ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №6 (199)
     июнь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Закон притяжения


Высокий уровень мобильности населения ведет к появлению агломераций вокруг крупных экономически развитых городов. Жители населенных пунктов в радиусе 100-150 километров устраиваются на работу в больших мегаполисах, получают в них всевозможные услуги, совершают покупки и проводят досуг. Все это ведет к перегрузке дорожной сети, особенно на въездах и выездах, напряжению в работе социальной и инженерной инфраструктуры, часто не рассчитанной на обслуживание большого числа людей. Страдают и малые населенные пункты, жители которых платят налоги по месту работы и предпочитают тратить деньги в столице, оставляя без доходов местных предпринимателей и бюджет. Такая проблема в той или иной степени характерна для всех российских городов-миллионников, в том числе и Уфы, а ее решение требует комбинированных экономических и законодательных мер. 

Современный мир в силу комплекса экономических, инфраструктурных и социокультурных причин идет по пути формирования крупных агломераций. По прогнозам, к 2050 году доля городского населения в мире составит 81 %. В ближайшее время численность населения в городских агломерациях превысит 2 миллиарда, а в 30 самых крупных (с населением свыше 10 миллионов) будет сосредоточено около полумиллиарда человек.
Эта мировая тенденция захватывает и Россию, которая традиционно являлась страной малых городов, с населением менее 50 тысяч жителей. В последнее время малые города, многие из которых имеют статус «моно», испытывают серьезные сложности. Из-за не диверсифицированной промышленности и проблем у градообразующих предприятий в них растет безработица, местные бюджеты становятся дотационными, а население мигрирует в крупные мегаполисы. 
За 9 последних лет население субъектов РФ, на территории которых находятся города-миллионники, уменьшилось на 5 %, а число жителей их столиц возросло на 8 %, что как раз и отражает агломерационные процессы в стране. В 2012-2016 годах число городских округов-миллионников в России увеличилось с 11 до 13, а население в них выросло с 13 до 15,5 миллиона человек. Столицы субъектов выступают локомотивами регионального роста, формируя 40-70 % ВРП, и становятся главными культурными, научными, образовательными центрами - в них трудится более 80 % научных работников и получает высшее образование около 90 % всех российских студентов. В настоящее время можно говорить о 30 потенциальных агломерациях в России, наиболее крупные из которых сосредоточены вокруг региональных столиц. 

Зона влияния
Столица Башкортостана – Уфа выступает драйвером всего региона. В ней производится более половины всей отгруженной продукции, осваивается около 45 % инвестиций и 55 % оборота розничной торговли, выполняется порядка 57 % платных услуг населению. Фактически Уфа выступает центром развития республики, стягивающим экономические, финансовые и людские ресурсы, формируя вокруг себя крупную агломерацию. 
Эксперты Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (УФИЦ РАН), исходя из анализа транспортной доступности и связи столицы РБ и прилегающих районов, оптимальными границами Уфимской агломерации определяют территории в пределах 1,5-часовой доступности для автотранспорта. При этом особенностью агломерации является наличие двух поясов периферии. 
Внутренний пояс образуют шесть муниципальных районов: Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Уфимский, Кушнаренковский и Чишминский. Эти районы, с относительно высокой плотностью населения, связаны с городом-ядром тесными производственными связями и удобным транспортным сообщением. Расстояние от их административных центров до границ столицы можно преодолеть на автобусе или автомобиле в пределах часа и менее. Именно в первом поясе ведется активное жилое строительство и происходит маятниковая трудовая миграция, когда люди каждый день ездят на работу в Уфу. 
Внешний пояс агломерации формируют районы с более низкой плотностью населения и густотой дорожной сети. Расстояние до их административных центров можно преодолеть в пределах 1,5 часа. К районам внешнего пояса относятся Архангельский, Нуримановский и Благоварский.
С этими выводами в целом согласны и в Главархитектуре Уфы. В границы Уфимской агломерации предварительно включаются шесть районов республики: Уфимский, Иглинский, Чишминский, Кармаскалинский, Благовещенский и Кушнаренковский, где проживает в общей сложности порядка 325 тысяч человек. Вместе со столицей население Уфимской агломерации составляет около 1,45 миллиона человек, что делает ее одной из крупнейших в России. 

Режим перегрузки 
Растущая связь Уфы и близлежащих районов республики имеет свои плюсы, но и порождает большое количество проблем, связанных с ограниченными возможностями районных властей решать основные социальные и инфраструктурные проблемы своих территорий, что в итоге все больше сказывается на жизни столицы. По данным Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН, население Уфимского района с 2010 года увеличилось на 40 % (на 24,5 тыс. человек), а доходы (в сопоставимых ценах) на 21 %. Как заявляют эксперты, местные власти испытывают дефицит средств, чтобы обеспечивать даже базовые жизненные потребности растущего населения: детские сады, школы, дорожную и коммунальную инфраструктуру, не говоря уже о развитии качества жизни, культуры и досуга. В результате население стремится получать недостающие услуги в Уфе, что создает серьезную нагрузку на социальную сферу столицы, в первую очередь здравоохранение, образование и спортивные объекты, ведь нормативы выделяемых на «социалку» бюджетных средств обычно рассчитываются, исходя из числа официально зарегистрированных в городе людей. 
- Ежегодно в наших роддомах рождается более 25 тысяч детей. Из них только 18 тысяч - это уфимцы, и с каждым годом нагрузка увеличивается. Та же самая картина по детским садам, школам, - заявил глава администрации Уфы Ирек Ялалов.
Все это ставит серьезные проблемы в развитии социальной инфраструктуры и влияет на общее качество жизни горожан. Так, обслуживание людей без уфимской прописки ведет к росту очередей в больницах и поликлиниках, где и без того часто не хватает врачей, а обучение в столичных школах детей из близлежащих районов способствует переполнению классов и отодвигает сроки перехода на односменное обучение. 

Транспортная связь 
Еще более серьезную проблему Уфимской агломерации представляет транспортный вопрос - Уфа стоит на большом полуострове, окруженном весьма широкими судоходными реками. При ежедневной маятниковой миграции повышенную нагрузку испытывают практически все подъездные пути и мосты, многие из которых в часы пик работают на пределе своих возможностей. Наиболее загруженным является аэропортовское направление с выходом на федеральную трассу М-5 и Оренбургский тракт, вдоль которых в последние годы идет активное малоэтажное жилое строительство. По мостам у Монумента Дружбы проходит в среднем около 9 тысяч автомобилей в час. Трафик Затонских мостов, обеспечивающих доступ на трассу М-7, менее напряженный – около 4,8 тысячи автомобилей, а мост в районе Каменной переправы, выходящий на Нагаевское шоссе каждый час пересекает порядка 2 тысяч машин. 
С учетом постоянного роста въездного и выездного автомобильного трафика, жизненно важным вопросом развития Уфимской агломерации становится строительство новых мостов. Наиболее проблемный участок - выезд из Уфы в сторону аэропорта, где в дополнение к двум существующим нужен еще один, третий по счету мост. Его проект уже подготовлен и прошел публичные слушания. В соответствии с проектной документацией, новый мостовой переход разместится между двумя существующими. Ширина спроектированного объекта позволит разместить три полосы для движения. После ввода в строй он будет работать исключительно на выезд из города, как и мост 1956 года постройки. Самый же крупный пятиполосный мост будет ориентирован только на въезд. Точных сроков начала строительных работ пока нет, но, принимая во внимание растущую нагрузку в аэропортовском направлении, они могут стартовать уже в ближайшем будущем. 
Другим приоритетный проектом может стать строительство моста в створе улицы Интернациональной, который обеспечит альтернативный доступ на федеральную трассу М-7 и прилегающие к ней районы. В январе 2016 года его проект был вынесен на публичные слушания. Согласно представленной документации, новый мостовой переход будет не самым широким – для движения в обе стороны предназначены по две полосы, но зато самым длинным в Уфе – 1 322 метра. Дальнейшее развитие проекта предполагает продолжение автодороги, ведущей от моста к магистрали 8 Марта - Алексеевка до федеральной трассы М-7. 
Третьим основным направлением станет так называемый Восточный выезд, предполагающий создание транспортного коридора от развязки на проспекте Салавата Юлаева в створе улицы Бессонова до федеральной трассы М-5. Коридор включает в себя 1,2-километровый тоннель под парком Лесоводов, мост через реку Уфу и четырехполосную 10-километровую автодорогу до трассы М-5. Из-за сложности и дороговизны данный проект будет реализовываться с привлечением федеральных средств и инвестиционного финансирования. 

Управленческий фактор 
С учетом проблем, возникающих в крупных агломерациях, на первый план выходит разработка единой стратегии развития центра и периферии, а также создание специальных органов управления для координации действий уфимских и районных властей, с целью совместного решения возникающих сложных вопросов и оптимального распределения весьма ограниченных финансовых ресурсов. 
Эксперты Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН в рамках Уфимской агломерации выделяют следующие возможные роли муниципальных образований в ее составе. 
Ядро агломерации – город Уфа выступает многофункциональным центром развития промышленности, транспорта и связи, науки и образования. В Уфимском и Благовещенском районах будут развиваться промышленность и инфраструктурные кластеры. Иглинский, Кушнаренковский и Чишминский станут зонами развития сферы услуг, оптово-розничной торговли и аграрного сектора. Кармаскалинский и Нуримановский районы – территории рекреации (туризм, оказание услуг), а Архангельский и Благоварский районы будут ориентироваться на развитие социальной инфраструктуры и сельского хозяйства. 
Для формирования органов управления агломерацией возможно применение нескольких организационно-правовых форм, к примеру, ассоциация муниципальных образований или автономная некоммерческая организация, учреждаемая муниципальными образованиями и субъектом РФ. 
- Наиболее оптимальной схемой является вторая, когда органы управления формируются в рамках автономной некоммерческой организации с участием субъекта РФ, - считает директор Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН Дамир Гайнанов. - Органы власти республики будут выступать как инициаторы агломерационных проектов, арбитры при решении спорных вопросов, кроме того, это позволит привлечь средства республиканского бюджета. Структура управления развитием агломерации будет строиться на основе межмуниципального сотрудничества в рамках договорной модели. 
Как показывает практика, игнорирование проблем перетока трудовых и финансовых ресурсов из периферийных районов в крупные города ведет к росту социальной напряженности и нехватке средств в и без того дотационных районных бюджетах. Поэтому сейчас на повестке дня стоит разработка четких определений административных границ и функционального деления частей Уфимской агломерации, выработка модели их взаимодействия и создание эффективных органов управления. Эти задачи должны быть решены уже в ближайшем будущем. 

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости