ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Спасение шиханов
Указом врио главы Башкортостана Радия Хабирова поручено создать на территории...

Диалог с наукой
«Час науки»  провел врио главы региона Радий Хабиров с представителями науч...

Фрезеровщик. И не только
В республиканском конкурсе «Лучший по профессии» приняли участие более 800 спец...

Стипендии от мэра
Глава администрации Уфы Ульфат 
Мустафин вручил детям-сиротам стипенд...

Город для детей
В Москве в Совете Федерации РФ подведены итоги IХ Всероссийского конкурса «Гор...

Нескучные каникулы
В рамках проекта «Башкортостан Новогодний, удивительный» с 31 декабря по 3 январ...

Наша Кармен
Выпускница Уфимского училища искусств Айгуль Ахметшина дебютировала в опере «...

«Бузыкашки» в камне
В Центре современного искусства «Облака» открылась выставка карикатур Камиля ...

Кино с именем
Киностудии «Башкортостан» присвоено имя Амира Абдразакова - актера, сценарист...

Для всех и каждого



     №1 (206)
     Январь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Как зимуешь, частный сектор?


Деревянные покосившиеся избушки с наглухо заколоченными ставнями, добротные дома с приусадебными участками, редкие кирпичные «замки» на пригорке - частный сектор удивляет разнообразием. Сегодня он занимает 30 процентов жилого фонда, чаще всего объединенного в целые районы или поселки - Нижегородка, Кооперативная поляна, 3-я пристань или не так давно примерившие на себя статус горожан Федоровка, Нагаево, Жилино, Зинино. Но и в центре города таких островков еще немало. К ним все чаще подступают бетонные великаны и, словно проглатывая один за другим, меняют облик старого города. Есть они и в Черниковке. Да повсюду! Мы прошлись по заснеженным одноэтажным улочкам и узнали, как готовятся их жители к зиме.

Вдоль по Мингажева
- Успокойся ты уже, - в сердцах говорю беспородному бобику, заливисто лающему на незваную гостью. - Есть кто дома?
 Из небольшого домика бывшей Репной слободки выходит женщина золотого возраста - Тамара Ивановна решила проверить баньку: не готова ли, а тут я со своими вопросами…
 - Да как живем? Привыкли! Вода в доме есть, газ тоже. Удобства на улице. 
 Желтые ниточки газовых труб тянутся почти к каждому дому. Однако тех, кто до сих пор берет воду в колонке и греется электричеством, здесь еще много.
 - У кого ни ванны, ни бани нет, так они ходят в общественную, - здесь недалеко. Многие дома брошенные стоят: кто умер, а кто переехал. Наследники, если есть, все сноса ждут, но когда он еще будет, - продолжает пенсионерка.
 Во дворе аккуратно сложены поленья. Участок небольшой, но места хватило сарайчику и баньке, из которой уже приветливо тянет дымком… Даже забываешь, что в пяти минутах езды - стремительная городская жизнь. 
 - Топим АГВ, а дровами только баню. Закупаем машину с доставкой. Поленья уже расколоты, спину трудить не нужно. На зиму тысячи на три необходимо, - Тамара Ивановна уже спешит хлопотать по хозяйству. 
Но останавливается и добавляет:
 - В целом тут многим нравится. Тем, кто совсем в «яме», им, конечно, далеко до транспорта идти. А если рядом трамвай - хорошо. Хоть и шумно.
 Выше улица Мингажева заметно меняет облик. Двухэтажные бараки помнят еще мятежные революционные годы и исчезать с карты Уфы пока не собираются. Здесь хоть «квартиры», но газа нет, дом обогревается электричеством. Из-за чего часто бывают сбои сети. Но больше всего зимой местные боятся пожаров.
 - Дома горят каждый год. И все из-за проводки. Не выдерживает такой нагрузки, - сетуют они. 

Лидер по сектору
 Вот и в Затоне незадолго до нового года сгорело два дома. Без крыши над головой осталась большая семья с двумя маленькими детьми. 
 С наступлением холодов, когда все начинают активно пользоваться печами и обогревателями, количество таких трагедий возрастает. Причиной тому не только «перегруз», но и использование приборов кустарного производства. 
 - Мы тоже пережили пожар, но построились заново, - говорит жительница дома по улице Союзной Елена Харламова. - Но пока также греемся электричеством. Дом небольшой, как увеличим площадь, тогда подумаем о газе. Ведь по улице идет труба.
 Елена - мама троих детей, двое совсем маленькие, а старшая дочь ходит в школу. Задаю резонный вопрос:
 - А если электричество отключат и дом остынет, что делать?
 - В плане коммуникаций у нас проблем обычно не возникает. Иногда к вечеру может упасть напряжение. Последний раз отключали свет на пять часов, но мы об этом знали заранее. Тогда еще не было таких холодов, и дом остывал медленно. Но тем не менее к вечеру достали носки и свитера. Утеплялись.
 - А если бы не включили?
 - У нас есть надежный тыл. Пошли бы к родителям, они живут недалеко, в квартире.
 Елена живет здесь с рождения. И переезжать не планирует. Свободно, просторно, соседи далеко и пикники хоть каждый день устраивай, - приводит она аргументы. Школа, садик - рядом, все блага городской инфраструктуры: магазины, общественный транспорт, разнообразный досуг.
 - Неужели никаких минусов? 
 - Дороги у нас чистят вовремя, но после трактора на обочине всегда остается огромный сугроб. Приходится браться за лопаты и чистить не только двор, но и пробивать себе путь на улицу.
Оказывается, такие второстепенные дороги относятся к III категории, и вывозить с них снег муниципалитет не обязан. Главное, чтобы две машины смогли разъехаться. Очистить свой двор спецтехникой можно за отдельную плату, но цена услуги высока и популярностью не пользуется.
 Затон - один из лидеров по числу частных домов. Но и новостройки здесь растут как грибы после дождя. Район считается очень перспективным. Гульнара Мухаметова живет в одной из таких высоток. Довольна ли она соседством? 
 - Не могу сказать однозначно. Частный сектор такой разнообразный. Есть хорошие ухоженные дома, а есть не очень. Беспокоит то, что жители по старинке отпускают собак гулять даже без намордника. А у нас тут дети бегают… Но самое главное, эти хитрецы не платят за вывоз мусора, а подкладывают свои пакеты в наши контейнеры.
 В Шакше ситуация очень схожая. Дом Светланы и Сергея отапливается газом, но на улице, видимо, еще есть те, кто топит электричеством. Потому что под вечер всегда падает напряжение. Зимой жизнь в частном доме однозначно усложняется. Да - парковка всегда свободна, но и чистишь ее сам. 
- Мы переехали в свой дом лет 10 назад, - вспоминает жительница с улицы Спортивной Светлана С. - Конечно, первым делом стали переделывать его под себя. Были проблемы с утеплением, водой, канализацией. Живя в частном доме, не стоит ждать от кого-то помощи, собственник все делает сам.
 На улице Спортивной нет уличного освещения и тротуаров. А еще после ремонта с дороги убрали «лежачих полицейских», и теперь по ней гоняют как по трассе. 

Когда все сложилось
Есть на городской карте такие места, где вряд ли окажешься, хоть всю жизнь проживи в двух шагах. Большой массив между Уфимским шоссе и улицей Российской - одно из них. На спуске раскинулась настоящая деревенька. Застраиваться она начала в 50-х, накануне объединения Уфы и Черниковки. Осетинский переулок, улочки Гайдара, Балхашская, Бийская и другие быстро обрастали домохозяйствами, большинство из которых сохранились до сих пор.
  - Я родился уже здесь, - говорит местный житель Равиль Хисамутдинов. - Время течет неторопливо, и кажется, что ничего не меняется, но я помню, как развивался наш район. Сначала было только электричество. Водопровод появился лишь в 1969 году, и то по улице, - ходили с ведрами на колонку и только в 90-х завели воду в дом. Обогревали печками, газовые трубы протянули в 1998-м. Кто мог, сразу перешел на АГВ, но некоторые продолжают топить печки или включать обогреватели.
 Равиль Абдуллович возглавляет актив переулка Осетинский, - в частном секторе хоть каждый сам за себя, но без взаимовыручки нельзя. Машину из сугроба вытолкнуть, похлопотать насчет ремонта дорог, освещения.
 - Улица у нас дружная, мы - второе поколение первопоселенцев, знаем друг друга с детства. Но есть и новички, и такие, про кого говорят - неблагополучные. За ними пригляд нужен, кому хочется иметь на своей улице притон?! - продолжает Хисамутдинов. - Бывает, что кто-то хочет сэкономить за счет соседа. Раньше часто «проседало» электричество, из-за чего портилась техника, дорогие холодильники. Мы писали жалобы, нас проверили и установили счетчики на внешних опорах. Теперь все в порядке.
 Частный сектор к городской канализационной сети не подключается, используют индивидуальные шамбо. Прочищать их необходимо раз в три-четыре месяца, это обязанность собственника. А вот вывоз мусора, чистка дорог - задача администрации.
 - В последние годы чистят хорошо, а раньше, бывало, приходилось и в «112» звонить, тогда быстро реагировали и присылали технику. Так же с мусором. Машина приезжает регулярно, а если нет, звоним оператору, и через 5-6 часов баки уже пустые.
 - А сносить вас не собираются?
  - О сносе говорят с тех пор, как я еще школьником по местным садам бегал. Один дом даже расселили. Но там другая ситуация, при строительстве многоэтажки стрела крана над баней их нависала, им предложили баню перенести, а они уже сами решились на снос и переезд. Сейчас на этом участке снова дом, но давно уже другие соседи. И про снос уже никто не говорит. 
 - А если предложат, согласитесь? 
 - Нет, без крайней необходимости не уеду. Здесь у меня все сложилось.

Затерянные миры
 А есть и такие места, где зимние дни становятся тягостным бременем. Архиерейка еще живописна и мила сердцу, но некоторые улицы ее давно отжили свой век. Здесь даже домики будто устали держаться и скатываются вниз вместе с неудачливым пешеходом, рискнувшим выйти в гололед. Фонари на деревянных покосившихся опорах горят тускло, да и они не скрывают какой-то обреченной запущенности. Между домов петляет узкая тропинка, которую и дорогой не назвать. Часть построек давно заброшены, много пепелищ, - пожарной технике зимой не добраться. Магазин - в километре, а ближайшая остановка - «Стадион «Динамо». При этом среди жителей есть и школьники - каждое утро топают они на Телецентр. Вроде бы рядом, но пока одолеешь подъем - час миновал. Мусор отсюда практически не вывозится. Кто-то забирает с собой «в город», но большинство отправляет его за забор, где уже выросла приличная свалка.
 Похожая ситуация с мусором и в начале улицы Пархоменко. Только что мешает там жителям перестать использовать овраг как выгребную яму, непонятно. 
 Еще один затерянный мир раскинулся на крутом боку Собачьей горы. Всего-то полсотни домиков: три короткие улицы да два переулка. В начале прошлого века здесь располагались скотобойня и небольшие заводики по переработке ее «продукции». В частности, мыловарни. Уже много лет председатель уличного комитета Римма Гагина старается сделать жизнь этого мирка комфортнее, но дело движется медленно. С ее легкой руки на Верхнеделегатской несколько лет назад появились асфальтированная дорога и освещение, а вот Нижняя пока не может похвастать удобным проездом. Поэтому дорога в гору, особенно зимой становится непреодолимым препятствием. «Скорая помощь» зимой вообще не спускается. Не раз приходилось нести больного на носилках вверх по скользкой дороге.
 - Эта дорога стала камнем преткновения и между нами. Жители Нижней в обиде, что часть дороги сделали, а им нет, но мы сколько бьемся, и все бесполезно, - сетует Гагина.
 Магазинов здесь тоже не наблюдается, даже старенького киоска. За продуктами и другими товарами приходится ходить к автовокзалу. Но это не самая большая проблема, что тревожит обитателей Собачьей горы.
 - На Нижнеделегатской построили большой дом и сдают его. Часть под гостиничные номера, а на первом этаже автосервис. Для всех местных жителей этот «бизнес-проект» стал настоящей проблемой. Вода сливается прямо на Затонскую дорогу, и без того плохая и узкая улочка вечно занята машинами их клиентов. Но самое главное - арендаторы дома складируют мусор в наши баки, не оплачивая взнос, - жалуется Римма Гагина. - Мы установили камеры и знаем, кто забрасывает нас пакетами, а сделать ничего не можем. Хотя писали во все инстанции.
 Проблема с мусором - одна из ключевых для частного сектора. Здесь жители словно разделились на два лагеря: одни нанимают частников, заключают договоры, оплачивают вывоз. Другие, пребывая в святом неведении, кидают пакеты в чужие баки, экономя на счетах.
 - Хорошего тоже много. Мы все здесь друг друга знаем, нам свойственна взаимовыручка, - продолжает Гагина. - И не можем оставаться в стороне от чужой беды. В одном из домов живет семья: мать и дочь. У дочери какая-то фобия, она боится пожаров и отключила газ, электроэнергию, обливает стены дома водой. Ее престарелая мать словно в заложниках в холодном доме. Куда мы только не обращались, но везде натыкаемся на стену равнодушия. Может, хоть вы поможете?!
 Люди с Собачьей горы очень любят свой островок, затерянный среди городских джунглей, и, несмотря на множество проблем, не унывают, многое могут и делают сами. Все, что им нужно, чтобы о них не забывали.

Городская деревня 
Купить квартиру или построить дом - заветная мечта многих молодых семей. Молодожены Руслановы решили строиться на дачном участке родителей, - площадь большая, товарищество в городской черте, но главное, в округе уже многие протестировали постоянное проживание. В том числе и с маленькими детьми.
 - В первую зиму были случаи отключения электроэнергии и дом быстро остывал. Но это была наша ошибка. Сейчас мы уже набрались опыта и знаем, как этого избежать, - говорит хозяйка дома. - Дорогу по улице чистим сами, для общей - нанимаем трактор.
 Зимой здешние места похожи на сказку, все словно укрыто белым покрывалом, а тишина стоит такая, что горожанину к ней еще и привыкать нужно. Живут дружно, коллектив небольшой, в основном все ровесники - чуть за тридцать. На выделенном участке сами организовали детскую площадку. Соседи всегда возьмут тебя в машину, если по пути. Вообще в каждой семье есть личный автомобиль, без него добраться до города будет сложно. Хотя маршрутки ходят и остановка недалеко. Школьников забирает специальный автобус.
 - Зимой мусор у нас не вывозят. Многие отвозят в город, в ближайший бак. Большинство, кстати, сортирует. Что можно сжечь - в печь, что-то в компост, на переработку, - продолжает Русланова. - Содержать площадку зимой очень дорого, летом здесь еще много дачников, поэтому платеж посильный. Как изменится ситуация с новой реформой, пока не понятно. Но всем приходят сообщения в «вацап», чтобы мы не подписывали никаких договоров.
По отзывам местных робинзонов, «скорая» к ним приезжает без проблем. Сетуют только, что названий у улиц нет. Но своими силами установили указатели с номерами участков, - кому надо не заблудится.
 Семья Айгуль Т. раньше жила в Черниковке, но когда родился малыш, они решили перебраться на свежий воздух и купили дом в Федоровке:
 - Получаю удовольствие от жизни за городом и зимой и летом. Вижу только плюсы. За три года никогда не было перебоев с электричеством. Вода в доме есть, но пить ее нельзя. Анализ показал, что слишком завышена жесткость. Поэтому покупаем. Но так ведь делают все горожане. 
 С мусором в Федоровке тоже не все ясно. Часть жителей пакуют отходы в оранжевые пакеты и выставляют на дорогу. Но пока машина доедет, местные собаки разгрызают пакеты, и ветер быстро разносит мусор. Поэтому все решают проблему, как могут: кто в город увозит, а кто и до ближайшего оврага.
 К слову, из всех опрошенных нами жителей никто не захотел переехать в комфортную квартиру в любом районе города. Несмотря на то, что содержание дома обычно обходится дороже, а все хлопоты ложатся на плечи владельцев.


Поселок Козарез, затерявшийся на полуострове, образованном старицей Белой, тоже часть Уфы. Здесь нет ни школ, ни садиков, ни пунктов полиции: порядок совместными силами соблюдается всеми жителями, а их здесь около 220 человек. Попасть на «большую землю» непросто даже в хорошую погоду, что уж говорить о межсезонье. В Козарез ведут две дороги - через Затон и Дему. Но общественный транспорт здесь не ходит, детей в школу возит специальный автобус, а взрослые добираются до города на личных автомобилях, а зимой, бывает, и по льду.
Магазинов нет, поэтому жители привыкли делать запасы: продукты всегда закупаются минимум на месяц вперед. Иногда случаются перебои с электроэнергией, но ненадолго. Почти у всех есть бензиновые генераторы. Отсутствие инфраструктуры - своеобразная плата за «особое положение»: чистый воздух, тишину, красивый вид, обилие ягод и грибов, - так считают местные жители. Многие до сих пор держат скот. А ведь это большая редкость даже для деревень.

Екатерина Маркова








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости