РУБРИКА "IT-ЭКСПЕРТ"Культура для «поколения смартфонов»
- Мы живем в современном мире, где средство коммуникации - цифра. Поколение Z, родившееся в нулевых, не представляет жизни без нее. Они там живут, общаются, знакомятся, потребляют культуру.
71% населения России являются потребителями Интернета, 20 миллионов человек выходят в него с мобильных устройств, - заявил директор Центра современного искусства «Облака» Валериан Гагин - один из участников круглого стола на тему «IT-решения в сфере развития культуры в РБ», проведенного Комитетом Государственного Собрания – Курултая РБ по образованию, культуре, спорту и молодежной политике прямо в стенах, где реализовано одно из самых заметных на сегодня IT-решений в сфере образования и культуры – в мультимедийном историческом парке «Россия - моя история». Действительно, как может «поколение смартфонов» заинтересоваться музеем, где все экспонаты хранятся строго под стеклом, где информацию нужно воспринимать со стендов с текстами, где тщательно выполненные макеты статичны? В то время как сегодня можно посмотреть сколько угодно фильмов и мультфильмов о рыцарях и богатырях, где все динамично? А если интересуешься историей - то и фильмов-реконструкций каких угодно событий. Так что же делать, чтобы IT-технологии способствовали росту интереса ребят к нашей истории и культуре? «Я побывал в Курской битве!», или Мечта инженера Шурика Схема расселения древнеславянских племен, образование и рост Киевской, а затем и Московской Руси, портреты центральных исторических фигур разных эпох и тут же - древняя Уфа, по которой можно совершить виртуальную прогулку… «Россия – моя история», созданная в красочной и (как надеются создатели) близкой «поколению Z» форме, содержит исключительно много информации. Может, именно поэтому музей все-таки не развлекательный, а познавательный - чем, возможно, и объясняются не слишком высокие поначалу цифры посещаемости, о которых говорилось на круглом столе. Однако посмотрим, как пользуются им настоящие профессионалы! - Поскольку в 9-м классе проходят историю XX века, мы выбрали именно эту часть экспозиции, - рассказывает учитель истории и классный руководитель 9 «Г» школы №38 Оксана Седова. - Для меня как педагога там огромное количество фактов и иллюстраций - только успевай комментировать! Начали с периодов военного коммунизма и НЭПа, затем ребята на стенде «самостоятельно» выстраивали план электрификации СССР. Увлекательная экспозиция посвящена Великой Отечественной - благодаря «живым» реконструкциям мы «поучаствовали» во всех главных битвах, зная планы участников, видя направления главных ударов. И есть информация о том, сколько мирных жителей погибло, и об участии нашей республики - от количества солдат до поставок оружия и топлива. Можно подойти к сенсорному стенду-«книге» и узнать о заинтересовавшем тебя явлении более подробно. А еще там немало культурной информации: формы агитации - плакаты, карикатуры (а у нас есть экзаменационные вопросы на эту тему), викторина на знание известных советских фильмов, проекции советских квартир: как они выглядели в 30-е, 50-е, 70-е годы. Словом, подача материала очень разнообразна. Я просто не могла увести ребят оттуда - мы пробыли три с половиной часа! Считаю, что было бы очень продуктивно время от времени проводить уроки истории прямо в парке-музее. - На наш взгляд, создание этого парка высвечивает важную тенденцию в развитии IT-технологий: большая их часть будет создаваться централизованно, - считает председатель Ассоциации развития информационных технологий РБ Кирилл Полетаев. - Экспозицию этого виртуального музея сделали в Москве и растиражировали по регионам: так дешевле. Ведь работа программиста сегодня стоит дорого: у них зарплаты – от 60 000 рублей (это в Уфе). Так пойдет и дальше: новые решения будут универсальными - чтобы можно было внедрить как можно шире, а любой уникальный продукт будет обходиться дорого. мы можем использовать все это оборудование, чтобы создать экспозицию, полностью посвященную Башкортостану. Для этого даже программисты не нужны: ведь уже есть готовая программа и ее администратор. А нужны усилия историков, художников, фотографов, дизайнеров. И тогда в один день мы сможем изучать историю России, в другой - историю, культуру, природу нашей республики. Очки - и Грозный оживает! Уникальный IT- продукт, призванный познакомить маленьких уфимцев с главными русскими сказками, а также со знаменитыми картинами и музыкой русских композиторов, создали в ЦСИ «Облака»: как видим, слово здесь не расходится с делом. Мультимедийное представление «Галактика Русь» объединяет все это в единое целое, добавляет динамизма (ведь, к нашему удивлению и сожалению, современные малыши зачастую не проникаются красотой старых мультфильмов в их первозданном виде); благодаря экранам со всех сторон зрители буквально находятся в центре событий. Однако большинство других участников упомянутого круглого стола (например, директор Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова Айрат Терегулов) высказались в том смысле, что IT нужны им лишь только для того, чтобы завлечь в свои залы новых зрителей. А там уже произойдет химия контакта с настоящим искусством. - Действительно, задача программистов - не внедрить замещающие культурные ценности, а наоборот - помочь получить доступ к тем, которые есть, дополнить новым объемом, - продолжает Кирилл Полетаев, - ведь сегодня люди воспринимают информацию намного быстрее и в больших объемах, чем раньше, и это надо учитывать. Например, картинная галерея или музей могут предложить посетителям очки дополненной реальности Epson: тогда они увидят не только саму картину, но и художника, узнают об обстоятельствах ее создания. Или увидят не скелет динозавра, а то, как он на самом деле выглядел - это же совсем другие впечатления. Причем от разработчиков музеи могут получить только очки и программу. Новый интересный контент - опять-таки задача музейных работников, художников, дизайнеров. А можно в музее поставить голографический стол. Согласно чертежу проектировщика он может объемно показать любое сооружение - хоть самолет, хоть замок. Сегодня ими в основном пользуются девелоперы, чтобы рекламировать свой продукт, конструкторы - чтобы показывать, как будут состыковываться узлы самолета, не привозя их с собой. А представьте, если вы в музее сможете увидеть в объеме, как росла Уфа, все самые красивые церкви России, мечети Башкортостана! Создает такие столы компания Nettlebox, распространяет - уфимская компания «Полифорт». Сами с усами Далее на круглом столе говорилось, что пока в данной сфере отсутствуют разработки местных специалистов. Это не совсем так: местные компании, которые трудятся в данной сфере, есть. Например, с 2013 года в оцифровке фондов Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди принимает участие «Полифорт». Да, работа ведется на планетарных сканерах фирмы Xerox, но тут одного оборудования и стандартной программы оказалось недостаточно - ее нужно было адаптировать. И наши программисты успешно справились с задачей. Зайдите на сайт библиотеки: сегодня прямо там вы можете ознакомиться с «Опытом казанской истории древних и средних времен» Петра Рычкова, документами земских учреждений Уфимской губернии, «Сборником материалов для истории уфимского дворянства», произведениями многих башкирских писателей и… четырьмя номерами прародителя одного из ваших изданий - «Уфимских губернских ведомостей» 1889 года. Это, разумеется, лишь малая часть всего. А если есть необходимость, за отдельную плату оцифрованную книгу вам распечатают и передадут в личное пользование. - Фонд у нас большой, и решить, за что взяться, не так-то легко, - рассказала о дальнейшем процессе оцифровки сокровищ Национальной библиотеки ее директор Айгуль Муратова. - Поступают предложения из отделов: оцифровывать то, что пользуется наибольшим спросом, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре. Есть план каталогизировать газеты на арабском языке: номер газеты, название статьи, имя автора и краткое резюме - и если кого-то заинтересует содержание, он сможет заказать полный перевод. Они содержат очень важный пласт истории: ведь до 1929 года башкиры писали на арабской графике, дальше появился алфавит на основе латиницы - яналиф - и только в 1940-м – на основе кириллицы. Что касается «Красной Башкирии», выдержки из которой публикуются в современных изданиях - ее оцифровка тоже идет, но процесс этот небыстрый: каждую подшивку расшить, восстановить вырванные страницы. Для этого приходится обращаться в Книжную палату РБ либо в Центральный исторический архив, где эти газеты лучше сохранились. А еще мы мечтаем о зале, где книги, помеченные радиочастотными метками, стояли бы в свободном доступе, с киоском самовыдачи и возврата. Ведь человек, спрашивая конкретную книгу, может так никогда и не узнать о других интересных изданиях на ту же тему. А так он их увидит! Украсть помеченную книгу будет невозможно. Но поскольку для таких преобразований пришлось бы перестроить всю библиотеку, в первую очередь мы оформили бы таким образом отдел башкирской литературы и краеведения. - Кроме этого, - завершает перечисление компаний и возможностей прогресса в сфере культуры Кирилл Полетаев, - компания «Экософт» предлагает решения по автоматизации внутреннего бюджетирования для учреждений культуры. Они все находятся под жестким ведомственным контролем - им бы это пригодилось, можно распространить единое недорогое решение на все учреждения. Также компании «Экософт» и «Медиалюкс» предлагают системы электронных архивов. У «Медиалюкс» есть готовое решение для создания архива, автоматизации документооборота и совместной работы EdoClib, уже внедренное в Центральном государственном историческом архиве РБ. Вообще такие системы пригодятся во всех учреждениях, где много бумажных документов. Так что свои специалисты у нас есть, а способов, как привлечь внимание ко всему самому интересному и неповторимому, что и так есть в нашей культуре - еще больше.
Екатерина КЛИМОВИЧ |