РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Когда наведем мосты?
Зияющая во всю ширину моста трещина в 14,5 см сразу снимает все вопросы: ситуация катастрофическая. Пока городские власти принимают все возможные меры - введение шести полос на мосту 1993 года, ограничение проезда большегрузов и реверсивное движение, опустевший старый мост ждет решения своей судьбы.
Оценка в 2 балла А оно есть. И вполне конкретное. Проект под названием «Реконструкция мостового перехода через р. Белую» в створе ул. Воровского в Кировском районе Уфы» разработан еще в 2015 году. Его выполнила одна из ведущих российских организаций по комплексному проектированию мостов и транспортных сооружений - ОАО «Институт Гипростроймост». На ее счету - сотни крупнейших объектов, в том числе мост на остров Русский, путепроводы в Сочи, на магистрали Москва - Казань. Вообще, первый мост через Белую, введенный в строй в 1956 году, разработан институтами «Гипрокоммундор-транс» и ГПИ «Проектстальконструкция». Тогда специалисты руководствовались нормами и техническими условиями 1948 года Министерства ЖКХ РСФСР. Что это значит? Мост рассчитан на гужевые повозки и пятитонные грузовики. И все. Даже обыватель может вообразить, каким колоссальным перегрузкам подвергалось строение. Еще в октябре 2014 года по заказу Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы эксперты произвели обследование моста. - Специализированная компания выполнила анализ имеющейся технической документации, осмотр моста, инструментальные измерения, водолазное обследование опор, оценку грузоподъемности и транспортно-эксплуатационного состояния сооружения, - отметил начальник Управления Радмил Муслимов. - В итоге эксперты сделали неутешительные выводы. Во-первых, состояние сооружения по регламенту ВСН 4-81(90) оценили всего в 2 балла. Во-вторых, выявили критическое состояние пролетных строений, несоответствие технических параметров современным нормативным документам. А далее за дело взялись проектировщики «Гипростроймоста». Руководителем проекта был назначен Саид Сизо: - Нам повезло, что при сборе исходных данных мы получили не только это заключение, но и всю проектную документацию по мосту 1956 года, а также 17 отчетов обследований, которые проводились с момента ввода сооружения в эксплуатацию. В итоге было принято решение: между двумя существующими возвести третий мост - единое цельнометаллическое пролетное строение длиной 671 м. Стоимость «вставки» - 3,1 млрд руб. После ее введения в эксплуатацию можно будет приступить и к реконструкции старого моста, он тоже станет трехполосным, что обойдется еще в 3 миллиарда. Сейчас ведется активный поиск средств. - Строить «вставку» между двумя имеющимися путепроводами решено потому, что так будет гораздо легче регулировать потоки движения, чем в любом другом случае, - пояснил главный инженер «Мостоотряда №30» Александр Кучерявец. - А вообще это отдельное сооружение: у него будет столько же опор, сколько у сегодняшнего «нового».
Каким будет третий мост? Он должен «втиснуться» в достаточно узкое пространство между двумя старыми. Если проект получит путевку в жизнь, строителям придется проделать поистине ювелирную работу. К примеру, для возведения опоры №5, что должна располагаться в центре русла Белой, построят рабочий мост. По нему доставят буронабивной агрегат для сооружения свай фундамента опоры. Бурение скважин предусматривается с применением глиноземного раствора для компенсации бокового давления. Это позволит исключить разуплотнение грунтового массива под кессоном опоры №9 старого Бельского моста. - Непростую задачу пришлось решать нашим специалистам по технологии сооружения пролетного строения. В итоге он был определен однозначно - продольная надвижка. Ввиду плотной городской застройки и отсутствия достаточного места разместить стапель на правом берегу не предоставляется возможным, - отметил Саид Сизо. На левом берегу из-за сложности с подачей элементов и проблем с организацией бесперебойного движения на дороге Уфа - Аэропорт, было принято решение по организации стапеля в пойме между опорами 1 и 2. С учетом крайне стесненных условий и ограниченного пространства сборка пролетного соединения будет производиться козловым краном грузоподъемностью 100 т. Еще одна «задача», над которой пришлось поломать голову, - непростые гидрогеологические условия Уфы. Специалисты отдела инженерной геологии «Института Гипростроймост» совместно с ЗАО «ЗапУралТИСИЗ» выполнили комплекс инженерно-геологических испытаний площадки строительства, детально изучили архивные материалы геологических условий строительства моста прошлых лет. Все это позволило не применять дополнительных дорогостоящих противокарстовых мероприятий и отнести участок к благоприятному для размещения таких крупных сооружений.
Вторая жизнь старого моста Главная цель - доведение параметров сооружения до современных нормативов. Для того чтобы полностью удостовериться в состоянии кладки опор и ее заполнения, степени стойкости бетона опор к сульфатной агрессии грунтовых вод, были выполнены дополнительные исследования совместно со специалистами ЗАО «НИЦ «Мосты». Проект реконструкции моста 1956 года включает в себя несколько этапов. Сначала заменят русловое арочное металлическое пролетное строение с железобетонной плитой, далее предстоит установка нового балочного пойменного пролетного строения. На следующем этапе мостовики проведут демонтаж надземной части опор №№1, 8, 11 с последующим строительством на их месте новых. А промежуточные №№2-7, 9, 10 ждет ремонт с полной заменой верхних железобетонных частей. Еще один этап -переустройство конусов и сопряжений. На период реконструкции старого моста движение автотранспорта будет осуществляться по восьми полосам. Эксплуатация по временной схеме согласно проекту продлится три года. После завершения второго этапа строительства движение автотранспорта будет осуществляться по 11 полосам. Проект по титулу «Реконструкция мостового перехода через р. Белую» в створе ул. Воровского в Кировском районе Уфы» 25 января 2016 года получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», где были утверждены все проектные решения. …На одном из минувших Urban Байрам организаторы запустили интересный проект - «Карта Желаний». Всем посетителям предлагалось нанести на карту флажок с указанием того, чего не хватает в городе. И на первом месте как раз оказались мосты. Их не хватает не только на выезде из города в сторону аэропорта, а также в Нижегородке (рядом с железнодорожным), пешеходный в районе бассейна «Юность», многоуровневый мост в Затоне, мост в изгибе Уфимки между микрорайонами Сипайлово и Инорс, а также в районе Трамплин-1, в сторону Дудкино, через реку Белую в сторону Кооперативной поляны… В следующем номере журнала «Уфа» мы представим готовый проект нового моста в створе улицы Интернациональной.
Опоры нового моста запроектированы на буронабивных сваях диаметром 1,5 метра и длиной от 17 до 23 метров. Ростверки опор монолитные железобетонные. Проезжая часть сформирована тремя полосами движения шириной 3,75 м каждая и двумя полосами безопасности по1,5 метра.
Глава администрации Уфы Ирек Ялалов:
- Один из главнейших вопросов на повестке дня: - состояние старого Бельского моста. Мы могли бы «укатать» мост до весны. А если бы пролет упал, люди погибли? Поэтому не надо нагнетать обстановку. Мы профессионально занимаемся этой темой и предвидели такое развитие событий. Поэтому проект реконструкции старого Бельского и строительства еще одного моста давно подготовлены. Остается найти финансовые ресурсы и лимиты. Ремонт закрытого мостового перехода при положительных температурах будет выполнен, что продлит срок его эксплуатации еще на 2-2,5 года. За это время и планируется решать непростую проблему со строительством нового моста.
Альфия ИБРАГИМОВА
Альфия ИБРАГИМОВА |