ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

«Дорожная карта» для инвестора
На оперативном совещании в правительстве республики подвели итоги работы в фо...

Зеленая Башкирия
С  20 апреля по 20 мая пройдет месячник по посадке леса. Уже подобрано 120 лесных ...

Хоккейное чудо
ХК «Салават Юлаев» одержал долгожданную победу над «Автомобилистом» в пятом м...

Улица для неспешных дум
В Казани именем народного поэта Башкортостана Мустая Карима назовут улицу.
<...


Город цветов
Весной сотрудники «Горзеленхоза» высадят 
2 миллиона однолетников – р...

Наведем весенний лоск
Почти 300 дорожных рабочих и около 250 единиц спецтехники ежедневно задействован...

Вдохновляя учеников
Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Башкортостана-2019» стала препод...

Тайны Шульган-Таша
В Театре оперы и балета прошла премьера балета «О чем молчат камни. Башкирские ...

«Машинке» - 50
Дворец культуры «Моторостроитель» отметил полувековой юбилей. Он был возведен...

Зритель стал актером



     №4 (209)
     Апрель 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"

О чем поет тростник


Три человека ворочают тяжелые камни. Один сетует, мол, гну спину, другой говорит: деньги зарабатываю, семью кормить надо. Третий улыбается - я строю дом для Всевышнего. Все трое делают одну и ту же работу, но намерения и понимание у всех разные. Кто из них станет богаче?
Такой притчей ответил народный артист республики Роберт Юлдашев на вопрос, что заставляет выходить человека на сцену. 

-Есть такие музыканты, которые во время концерта могут писать смски, и, конечно, уровень их воздействия на слушателей будет определенным. Что касается второго человека из притчи, то в нем вроде нет ничего плохого. А третий понимает, кто он и зачем пришел в этот мир. Исходя из такой установки он творит на сцене. Если переходишь на уровень служения, то он будет высшим. Аналогию можно провести с событиями в эпосе «Урал-батыр», где герой вместо того, чтобы жить самому вечно, расплескивает животворящую воду для всех. 
На эстраде так: кто-то поет про негатив, а потом ему врачи делают укол, чтобы разжать горло, другой, как Николай Носков, воспевает любовь в мире, созидание и может спокойно сильным голосом петь подряд два часа. 
Выходить на публику – очень ответственно: можешь быть проводником света или наоборот, что актуально во всех сферах деятельности.
- Вы коренной уфимец, и вдруг – курай? Чем обусловлен выбор инструмента?
- Вместо пионерского лагеря во время каникул родители часто отправляли меня в деревню, где вместе с мальчишками пас стадо, помогал косить, окучивал картошку, а вечером мы на конях неслись по полю под свет звезд и шум ветра. Наверное, все это помогло мне сформировать определенное восприятие мира и в отличие от детей асфальта почувствовать разницу. 
Курай услышал в первом классе, когда в гостях аксакал из Белорецкого района вытащил его из чертежного тубуса и заиграл. Все замолчали, у меня вдруг проснулась генная память, ведь у древнейшего инструмента есть такие вибрации, которые вызывают мурашки до кончиков волос. Вернувшись в Уфу, я пытался сделать курай на уроках труда, и спасибо учителю, он меня поддержал, познакомил с легендами и историями.
- Как подбираете инструмент? Сколько стоит самый дорогой курай?
- Сам по себе он недорог, но из тысячи инструментов созвучен тебе может быть один. Обычно я долго выбираю, мне нравится мастер Рамиль Хуснуллин из Кугарчинского района. В последнее время для себя открыл тростниковый курай: в его основе натуральное растение, которое произрастает в Уральских горах, по научному называется – реброплодник. С внутренней стороны у него есть мякоть, поэтому издает особенный звук. Для человека полезно дышать свежим воздухом, пить чистую воду, а есть звуки, которые помогают сохранять здоровье, в их числе – курай, так как вибрации у него естественные, природные. Когда-то первые звуки из него выходили, когда дул ветер, и по легенде тростник именно этим запал людям в душу. Наша программа так и называется «Музыка ветра». 
- Почему вы стали играть на курае эстрадные композиции и классику? Кто начал это направление?
- Наверное, попытки сыграть с симфоническим оркестром были и до меня. В свое время учился в специальной музыкальной школе, где не было данного направления, поэтому пошел в класс кларнета, а затем и в консерваторию. Этот багаж дал о себе знать, и благодаря приобретенной технике получилось содружество с оркестрами Владимира Спивакова, Большого театра, Юрия Башмета, нашим Симфоническим. Приобретенные навыки позволили звучать кураю интонационно более чисто, появились штрихи, нюансы для оркестра. Как говорят, в судьбе случайностей нет. Ребенком видел, как на ответственных мероприятиях играют кураисты, но не слышат дирижера, убегают вперед. В итоге номер идет наперекосяк, и его убирают из репертуара.  
Однажды во время гастролей мы пересеклись в отеле с маэстро Спиваковым, с которым уже однажды сыграли. Он показал на меня пальцем: «Курай, потом добавил «Журавель». Запомнил не имя, а инструмент, который сопровождал его оркестр, и название композиции. Про него рассказывают почти мистические вещи: он узнает музыкантов по звукам, по тембру скрипки может определить изготовившего ее мастера и год.
6 марта мы выступили с ним в сопровождении Национального филармонического оркестра России на сцене московского Международного дома музыки с концертом «Рожденные в Башкортостане» в честь 100-летия образования республики. Вскоре со Спиваковым впервые в истории музыки сыграем сольный концерт в Международном доме музыки в Москве, на одной из самых престижнейших площадок. Считаю это большим прорывом для курая. 
- Как очутились в Ла Скала?
- Учился в одной музыкальной школе с Абдразаковыми, дружба продолжилась и в сотрудничестве. Когда Ильдар готовился к концерту в Италии, то задумал исполнить песню «Азамат» в память об отце под аккомпанемент курая. Радостно, что признанный мэтр сохраняет свои традиции и помнит корни. На сцене стоял только рояль, из инструментов еще курай, подсвеченные одним прожектором, вместо декорации – черная стена. Слушатели приехали из Америки, Европы, Австралии. При этом публика весьма подготовленная. Во время номера она жадно впитывала каждую вибрацию, казалось, даже не дышала, зато после аплодировала с неистовством. Одна добравшаяся за кулисы женщина призналась, что закрыла глаза и представила невысокие зеленые горы, которые никогда не видела. Я почувствовал уровень слушателей, которые «улетают» вместе с музыкантом, чувствуют, что он хочет сказать, а не просто смотрят, начищена ли его обувь, как он одет и причесан. 
- Что сподвигло на сотрудничество с рокерами?
- Каждый человек уникален, он может формировать свое пространство и даже события. Я занимаюсь духовными практиками, в свое время читал Норбекова и даже посетил курсы. Тогда выстроил свой приоритет: хотелось, чтобы курай звучал через всероссийские сцены. И вдруг в Уфу приезжает Дживан Гаспарян, легенда, мастер игры на дудуке - армянском музыкальном духовом инструменте, записавший саундтреки к фильму «Гладиатор». Купил билет, облокотился на парапет, закрыл глаза и слушаю. В зале оказался Николай Носков, чья группа «Парк Горького» в свое время первой из российских попала в мировой чарт Billboard. Он заинтересовался таким слушателем и спросил продюсера Радмира Усаева, кто это. Тот рассказал обо мне и попросил сыграть для Коли. Послушав, Носков признался, что был в Индии, Тибете в поисках нового инструмента для альбома «Овер-драйв», чтобы придать ему новое звучание. Он утверждал, что курай - настоящий роковый инструмент, который он искал по всему свету, а нашел на Южном Урале.
Записал мои контакты и уехал. Прошел год, я перестал ждать, и вдруг прозвучал звонок с приглашением для записи альбома. Таким образом, если человек ставит себе цель, двигается во времени и в пространстве, то космос отвечает ему. 
Гарик Сукачев тоже меня сам нашел. Как-то зашел на суаре, так сразу присел около нас и слушал молча минут двадцать. После расспросов выдал: «В звуке этого инструмента звучит вечность». Тогда еще я не понял всей широты и тонкого восприятия мира рокера. В итоге мы записали композиции, два саундтрека с кураем, вместе выступали. В этом году аккомпанировал приехавшему на гастроли в Уфу Борису Гребенщикову, который признался, что курай гармонирует с песнями не хуже традиционной для «Аквариума» флейты.
- С кем вы сейчас хотели бы выступить?
- Такой цели себе не ставлю, судьба сама сведет меня с кем надо. Я сторонник того, чтобы быть созвучным миру, мне интересно играть  на одной волне с людьми, независимо от того, имениты они или нет.
- Говорят, музыканты по-своему воспринимают мир, чуть ли не по звукам, и даже различают характер человека по тембру его голоса…
- Актуальное замечание. Да, у каждого из нас голос выражает его духовный мир, поэтому от некоторых веет теплотой, добром, к ним хочется подойти, заговорить. 
У курая природный звук, поэтому он так привлекает людей. И более того, он полезен для здоровья. Есть инструменты разных стихий, все они по-разному воздействуют на человека, некоторые благоприятно. После прослушивания таких хочется любить весь мир, делать добро. Ведь известно, что мы состоим из воды на 80%, поэтому мелодии могут структуризировать кровь. Не зря воду заряжают с помощью молитв. 
На одних из гастролей ко мне подошел зритель и сказал: «Я понял, почему надо слушать курай: это - орган, только переносной». Он хотел выразить мысль о том, что он сродни духовному инструменту, который всегда устанавливали в храмах. Знакомый монах, с трех лет воспитывавшийся в Шаолине, услышал курай и удивился тому, как нам удается издавать такие звуки. Буддисты для извлечения божественных мелодий практикуются в течение многих лет, а нам природа сама подарила таинственное поющее растение - тростник. 

Эксперты считают Роберта Юлдашева одним из самых известных  музыкантов, открывших миру курай. Он играет на нем не только народную музыку, но и мелодии русской, зарубежной эстрады, классические произведения. Выступал на сцене Кремлевского дворца (Москва), театра «Ла Скала», концертного зала «Русский Дом» (Берлин), объездил более 14 стран мира. 

Зиля БАДРИЕВА.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости