|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"А вы видели «Танец ветра»?
- Сам по себе рейтинг почти всегда порождает обиды и недоумение. Составляя списки любимых художников по ранжиру, не боитесь ли вы поссориться с творческим бомондом Уфы? - Подобный проект впервые апробируется в России, поэтому идем путем проб, на ощупь в темноте. Первоначально художников мы собрали в один конкурс, но почувствовали недовольство. Мастера не захотели быть на одной доске с любителями, поэтому сделаны разные номинации: «Легенды», «Мастера», «Актуальное искусство» и «Самородки». Основная идея – собрать всех художников республики, показать их широкой публике, продвинуть культурный бренд региона. По профессии я нефтяник, для меня это - хобби. Каждый год в течение десяти лет выпускаю по одной книге об известных земляках. Сам пишу, журналисты помогают: когда рассказывают разные люди, получается очень интересный взгляд на вещи. Хотя мы начали месяца два назад, приятно, что знакомые на кухне не говорят, как раньше, о разных способах засолки огурцов, а о том, кто за кого голосовал, видел ли новую картину Ахметвалиева или Рината Харисова. - Знают ли башкирских художников у себя на родине? - Я рос в деревне, у нас не изучали ни одного нашего мастера. И у молодого поколения нет знаний о башкирском изобразительном искусстве, поскольку оно не входит в учебную программу. Если мы выйдем на улицу, из 10 прохожих 9 не назовут ни одного имени. Мы хотим обогатить культурный багаж земляков. Для этого надо поменять формат, чтобы по-настоящему заинтереcовать их. После подведения итогов напечатаются каталоги, выйдет иллюстрированная книга, которая продолжит серию «Земляки». Предыдущей был сборник «По следам уфимского рока». После художников серию продолжат скульпторы, фотохудожники и мастера декоративно-прикладного искусства. - Как начинался проект, с чем пришлось столкнуться? - Сначала я ходил по знакомым, собирал фотографии, затем вышел на публику. Проект очень значим для художников. У многих нет картин в Сети, бывает, придешь в гости к творцу, а он сидит в своей мастерской, рисует, мало интересуясь большим миром. Наш проект даст движение и поможет каждому из художников. Для меня стало культурным шоком то, что у некоторых известных мастеров кисти нет электронного доступа. По нашим наблюдениям, у 90 % башкирских художников нет ни Интернета, ни средств, чтобы за него платить. 210 художников в Союзе, возглавляемом Хатипом Фазыловым, и лишь у двадцати есть Интернет. Если мы приобщим их к Всемирной сети, опубликуем произведения – это большое дело. Я недавно встречался с директором «Уфанета» Искандером Бахтияровым. Он является партнером проекта и обещал всем художникам, которые участвуют в нем, бесплатно провести Интернет домой. Плюс шесть месяцев, пока будет идти проект, – бесплатное обслуживание. - Возвращаясь к вопросу о мнениях: даже между профессионалами могут быть разночтения в оценке работ… - У нас идет народное голосование и работает объективное жюри, в которое входят директор Музея имени Нестерова Айрат Терегулов, декан художественно-графического факультета БГПУ имени Акмуллы Талгат Масалимов, декан худграфа Академии искусств им. З. Исмагилова Амир Мазитов, редактор журнала «Рампа» Игорь Тонконогий, от лица общественности - директор Института нефтехимпереработки Эльшад Теляшев и член-корреспондент Академии наук РБ Айтуган Акманов. - Не будет ли голос обывателя диаметрально противоположным мнению жюри? - Тенденция уже прослеживается. Люди в основном голосуют за реалистичные картины, которые похожи на фотографии, а эстеты предпочитают футуристические, абстрактные, концептуальные вещи. Если так получится, что у нас не совпадут мнения, сделаем две премии – к основному добавим приз зрительских симпатий, как делают на многих конкурсах. Хотя все может получится ровно наоборот - в проекте заложена большая интрига! - Можно ли опираться на мнение простых зрителей, ведь восприятие искусства требует определенной подготовки? - Безусловно. Меня критикуют искусствоведы, что произведение надо прочувствовать, чуть ли не руками потрогать, но мы в первую очередь стараемся, чтобы заинтересовались люди, конкурс – своего рода дорожный указатель для того, чтобы народ пошел на выставки. Видят на сайте картины, спрашивают, где можно посмотреть? Так, с выставки Грача, которая прошла в галерее «Ижад», мы выложили экспонаты. Сразу пошли звонки интересующихся горожан. Или в Молодежном театре была экспозиция Антиповой, и хотя она - непрофессиональный художник, благодаря такому взаимодействию у нее купили 4 картины. Посмотрите, залы художественных галерей и музеев посещают человек пятнадцать в месяц, а у нас сайт за полтора месяца просмотрели 237 тысяч. - Как вам кажется, не перешло ли изобразительное искусство в разряд зрелищных перформансов? Могут ли в наше динамичное время люди остановиться и поразмышлять перед картиной? - Есть такая тенденция. Если вы обратили внимание на петербургский проект «Оживший Айвазовский», демонстрировавшийся в галерее «Облака», то заметили очереди желающих увидеть его. Суть заключается в том, что в небольшой комнате вокруг зрителя проплывают морские пейзажи. Звуковая фонограмма переносит вас на плывущий корабль: вокруг крики чаек, шум волн, шелест ветра. Хотим запустить мультимедийный проект «Башкортостан глазами художников». Президент Академии наук РБ Альфис Гаязов предложил для школьников академический час в жанре киноискусства. Берется любой период: например, война 1812 года. Написанные на эту темы картины войдут в данный фильм. Далее можно рассмотреть времена коллективизации, революцию 17-го года, жизнь Салавата Юлаева, подвиги Мусы Гареева, генерала Шаймуратова. Композиторы напишут мелодии к каждой теме. Допустим, про Урал будут петь курай, иволга, стучать копыта коней, на которых скачут батыры. Историю нашего края можно будет посмотреть как в кино с имитацией присутствия. Для молодежи особенно актуальны такие современные технологии с музыкой, цветом, ЗD-графикой. - Башкирская школа живописи известна далеко за пределами республики. Ее создавали мастера, которых сейчас нет с нами, да и само поколение активных художников перешло в пенсионный возраст. Есть ли имена, способные заменить их? - Да, например, Дмитрий Павлов – самый молодой член Союза художников. Он представлен такими интересными работами, как «Танец ветра», «Сварщики», «Инженеры миров». Ему 28 лет, а самому возрастному - Михаилу Назарову - весной исполнилось 90. Почему мы говорим о перспективности молодых? Для того чтобы вступить в Союз, нужно провести несколько персональных выставок, пройти обсуждение комиссий и многие другие этапы. - Может, поэтому в этой среде редко признаются самодеятельные художники. Есть ли среди них открытия? - По голосованию некоторые работы самоучек лучше профессиональных. Мы нашли Юлдаша Хусаинова из Архангельского района, он - инвалид. Раньше работал слесарем на заводе, где изготавливаются бетонные блоки. Попал под них и в 20 лет остался без обеих ног. И лежа в больнице, начал рисовать прекрасные картины. Есть еще семнадцатилетняя Татьяна Федоричева из Ульяновской области, приславшая очень трогательный клип. Рисует ногами, потому что с рождения осталась без рук. Она увидела сайт, решила поддержать нас. Правда, по условиям конкурса, мы не можем ее включить в рейтинг. - Как идет раскрутка проекта? - Работаем только два месяца, помимо сайта действуем в реальности. Например, сотрудничаем с кафе «Нэнэйка». Повесили экран, где демонстрируются ролики про художников с их работами. Аналогичная работа ведется с мюзик-холлом. Когда на сцене играют музыканты, в качестве декораций висит экран с калейдоскопом картин. А 21 октября во Дворце молодежи состоится благотворительный концерт в пользу художников. Любой человек может прийти послушать музыку и купить произведения искусства. Благодаря акциям, многочисленным друзьям и партнерам проект становится популярным.
Зиля БАДРИЕВА |
|
|