ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

В приоритете - здоровье
В  Доме Республики врио главы РБ Радий Хабиров провел очередной «Здравчас» с...

«Мы вас не подведем»
заверил Радий Хабиров президента Международного совета организаций фольклорн...

Переходим на цифру
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с руководителем Федерально...

«Салют» возродится
На базе санатория «Салют» появится современный реабилитационный центр для дет...

Первый в республике
В лицее №60 на базе музея создается новая экспозиция по военной истории России X...

Наследие сохраним
Утверждена концепция археологического парка «Древняя Уфа». Постановление под...

Априори – Диляра!
Обладательница премий «Дебют-2016», «Золотая маска», «Онегин» Диляра Идрисова от...

Журавлиная песнь Терегулова
В Театре оперы и балета прошел вечер памяти заслуженного артиста РФ, народного ...

Мустай в Алма-Ате
Именем Мустая Карима названа улица в южной столице Казахастана.



     №2 (207)
     Февраль 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ВИЗИТЫ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Невидимые бойцы сладкого фронта


Разбирал старые книги, подаренные мне ещё в детстве, и в одной из них вдруг обнаружил конфетную обёртку: картинка с видом Уфы, название производителя – «Уфимская кондитерская фабрика», типографская метка – ЛФОП 2… И никакого вам названия. Лишь выходные данные книги напомнили о том, что съел я её полвека назад – в 1969-м. 

С конфетами «Мишка косолапый» и «Мишка на Севере», «Красная Шапочка» и «Курортные» все знакомятся в раннем детстве. Но далеко не все сразу смогут ответить на простой вопрос: «А чем они отличаются друг от друга?» Кроме цены и фантиков, о которых чуть позже. У всех – шоколадная начинка с вафельными вставками (или всё же не все?), все покрыты шоколадной глазурью и завёрнуты в трёхслойную обёртку. Но цены у них почему-то очень даже разные. 
Когда основатель фабрики «Эйнем» (она же «Красный Октябрь») Фердинанд Теодор фон Эйнем начал в конце позапрошлого века производство шоколадных конфет (тогда говорили «конфект») с начинкой из вафель и пралине (пралине – смесь тёртого миндаля с сахаром иногда с добавлением какао-масла), он ещё не знал, что тем самым не только делает удачный коммерческий ход, но и открывает одну из интереснейших страниц кондитерского бизнеса в нашей стране. В 1913 году «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфект и чайных печений Эйнем в Москве» провело конкурс на оформление рекламного календаря, который выиграл художник Мануил Андреевич Андреев (1884-1959). Почему-то Андреева всё время «улучшают», называя Эммануилом, но имя греческого происхождения Мануил есть и в святцах. 
Считается, что ближе к Рождеству того же года (т.е. к 25 декабря 1913-го) юные потребители впервые увидели ставшие ныне легендарными конфетные этикетки (проще говоря, фантики) «Мишка косолапый». Несколько «сжав» картину И. Шишкина (и К. Савицкого – медведей рисовал именно он) «Утро в сосновом лесу», художник Андреев сделал её вертикальной. 
Когда в 1920-х на фабрике «бывш. Эйнем», уже ставшей советским «Красным Октябрём», возобновили производство этих конфет, рисунок этикетки сильно не изменили, разве что к медведям, ёлочкам и Вифлеемской звезде добавили написанный В. Маяковским по заказу Моссельпрома рекламный лозунг: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку». Интересно, что иногда Владимир Владимирович сам рисовал этикетки для кондитерских изделий. Часто он работал вместе с другой легендарной фигурой тех лет – художником и фотографом Александром Родченко.
Когда в середине века во многих крупных городах Советского Союза появились свои кондитерские фабрики, все они в ассортимент выпускаемой продукции в обязательном порядке включали и «Мишку косолапого». С той самой уже хорошо известной покупателям этикеткой от Мануила Андреева. Делали «Мишку» и в Уфе.
Если все фамилии известны, то почему «невидимые бойцы»? Да, если дело касается «Мишки» и даже многих дореволюционных конфет «Эйнем». Если же речь о каких-то других, гораздо более близких к настоящему времени, то никакие энциклопедии, никакая Всемирная паутина ответа, скорее всего, не дадут. 
…90 лет назад, в 1929 году в Уфе на углу Аксаковской и Пушкинской работала кондитерская фабрика. Не могу пока утверждать, но, возможно, это та самая, что в начале 50-х годов оказалась в Татарском переулке, а вскоре перебралась в соседние строения на улице Разина, что некогда принадлежали Дмитрию Берштейну («пряничная и кондитерская фабрика, мыловаренное производство»). До сих пор на форумах коллекционеров выставляются конфетные этикетки Уфимской кондитерской фабрики, которая, наряду со «Снежком», «Ласточкой», «Пилотом», «Весной», «Ромашкой», «Радием» и «Буревестником», выпускала также дорогие сорта шоколадных конфет. Многие из уфимцев – те, кому сейчас за пятьдесят, помнят эти фантики, как две капли воды похожие на московские, сарапульские, гомельские, ереванские и харьковские. Только названия фабрик напечатаны были разные. Кстати, фантики для уфимского «Мишки косолапого» кроме Ленинградской фабрики офсетной печати №2 (ЛФОП 2 – это название бывшей хромолитографии Э. Маркуса существовало в 1966 – 1974 гг.) печатал и ЛКЦП  – Ленинградский комбинат цветной печати (такое название комбинат носил в 1967 – 1992 гг.) – тот самый, что снабжал советский народ игральными картами и вложенными в тот же конверт маленькими «карманными календариками». Впрочем, это отдельная и интереснейшая тема.
Но на улице Разина выпускали и кое-что оригинальное.
Для начала (тем, кто не знает) расскажу, что, по легенде, «Красную Шапочку» придумали почти случайно: вместо миндаля, запасы которого на складе подошли к концу, в конфеты стали класть арахис (потому, кстати, эти конфеты и чуть дешевле). Ну а когда стали экспериментировать с другими компонентами начинки, получились «Ананасные» и «Курортные». Так вот, если перебирать десятки конфетных этикеток разных фабрик с названием «Курортные», то едва ли на всех без исключения увидим пальму. Традиция пошла, должно быть, с выпускавшихся ещё в 30-х годах в Ленинграде конфет с этим же названием. Но было на фантиках тех давних конфет и, если позволите, «подназвание»: «Сочи», «Сухум», «Ореанда», «Кичкине», «Алушта».
Дальше пойдут сплошные предположения. В середине 60-х эти старые ленинградские фантики навели то ли руководство фабрики на улице Разина, то ли некоего художника (я склоняюсь, разумеется, к этому варианту, ведь в своё время этикетки к кондитерским изделиям рисовали Сальвадор Дали, Альфонс Муха, Иван Билибин, Михаил Врубель) на блестящую мысль: зачем «ехать» далеко, если в Башкирии есть собственные курорты? Например, «Юматово». Идею материализировали на ЛФОП 2, и вскоре она овладела массами: чуть ли не с каждым новогодним подарком детвора получала рекламу башкирских курортов. А вот сегодня найти такие этикетки сложновато.
А в начале 1969-го на той же ЛФОП 2 были отпечатаны фантики с видами Уфы. Оформление их выглядит вполне современным и сегодня. Но на этих конфетных обёртках почему-то нет ни названия, ни сведений о производителе. Видимо, конфеты укладывались в коробку, так как были задуманы как подарочные – к 50-летнему юбилею БАССР. Продолжения «конфетная история» не получила, зато этикеток было отпечатано много, и они выставляются на продажу на аукционах коллекционеров до сего дня. 
Построенная в 70-х большая кондитерская фабрика на Менделеева, получившая №1, на закате своего существования запустила красивую серию конфет под названием «Любимый город» с фотографиями Игоря Сагина. И хотя специально для этих конфет даже были изготовлены подарочные коробки, жестянки эти, кажется, так и не увидели конфет с одноимённым названием. 

P.S. Обошёл несколько больших магазинов. «Курортных» не нашёл нигде. Так, может, стоит попробовать разработать новую башкирскую курортно-конфетную серию. Правда, кондитерских фабрик в Уфе давно нет.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Наш на все 100 Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг