 |
РУБРИКА "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ"Успех - во взаимодействии
- В СМИ довольно часто тиражируются случаи изъятия детей из семьи. Органы опеки в подобного рода материалах выступают в образе злых теток, только и думающих, как лишить ребенка «любящей» мамы. Часто на ее защиту встают сердобольные граждане. Они же, кстати, приходят в негодование, когда ребятишки получают тяжелые увечья в семье или того страшнее - расстаются с жизнью: куда смотрели органы профилактики? Что, на ваш взгляд, приводит к изъятию детей из семьи и как этого избежать? - Государство обязано действовать в интересах ребенка, если существует непосредственная угроза его жизни и здоровью. Чтобы этого не произошло, нужно работать на упреждение. Специалистами Управления по опеке и попечительству администрации города составлен «Социально-демографический портрет кризисной семьи», созданный на основе анализа тех, что находились на сопровождении с 2014 года. Как показало исследование, возраст большинства таких родителей - 30-34 года (почти 30 %). Также велика доля - 25-29 и 35-39-летних. Таким образом, большинство респондентов (69 %) - так называемые дети перестройки, детство и юношество которых пришлись на 90-е годы прошлого века, когда стали разрушаться семейные ценности, менялись приоритеты. У них не сформировалось чувство ответственности за себя и своих близких. Поэтому надо прививать им нравственно-этические нормы, и если это получается, то семью еще можно сохранить.
- Какую социальную нишу занимают эти «перестроечные» ячейки общества? - 43 процента родителей в кризисных семьях окончили только 9 классов, 19 % - 11, 22 % получили начальное профессиональное образование, 11,6 % - средне-специальное, и только около 4 % - имеют высшее. Отсюда можно сделать вывод, что у таких людей достаточно низка мотивация к работе, что и подтверждает другой критерий - трудовая занятость. Так, выяснилось, что практически 48 % взрослых не имеют постоянной занятости, перебиваются случайными заработками либо живут на пособия детей или пенсии престарелых родственников. Зачастую эта категория граждан и не стремится найти работу, для того чтобы повысить свой материальный уровень. Только 53 % из них официально трудоустроены. Поэтому задача куратора семьи - помочь найти вакансию, если необходимо, то и оформить документы, разбудить мотивационную составляющую в человеке. 45 процентов кризисных семей - неполные, как правило, глава - одинокая мать с несовершеннолетними детьми. В официальном браке состоят около 32 % наблюдаемых, 23 % - проживают в гражданском. При этом часто сожитель матери - не кровный отец детей, а отчим. Поэтому формированию детско-родительских отношений в подобных семьях психологи уделяют особое внимание. Один из важнейших критериев для оказания помощи - ресурсность, наличие близкого окружения, способного вывести из кризиса. Ее имеют 57 процентов. Причина семейного неблагополучия всегда комплексная. Но можно выделить факторы, которые определяют его. На первом месте стоит злоупотребление алкоголем: если в 2014 году было 93 таких случая, то в 2015-м - 117, а в 2016-м - 130.
- В чем специфика работы с такими семьями? - Мы строим ее в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченных служб города по профилактике социального сиротства и по работе с кровными семьями, утвержденного в 2010 году. Действует более 400 таких ведомств, в состав которых входят заместители руководителей учреждений, социальные педагоги, психологи. Особенность использования новых технологий заключается в том, чтобы каждый участник понимал, что едва заметные признаки неблагополучия могут перерасти в хроническую ситуацию, результат которой легко спрогнозировать. И уже на данном этапе специалисты службы на базе школ, детских садов и поликлиник обязаны сообщать в органы опеки информацию о случаях семейного неблагополучия. Они должны провести оценку безопасности нахождения ребенка в семье и риска жестокого обращения с ним, по итогам которой открывается случай и ведется дальнейшая работа. Она проводится совместно с психологическими центрами «Семья», «Саторис», «Журавушка», «Развитие». Родителям и детям оказывается психологическая поддержка, помощь в решении правовых вопросов, оформлении документов, пособий, трудоустройстве, содействие в лечении. Социальные педагоги регулярно посещают семью и смотрят на условия жизни и воспитания ребенка, проводят профилактические беседы, осуществляют контроль за поведением родителей с целью предупреждения жестокого обращения. После того как семья выходит из кризиса, ее передают на базовое сопровождение.
- Каких результатов удалось добиться? - Количество вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2013 года сократилось на 35 % и в последние годы остается примерно на одном уровне. Это следствие того, что уполномоченные службы и органы опеки действуют успешно. Сокращается число лиц, лишенных родительских прав, что напрямую связано с адресной реабилитационной работой в семьях, восстановлением их родительского потенциала и ресурса. За последние четыре года почти в два раза увеличилось количество семей, в которые возвращены дети из интернатных учреждений.
- Это стало возможным благодаря тому, что специалисты овладели новыми технологиями работы с такими семьями. Что еще делается для повышения их профессионального уровня? - В 2017 году мы учредили конкурс «На страже детства», в нем приняли участие 69 специалистов уполномоченных служб, работающих в сфере защиты прав детей в учреждениях общего и дошкольного образования, в городских социально-психологических центрах, медицинских организациях и НКО. Такой форум - хорошая возможность не только реализовать свои практические навыки, но и выявить творческий потенциал. Победители были награждены и получили денежные призы. Мы надеемся, что конкурс станет еще одной хорошей традицией.
Светлана ЯНОВА |
|
 |