ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Необходим рывок
В Конгресс-холле глава Башкортостана Рустэм Хамитов с руководителями крупных ...

Ждем новый завод
В республиканский Перечень приоритетных инвестиционных проектов включен новы...

Молодым и инициативным
В Татьянин день глава Башкортостана Рустэм Хамитов посетил праздник «Мы - един...

Горячий лед
В сквере «Волна» открылась новая современная хоккейная коробка, построенная н...

Новый уровень экозащиты
На заводе «Уфанефтехим» запущена новая линейка очистных сооружений. Многоуров...

Стометровый «градусник»
В Уфе появился гигантский термометр: оригинальная архитектурная подсветка тру...

Весело и без смартфона
28 января уфимцы отметили «День без Интернета». На площадках перед Дворцом спор...

И снова «На дне»
30 января на сцене Национального молодежного театра имени Мустая Карима состоя...

За талант и вдохновение



     №2 (195)
     февраль 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Не платить - себе дороже


Сегодня наш корреспондент беседует с руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ Ильнуром Махмутовым.

- Ильнур Анварович, вы считаете своей первостепенной задачей и профессиональным долгом взыскание алиментов. Какую сумму удалось передать за прошлый год одиноким матерям на воспитание детей?
- Мы создали для неплательщиков алиментов такие условия, что, поверьте, жизнь медом не кажется. Им надо ежемесячно отчитываться перед приставами: почему не гасят долги, а неуплата в течение двух месяцев обернулась для 3,3 тыс. должников административной ответственностью, еще для 1,5 тыс. - уголовной. Взыскали с них 332 млн руб. - только те суммы, которые прошли через депозиты, не считая сумм, перечисленных через бухгалтерии и напрямую. В итоге текущие алименты погашаются, однако задолженность сохраняется.
Хочу тем не менее заметить - случается, и матери открещиваются от своего родительского долга. Вообще для меня, также отца, кажется в какой-то мере абсурдным, что государство вынуждено брать на себя эту функцию. Здесь используется все: разного рода воспитательные беседы, хотя это и не входит в наши компетенции, бывает, что и привлекаем духовенство. Не скажу, что это дает стабильный эффект, но случается, что после общения с муллой или батюшкой кое у кого появляется просветление. Начинают помогать ребенку материально,  общаться с ним. Ребенку ведь нужно просто общение. Когда ко мне на прием приходят женщины с детьми, я вижу, как они отличаются от остальных. У этих ребятишек в глазах тоска. Какой бы он ни был, он все-таки отец. Возьмите северо-кавказские республики, там мало детских домов, брошенных детей, а с взысканием алиментов у наших коллег там проблем нет. Почему там получается, а у нас нет? Считаю, что в мальчиках с детства нужно воспитывать хороших отцов, чувство долга и ответственность. А у нас, когда дело доходит до развода, вмешивается уже государство. И повлиять на это серьезно уже невозможно.

- Отсюда и обиды на службу, что она ничего не делает?
- Действительно, имеет место быть. Нет, мы занимаемся, но репрессивными мерами, попыткой сделать второй половине «чем хуже, тем лучше», результата не достичь. Даже наоборот, можно сделать только хуже. Некоторые матери пытаются шантажировать ребенком, лишая мужчину общения. А у него тяжело с работой, и вместо того, чтобы как-то поддержать, помочь, он стоит уже, по сути, на краешке, а его добивают.
Однако есть и злостные уклонисты, которых не волнует, что сегодня их дети будут есть, и вот к ним наша служба беспощадна.
Если нерадивый отец сознательно скрывается от алиментов: по месту регистрации не проживает, на телефонные звонки не отвечает, его объявляем в розыск. А, к примеру, жителя Альшеевского района заставили продать собственный дом, чтобы рассчитался по алиментам. Это большая социальная проблема и решать ее надо при комплексном подходе. В западных странах, к примеру, есть алиментный фонд, созданный еще в 70-80-х годах. Механизм налажен так, что государство выплачивает какую-то сумму на содержание ребенка, которую потом все равно взыщут с должника. Но при этом ребенок не страдает. Ведь его нужно кормить, одевать, воспитывать сегодня, сейчас.

- Мы можем применить такую практику?
- Депутаты обсуждают эту тему, но ее надо уже быстрее реализовывать. Сейчас, если отец находится в розыске, государство выплачивает какие-то мизерные суммы. По идее, если их немного увеличить, но при этом держать на контроле должника, пополнять существующие суммы - что и есть алиментный фонд. Просто надо организационно это узаконить. Богатые алиментщики - также наш контингент. Все способы влияния на должников, самые эффективные и даже иногда жесткие, прописанные в законодательстве, мы применяем. Скажем, арест на 15 суток или обязательные работы. Жесткая, достаточно эффективная мера. С прошлого года нам дали полномочия в ограничении в водительских правах. Что позволило многих должников в конце концов вывести из тени. Здесь, безусловно, для нас очень важна помощь наших коллег из ГИБДД. По итогам прошлого года более 1000 человек уже привлечены к ответственности за то, что они находились за рулем, будучи ограничены в управлении транспортным средством по постановлению судебного пристава. Вообще я считаю, что основной ресурс в работе всех структур, которые работают с населением, - взаимодействие. Ведь нередко случается, что и мы, и полиция работаем по одному человеку.

- На приставов возложена очень непростая обязанность - выселять граждан за долги, даже если они не имеют другого жилья…
- С одной стороны работа тяжелая, в том числе и психологически, а с другой - выполняем решение суда, что дает преимущество. Мы никогда, ни в коем случае не ставим под сомнение ни один вердикт - его законность и обоснованность. Это золотое правило пристава-исполнителя. Судья, наделенный законодательной властью, все эти моменты учел, он за него отвечает. Безусловно, мы в точности выполняем решения судов, но как всякий нормальный человек пристав-исполнитель переживает, когда приходится забирать ребенка, передавая его в детский дом, или же - выселять. В этом году мы выселили 540 граждан, в ряде случаев - с детьми. Но это происходит не так, как показывают на телеканале НТВ: мы не ломаем двери, не вытаскиваем на улицу вещи. В 99 процентах случаев достаточно бывает простого извещения. Иногда приходится долго объяснять, что в любом случае придется покинуть свое жилье. В таких случаях говорим: «Мы пойдем на определенные уступки, вы же найдете другое помещение и спокойно без криков и слез переедете». Так что все происходит достаточно мирно, в рабочем порядке, никого не выталкиваем и не применяем силу. И сейчас у нас, к сожалению, порядка 350 таких исполнительных листов.

- Еще один наболевший вопрос. Стал уже притчей во языцех слоган всех мошенников: «Отсижу лет пять, зато вернусь богатым человеком». В самом деле, аферисты путем создания финансовых пирамид прибирают к рукам сотни миллионов наших граждан. Есть решения суда, исполнительный лист, но приставы не в состоянии взыскать причиненный ущерб…
- Именно поэтому основная масса всех исполнительных листов, сумма которых свыше 100 тысяч рублей, отправляется в специально созданный особый отдел. Однако нужно понимать, что большинство из создателей так называемых потребительских кооперативов прекрасно понимают, что рано или поздно их «лавочка» закроется, поэтому всю недвижимость переписывают на подставных лиц. В этом плане уже на стадии расследования идет плотная работа по установлению объектов и похищенных средств, но не всегда это получается. Но если уже после вынесения приговора мы имеем в наличии арестованный объект, тогда нам не составит труда реализовать его и вернуть часть похищенных средств.
Хорошо, когда сами обвиняемые еще на стадии следствия или уже в ходе судебного процесса гасят задолженность, что принимается как смягчающее обстоятельство. Но, к сожалению, чаще решения суда вступают в силу, а у должника по сути ничего нет. И здесь те меры, которые прописаны в УК, явно не соответствуют тяжести преступления. Человек, к примеру, получает 3-5 лет колонии, отсидит, и, как говорится, выйдет на свободу с чистой совестью. А потерпевшие не получат ничего. Конечно, в местах заключения осужденные выполняют какой-то вид работ, но их зарплата не позволит погасить многомиллионные долги. Безусловно, люди, увидев его на свободе, испытывают разочарование.
Еще сложнее с преступниками-убийцами, которые, отсидев срок, выходят и начинают жить в свое удовольствие. А пострадавшая сторона и лишилась кормильца, и осталась с невыплаченным моральным и материальным ущербом. И сделать это, исходя из тех механизмов, которые прописаны в законе, невозможно. Мы накладываем на освободившегося обязательство трудоустроиться, но за неисполнение к дополнительной ответственности его уже не правомочны привлечь. Поэтому, когда люди говорят, что все бесполезно, я с ними в чем-то согласен. На сегодняшний день по республике у нас находится на исполнении свыше 3 тысяч исполнительных документов о возмещении ущерба на миллиард. Львиная доля в списке принадлежит небезызвестному Армену Акопяну, основавшему еще в 2005 году «ИнвестКапитал-Плюс». Он оставил без средств 1 500 граждан, в том числе - пенсионеров и малоимущих, собиравших по крохам свои вложения.
Сейчас нашли имущество в Пензенской области - его фирму по торговле морепродуктами. Арестовали, идет процедура реализации, но средств, конечно же, не хватит покрыть весь материальный ущерб.
Мое мнение - нужно ужесточить закон в отношении лиц, не возместивших ущерб, причиненный преступлением: либо увеличивать сроки отбывания наказания, либо поощрять условно-досрочным освобождением, если они образумились и готовы хотя бы частично погасить долги. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ, правда, уже имеется норма освобождения по УДО: либо он возместил ущерб, либо «иным способом сгладил причиненный ущерб». В чем конкретно заключается последняя формулировка, сказать определенно нельзя, но именно она и позволяет иным жуликам выходить на свободу чуть пораньше.
Впрочем, мы в тесном сотрудничестве работаем и с УФСИН. Через них выходим с ходатайством о возложении на осужденных дополнительных обязанностей, чтобы их трудоустроили, так что пусть и не в полном объеме, но постепенно ущербы мы гасим. В прошлом году возместили более 34 млн рублей, что на 7 млн больше, чем в предыдущем.

- На УФССП также возложена обязанность охраны правопорядка на судебных заседаниях. Случаются какие-то ЧП в стенах храма правосудия?
- Были попытки проникнуть на заседание по поддельному паспорту, попытки сорвать процесс. За прошлый год возбуждено пять уголовных дел по факту попытки помешать совершить правосудие. В этом году подсудимый при ознакомлении с уголовным делом в СИЗО пытался съесть несколько страниц. Но основная работа состоит в защите участников самих судебных процессов. Уже наработана определенная практика. Мы определяем категории дел, в которых возможны конфликты. Заранее ставим такие процессы на контроль, вырабатывается план мероприятий. Если они достаточно серьезные, сопряженные с терроризмом, то привлекаются и ФСБ, и МВД. Усиливается охрана по всем направлениям, и процессы проходят без каких-либо ЧП. Но если из какого-либо рядового заседания возникает скандал, пристав всегда готов среагировать. По сравнению с другими регионами у нас имеются хорошее оснащение постов и сигнальные кнопки. Безусловно, было бы идеально, чтобы в каждом суде был пристав. В то же время у нас есть спецподразделение, которое в любую минуту способно выдвинуться и защитить либо участника процесса, либо судью.

- Не считаете ли вы, что достаточно часто решения суда не выполняются гражданами?
- Я - приверженец жесткого законодательства. Пусть у нас будут мягкие, либеральные законы, но ответственность за их неисполнение должна быть суровой. Скажем, рассмотрен иск, одной стороне предписано снести забор, поскольку он установлен на чужой территории. Штраф за неисполнение - две тысячи. Кто будет бояться его? Вполне понятно, что ответчику легче заплатить, чем снести. А за рубежом этот человек за неисполнение решения суда рискует полгода отсидеть за решеткой. Мы хотим защитить население от лишних репрессий, но получаем обратный эффект.

- Почему приставами-исполнителями в основном работают женщины?
- Это - труд специфический, требующий концентрации внимания, усидчивости. Нужно управлять документацией, сочетать определенные навыки юриста, психолога, экономиста. А уровень зарплаты, к сожалению, позволяет желать лучшего. Тем не менее у нас достаточно молодой контингент, который не привык считаться со временем. Сегодня пятница, но я точно знаю, что только часов в 20-21.00 у меня последний пристав уйдет с территории, доложив мне, что работу закончил без происшествий. А с понедельника по среду освобождаемся только ближе к 23.00. Но здесь можно получить очень хороший опыт. Наша служба имеет отношение ко всем отраслям права: Гражданский, Трудовой, Уголовный, Административный кодексы.
У нас есть целая программа, которая позволяет бороться с текучкой и даже привлекать специалистов из других областей. Сэкономив определенный фонд, мы создали специальную поощрительную систему для сотрудников. У каждого пристава есть ключевые показатели, при их выполнении получается достаточно серьезная сумма выплат. Причем это стабильно, ежемесячно.

- Что влияет на эффективность работы? Почему некоторые решения судов не исполняются?
- Основная причина: уровень нагрузки не соответствует зарплате. Где-то не успеваем, где-то сроки пропустили, где-то кадров не хватает. В остальном всем необходимым инструментарием на сегодняшний день мы обеспечены. И еще не стоит сбрасывать существенный фактор, о котором уже говорил: в отличие от Запада, у нас неисполнение судебных решений не несет уголовную ответственность. То есть это максимум мелкий штраф. И в этом плане нужно что-то кардинально менять.
Сейчас получается такая арифметика. У нас 582 служащих, которые (взяв за основу 8-часовой рабочий день), за год (247 рабочих дней) смогут плодотворно трудиться 1 млн 100 часов. Если это время разделить на 2 млн исполнительных производств, то на каждое останется всего 52 минуты. Как, скажите  найти имущество, тем более арестовать, продать или принять иные меры? Поэтому наша принципиальная задача - планомерно снижать поступление этих небольших сумм, заставив людей добровольно платить штрафы. Наверно мало кто из автолюбителей, заправляя бензин, не имеет в кармане 500 рублей. А заплатить штраф на ту же сумму не хочет. Именно поэтому мы очень жестко подходим к нарушителям ПДД, многие из них ограничены в праве управления транспортным средством. Вместе с ГИБДД забираем их машины прямо на дороге, объясняем, не боясь критики и давления, что так поступать нельзя. Почему должны лезть в карманы, арестовывать счета за такую мелочь? Мы раздражаем население и загружаем себя абсолютно не нужной бумажной волокитой. Все должно происходить добровольно и автоматически. Вот тогда мы сможем уделить внимание тем же алиментам, жуликам, искать имущество и возвращать обманутым гражданам их средства. Только тогда наших сил и ресурсов хватит.
Мы взыскали рекордную сумму по итогам года - почти 17 млрд рублей, (в прошлом - на 4,4 меньше). Именно потому, что лишние производства убрали и больше внимания уделили взысканию крупных долгов. Совершили более 17 000 арестов имущества на 7,6 млрд рублей, это второй результат по России после Московской области. По количеству арестов в административной практике в отношении должников по всем категориям производств мы находимся на первом месте. То есть как раз-таки, освободив лишние руки, время и ресурсы, смогли переключиться на самую сложную категорию исполнительных производств.

Ирина ШИПУНОВА

Ирина ШИПУНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости