РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Невидимые бойцы сладкого фронта
Разбирал старые книги, подаренные мне ещё в детстве, и в одной из них вдруг обнаружил конфетную обёртку: картинка с видом Уфы, название производителя – «Уфимская кондитерская фабрика», типографская метка – ЛФОП 2… И никакого вам названия. Лишь выходные данные книги напомнили о том, что съел я её полвека назад – в 1969-м.
С конфетами «Мишка косолапый» и «Мишка на Севере», «Красная Шапочка» и «Курортные» все знакомятся в раннем детстве. Но далеко не все сразу смогут ответить на простой вопрос: «А чем они отличаются друг от друга?» Кроме цены и фантиков, о которых чуть позже. У всех – шоколадная начинка с вафельными вставками (или всё же не все?), все покрыты шоколадной глазурью и завёрнуты в трёхслойную обёртку. Но цены у них почему-то очень даже разные. Когда основатель фабрики «Эйнем» (она же «Красный Октябрь») Фердинанд Теодор фон Эйнем начал в конце позапрошлого века производство шоколадных конфет (тогда говорили «конфект») с начинкой из вафель и пралине (пралине – смесь тёртого миндаля с сахаром иногда с добавлением какао-масла), он ещё не знал, что тем самым не только делает удачный коммерческий ход, но и открывает одну из интереснейших страниц кондитерского бизнеса в нашей стране. В 1913 году «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфект и чайных печений Эйнем в Москве» провело конкурс на оформление рекламного календаря, который выиграл художник Мануил Андреевич Андреев (1884-1959). Почему-то Андреева всё время «улучшают», называя Эммануилом, но имя греческого происхождения Мануил есть и в святцах. Считается, что ближе к Рождеству того же года (т.е. к 25 декабря 1913-го) юные потребители впервые увидели ставшие ныне легендарными конфетные этикетки (проще говоря, фантики) «Мишка косолапый». Несколько «сжав» картину И. Шишкина (и К. Савицкого – медведей рисовал именно он) «Утро в сосновом лесу», художник Андреев сделал её вертикальной. Когда в 1920-х на фабрике «бывш. Эйнем», уже ставшей советским «Красным Октябрём», возобновили производство этих конфет, рисунок этикетки сильно не изменили, разве что к медведям, ёлочкам и Вифлеемской звезде добавили написанный В. Маяковским по заказу Моссельпрома рекламный лозунг: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку». Интересно, что иногда Владимир Владимирович сам рисовал этикетки для кондитерских изделий. Часто он работал вместе с другой легендарной фигурой тех лет – художником и фотографом Александром Родченко. Когда в середине века во многих крупных городах Советского Союза появились свои кондитерские фабрики, все они в ассортимент выпускаемой продукции в обязательном порядке включали и «Мишку косолапого». С той самой уже хорошо известной покупателям этикеткой от Мануила Андреева. Делали «Мишку» и в Уфе. Если все фамилии известны, то почему «невидимые бойцы»? Да, если дело касается «Мишки» и даже многих дореволюционных конфет «Эйнем». Если же речь о каких-то других, гораздо более близких к настоящему времени, то никакие энциклопедии, никакая Всемирная паутина ответа, скорее всего, не дадут. …90 лет назад, в 1929 году в Уфе на углу Аксаковской и Пушкинской работала кондитерская фабрика. Не могу пока утверждать, но, возможно, это та самая, что в начале 50-х годов оказалась в Татарском переулке, а вскоре перебралась в соседние строения на улице Разина, что некогда принадлежали Дмитрию Берштейну («пряничная и кондитерская фабрика, мыловаренное производство»). До сих пор на форумах коллекционеров выставляются конфетные этикетки Уфимской кондитерской фабрики, которая, наряду со «Снежком», «Ласточкой», «Пилотом», «Весной», «Ромашкой», «Радием» и «Буревестником», выпускала также дорогие сорта шоколадных конфет. Многие из уфимцев – те, кому сейчас за пятьдесят, помнят эти фантики, как две капли воды похожие на московские, сарапульские, гомельские, ереванские и харьковские. Только названия фабрик напечатаны были разные. Кстати, фантики для уфимского «Мишки косолапого» кроме Ленинградской фабрики офсетной печати №2 (ЛФОП 2 – это название бывшей хромолитографии Э. Маркуса существовало в 1966 – 1974 гг.) печатал и ЛКЦП – Ленинградский комбинат цветной печати (такое название комбинат носил в 1967 – 1992 гг.) – тот самый, что снабжал советский народ игральными картами и вложенными в тот же конверт маленькими «карманными календариками». Впрочем, это отдельная и интереснейшая тема. Но на улице Разина выпускали и кое-что оригинальное. Для начала (тем, кто не знает) расскажу, что, по легенде, «Красную Шапочку» придумали почти случайно: вместо миндаля, запасы которого на складе подошли к концу, в конфеты стали класть арахис (потому, кстати, эти конфеты и чуть дешевле). Ну а когда стали экспериментировать с другими компонентами начинки, получились «Ананасные» и «Курортные». Так вот, если перебирать десятки конфетных этикеток разных фабрик с названием «Курортные», то едва ли на всех без исключения увидим пальму. Традиция пошла, должно быть, с выпускавшихся ещё в 30-х годах в Ленинграде конфет с этим же названием. Но было на фантиках тех давних конфет и, если позволите, «подназвание»: «Сочи», «Сухум», «Ореанда», «Кичкине», «Алушта». Дальше пойдут сплошные предположения. В середине 60-х эти старые ленинградские фантики навели то ли руководство фабрики на улице Разина, то ли некоего художника (я склоняюсь, разумеется, к этому варианту, ведь в своё время этикетки к кондитерским изделиям рисовали Сальвадор Дали, Альфонс Муха, Иван Билибин, Михаил Врубель) на блестящую мысль: зачем «ехать» далеко, если в Башкирии есть собственные курорты? Например, «Юматово». Идею материализировали на ЛФОП 2, и вскоре она овладела массами: чуть ли не с каждым новогодним подарком детвора получала рекламу башкирских курортов. А вот сегодня найти такие этикетки сложновато. А в начале 1969-го на той же ЛФОП 2 были отпечатаны фантики с видами Уфы. Оформление их выглядит вполне современным и сегодня. Но на этих конфетных обёртках почему-то нет ни названия, ни сведений о производителе. Видимо, конфеты укладывались в коробку, так как были задуманы как подарочные – к 50-летнему юбилею БАССР. Продолжения «конфетная история» не получила, зато этикеток было отпечатано много, и они выставляются на продажу на аукционах коллекционеров до сего дня. Построенная в 70-х большая кондитерская фабрика на Менделеева, получившая №1, на закате своего существования запустила красивую серию конфет под названием «Любимый город» с фотографиями Игоря Сагина. И хотя специально для этих конфет даже были изготовлены подарочные коробки, жестянки эти, кажется, так и не увидели конфет с одноимённым названием.
P.S. Обошёл несколько больших магазинов. «Курортных» не нашёл нигде. Так, может, стоит попробовать разработать новую башкирскую курортно-конфетную серию. Правда, кондитерских фабрик в Уфе давно нет.
Анатолий ЧЕЧУХА |