в Оренбургской губернии в 30-е годы XIX века, на основе архивных данных выявила факты награждения некоторых тептярей, служивших во 2-м полку, медалью «За взятие Парижа». Документы показывают, что в январе 1814 г. 2-й Тептярский полк в составе казачьего отряда генерал-майора С.Е. Грекова 5-го выступил на соединение с Силезской армией, а 18 марта участвовал во взятии Парижа.
Итак, 1-й Тептярский принял активное участие в Отечественной войне 1812 года, и оба полка участвовали в Заграничном походе 1813-1814 годов. Они использовались совместно с армейской кавалерией в боях против конницы противника. Арьергардные бои 1812 года, партизанские действия в отрядах Темирова и Давыдова, участие в сражениях при Бауцене, Кацбахе, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, взятие Парижа - этапы боевого пути 1-го Тептярского полка. Осада Данцига, взятие Парижа - боевой путь 2-го Тептярского полка. Командование верно оценило боевой потенциал полков, имевших большой опыт пограничной службы. Удачным было использование их в «малой войне», охране, дозорах, разъездах. Тептяри одинаково хорошо участвовали в перестрелках и кавалерийских атаках. Сотник Гадильша Абзанов «за ревность и прилежность» 17 августа 1813 года был пожалован в чин прапорщика. Знаком Отличия Военного ордена был награжден казак 1-го полка Нигаметулла Рякаев, а казак 2-го полка Ахмет Хусаинов - серебряной медалью «За взятие Парижа». Служивший там же Сабит Сартыков за участие в блокаде и осаде Данцига, где был неоднократно в сражениях, имел Знак Отличия Военного ордена, а Абдулмезит Мусагитов - медаль «За взятие Парижа». Все тептяри 1-го полка, как офицеры, так и нижние чины, получили в конце 1813 года серебряные медали «1812 год». После 1826 года тептяри обоих полков, находившиеся на службе, получили серебряные медали «За взятие Парижа».

Булат АЗНАБАЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости