РУБРИКА "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ"Не рядом, а вместе!
Этот день рождения запомнится Яне Носковой надолго - праздничный торт на совершеннолетие ей преподнес народный артист Риф Габитов. Задувая свечи, девушка не стала скрывать затаенное желание - попасть за кулисы и окунуться в жизнь прославленного ансамбля имени Файзи Гаскарова. Ей выдался редкий шанс осуществить мечту, ведь она стала подопечной известного балетмейстера в социальном проекте «Наставники: не рядом, а вместе».
Во многих городах России это уже не новость: министры, известные артисты, депутаты, производственники и финансисты берут на себя обязанности «старших братьев» для детей-сирот, помогая подросткам сориентироваться в мире современных профессий. Лидеры республики знакомятся с ребятами из детских домов Уфы и Бирска: министр семьи, труда и социальной защиты населения РБ Ленара Иванова внимательно слушает Настю Гордееву, министр образования Гульназ Шафикова оживленно беседует с хрупкой Наргизой Биктимировой, управляющий филиалом ВТБ 24 Айдар Зубаиров что-то объясняет Радику Буранбаеву… Главным критерием подбора юных участников проекта были не школьные оценки, а осознанное желание изменить судьбу, получить знания и навыки. - С Олегом сразу нашли точки соприкосновения: родные места и тяга к спорту, - говорит министр экологии и природопользования Ильдар Хадыев. - Понравилось, что в юном возрасте он имеет четко поставленные цели и серьезное хобби. - Удивительно, но среди всех я сразу же обратила внимание на Милену, и оказалось, что во время программы по самоуправлению в детском доме она играла роль министра культуры, - призналась настоящий министр Амина Шафикова. - Надеюсь, мы подружимся и поможем друг другу. Первая встреча всегда испытание: смогут ли взрослый и ребенок говорить на равных, будет ли интересно общение обеим сторонам? К счастью, их не оставляют без поддержки: проект разрабатывается совместно со специалистами Центра индивидуализации и тьюторства. Координатором движения в регионе стала кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Наталья Моисеева. - Кто такие тьюторы? Это те же кураторы, которые в постоянном контакте с обоими участниками как дистанционно, так и лично, - говорит она. - Важно получить обратную связь, эмоциональный отклик. План проведения шести индивидуальных встреч разработан, однако он носит скорее рекомендательный характер, не ограничивая участников. Длительность реализации проекта в рамках одной пары составляет от 3 до 8 месяцев. Правила программы важны, но участники могут изменять их по желанию, главное, чтобы оба могли договориться. Первое, над чем пришлось поломать голову, - график «свиданий» и связи по телефону, ведь у школьников, а тем более у их наставников дни расписаны по часам. А место встречи должно быть неизменным - в рабочей атмосфере. Так подростки смогут воочию увидеть будни министра, управляющего банком или артиста. А заодно на деле почувствуют, сколько труда нужно вложить, чтобы добиться успеха в своей профессии. - Проект воспринимаю как испытание, - признается председатель Национального банка РБ Марат Кашапов. - Одно дело - находиться в роли руководителя на работе или старшего в семье, другое - попытаться помочь ребятам найти свое место в жизни. В этом возрасте дети не очень четко представляют свое будущее, но мы можем помочь им, поделиться опытом. Скопировать жизнь невозможно, но я постараюсь передать Михаилу методы решения самых разных задач. Не подарки, а внимание В марте стартовал и другой проект, хоть и менее масштабный, но более длительный. Его инициатором стал Благотворительный фонд «Наши дети», выигравший конкурс Фонда президентских грантов. Среди наставников - не чиновники, артисты или банкиры, а обычные люди, не равнодушные к судьбе подростков. Проблемы решаются схожие: помочь выпускнику детского дома влиться в обыденную жизнь. Известно, что более половины ребят в детских домах - подростки от 12 лет, многие не могут воспитываться в приемной семье и не имеют связи с кровными родственниками. Замкнутое сообщество учреждения не может дать полной картины реальной жизни, и выпускники зачастую не имеют элементарных навыков. Даже оплата коммунальных счетов или планирование бюджета становится для них проблемой. - Почти каждый воспитанник выразил желание участвовать в проекте, - рассказывает педагог-психолог республиканского детского дома №1 имени Шагита Худайбердина Дина Казырбаева. - Ребята нуждаются в личном общении с добрым и понимающим человеком, принимающим позицию друга, собеседника. Мы в начале пути, но самый важный результат уже есть - дети ждут этих встреч, выходят на контакт с наставниками, находят общие интересы и точки соприкосновения. Стать волонтером может каждый, кто старше 24 лет, вне зависимости от профессии или уровня дохода. Но критерии отбора все-таки есть: предпочтение отдается более ответственным, ведь в отношениях с детьми-сиротами важны постоянность, стабильность встреч. Прежде чем познакомиться с ребенком, волонтер должен пройти обучение на тренингах: один посвящен подростковой психологии и особенностям воспитанников детских домов, а во втором рассказывается о технологии наставничества. После этого тот, кто готов взять на себя ответственность, подписывает договор о сотрудничестве сроком не менее года. - Пары будут работать в единой команде со специалистами-психологами и группой поддержки, с которыми могут обсудить спорные и тревожащие моменты, найти выход из проблемной ситуации и действовать дальше, - говорит директор фонда Салима Мануилова. - Задача наставника - не только научить подопечного справляться с трудностями самостоятельной жизни, но и поднять ему самооценку, выстроив таким образом основу для уверенной самореализации и адаптации в обыденном мире. Для Маргариты Гадельшиной общение с детьми, оказавшимися в трудной ситуации, не в новинку: уже несколько лет она как волонтер встречалась с воспитанниками социального приюта в Охлебинино: - В основном дети выбирают наставника сами, но я увидела подростка, знакомого по соцприюту, и постаралась наладить с ним связь. Уже в августе он покинет стены детского дома, поскольку поступает в колледж. Надеюсь, что в будущем смогу ему помочь в решении социальных вопросов, а пока мы просто общаемся. Лидер движения «ВелоУфа» Регина Билалова давно сотрудничает с фондом и о проекте узнала одной из первых. - Для ребят сделано очень много, они часто ходят на выставки, в кинотеатры, были в аквапарке и на квестах, это для них не в новинку. В дефиците - личное общение и совместная деятельность. На встречах с подопечной, 16-летней девушкой, мы просто говорим обо всем на свете - музыке, фильмах, смотрим фотографии, рассказываем истории из жизни. На самом деле, мы обе не знаем, что нужно делать, но готовы научиться новому. Знакомство продолжается - надеюсь включить ее в волонтерское движение, вытащить из замкнутого сообщества детского дома и дать опыт общения в реальном мире. Земфира Лобанова боялась, что не справится, ведь опыта в общении с детьми у нее практически не было, но на занятиях сомнения рассеялись. - Дети нуждаются не в приключениях, а во внимании, доверительном разговоре. Мы ходили на прогулку, немного шутили, смотрели фильм, а потом обсуждали его по дороге из кинотеатра. Это просто ребенок, и я могу стать ему другом. Каждый выбирает занятие по душе: в стенах детского дома можно проводить уроки рисования или математики, мастер-классы вокала или кулинарии, сражаться в шахматы или «монополию». Главные ресурсы, которые потребуются от неравнодушного человека - время, терпение и стремление изменить жизнь человека к лучшему. В итоге волонтеры растут вместе с детьми, беря на себя непростую ответственность.
- Мы хотим собрать все лучшее, что уже есть в практике наставничества в корпоративной, социальной, образовательной сферах. Покажем истории успеха людей, являющихся кураторами и учителями для поколения олимпиадников, лидеров в спорте, культуре, образовании, производстве, - отметила генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева, лидер проекта «Наставничество: не рядом, но вместе».
- Для ребят это стало уникальной возможностью получить бесценный опыт и знания своих наставников, увидеть, как они работают, понять, что необходимо сделать, чтобы получить конкретные навыки, и поделиться ими с друзьями, - сказал ректор БГПУ Раиль Асадуллин. - Проект станет мощной формой психолого-педагогического сопровождения, которая окажет влияние на развитие личности и приведет к реальным сдвигам в формировании жизненных целей, расстановке приоритетов у подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Как стать наставником:
Если вы уверены в своем желании присоединиться к проекту, заполните анкету на сайте Благотворительного фонда «Наши дети». Для участия необходимо представить документ об отсутствии судимости, результат флюорографического исследования и справки от нарколога и психиатра.
Юлия ПАХОМОВА |