РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Колоды и календы
Как ко мне попал мой самый первый карманный календарь, или, если вам так привычнее – календарик, я не знаю. Хотя помню, что был он на 1966 год, а на рисунке – Петропавловская крепость Ленинграда. Лет через двадцать у меня сложилась целая коллекция, но вот историей появления первого карманного календаря я заинтересовался лишь недавно, когда интерес к современным подобным изданиям у меня пропал.
Сразу поясню, что календаристы или, как они сами себя порой называют – филотаймисты (любовь+время), называют календариком небольшой, размером с визитку (старого образца, примерно 6 на 9 см) листок полукартона, на одной стороне которого отпечатан табель-календарь, а на другой – картинка или фотография. Понятно, что его вполне можно называть и карманным, который, в свою очередь, именовался так не потому, что его носили в кармане брюк – его место было во внутреннем кармане пиджака, в записной книжке. Или в дамской сумочке. Но в один прекрасный момент ушлые торговцы вдруг поняли, что это – отличное место для ежегодно сменяемой рекламы. Когда же это произошло? Для начала возьмём на вооружение тезис, что всё интересное в рекламе пришло к нам с Запада. Покопавшись в чужих коллекциях, обнаружим, что самый старый (из известных мне) мини-календарь вышел в США накануне 1950 года. Но похоже, что были выпуски более ранние, уж слишком ладно всё «скроено», даже линейка с дюймами имеется. Вот, например, есть французское издание 1938-го. Можно копать и глубже, но пока возьмём, как говорят сочинители резолюций за основу. А что же возросло тогда на этой ниве в Советском Союзе? «Раскладушки» на рыхлой бумаге, какие-то чёрно-белые листки – ворчуны и знатоки чужих недостатков будут вполне довольны. И вдруг – неожиданность: в 1946-м Ленинградский завод металлоизделий выпускает так называемый «вечный» календарь на 1946 – 1967 годы. И размером самым что ни на есть подходящим – примерно 6 на 9 сантиметров – тот самый, любимый. В 1967-м Ленинградский комбинат цветной печати подобный календарь переиздаст, но в то время общий тираж календариков уже превысил миллионы. Самыми активными заказчиками мини-календарей в 1950-е выступают мировые авиакомпании. Приятно, что и «Аэрофлот» если и отстал, то совсем на чуть-чуть: в 1960-м он выпустил симпатичный мини-календарь. Правда, полностью с текстом на английском, где из нашего была только сантиметровая линейка. Ну и ТУ-114, конечно. Причём подозрительным образом размер календарика (правда только со следующего года) совпадает с игральной картой. Выходных данных на издании нет, так что придётся реконструировать давние события. Итак, свидетельство очевидца, В.М. Дрейшпуля: «Конец октября 1960 года. Напротив остановки, на здании гостиницы «Москва» висит огромный плакат в честь Великого Октября. Троллейбуса всё не было, я подошёл к одному из киосков и увидел на прилавке какие-то маленькие прямоугольники с неизвестными мне рисунками. На мой вопрос киоскёрша ответила, что это календари на 1961 год, их было три разных вида. Я посчитал свои копейки и купил... На всех значилось: «3-я Ленинградская фабрика офсетной печати» (ЛФОП №3). В техникуме сдуру похвалился, и девчонки тут же их отняли». Маленькое отвлечение. Многие любители «пульки» вспомнят, что открывая новую колоду карт, они вытаскивали оттуда ещё один или два календарика – своеобразный бонус от полиграфистов. Неспроста календари ЛФОП №3 (позже ЛКЦП – Ленинградский комбинат цветной печати) по размерам – копия игральной карты*. А может, и «Аэрофлот» размещал там свои заказы? Продолжим наши «раскопки». В 1968-м я купил в киоске «Союзпечати» календарик с крейсером «Аврора» (тираж 500 тыс.). И не удивился, когда через пару лет ЛКЦП повторил эту фотографию (тираж 1 млн), но вот увидев её на изделии минского полиграфкомбината имени Я. Коласа в 1973-м, немного растерялся. Белорусский календарик стоил целых три копейки (ленинградские были по 2 коп.), может, припрессовка целлофана и стоила того, но обвести даты на календарике теперь можно было с большим трудом. Тем не менее настоящих «календарных фирм» в СССР стало уже три: «Аэрофлот», ЛКЦП и комбинат им. Я. Коласа. Слово «настоящих» не случайное, ведь были ещё и невзрачные календари Госстраха РСФСР, который в лучшие свои годы издавал их до 60 миллионов штук. Тем не менее именно эти госстраховские картинки напрочь отбили у коллекционеров желание вести их каталогизацию. В том же направлении поработала и типография «Красный пролетарий», наводнившая страну 1-копеечными и совсем уж маленькими календарями. В Уфе оборудование для цветной печати появилось только в 1973-м, примерно тогда же вышли и первые календарики с видами Уфы (памятник Салавату Юлаеву, Дом-музей В.И. Ленина), вот только печатались они совсем не у нас. В выходных данных значится РПП-3. Я, наверное, никогда бы не узнал, что это такое, если бы не вспомнил, что для печати фотографии памятника Салавату Юлаеву использован тот самый слайд Б. Зиньковского, что пошёл и для выпуска открытки. Так что РПП-3 – условное обозначение типографии РосглавПолиграфПрома, судя по всему, той самой Книжной фабрики №1 в подмосковной Электростали, что печатала и открытки для Уфимского бюро путешествий и экскурсий. А напоследок погрузимся совсем уж в глубокое прошлое. Вот что писал журнал «Реклама» в 1991 году: «Карманные табели-календари (однолисты) привычной для нас формы, именуемые теперь запросто календарики, издавались в России в 1880-х гг. Историки рекламы отдают первенство в этом начинании московской типолитографии «И.Н. Кушнерев и Ко» (позже типография «Красный пролетарий»). В самом конце 1885 года подписчики «Живописного обиходного календаря» были обрадованы рождественским сувениром от издателей журнала – календариком. На лицевой стороне – обычное, как на почтовой карточке, изображение белой розы и мелких цветов, связанных алой лентой в букет. Табличная сторона – в псевдорусском архитектурном убранстве, рекламный текст гласит: «Бесплатное приложение к «Живописному обиходному календарю» на 1886 год». Впрочем, размер у того календаря был 110х70, что, конечно, великовато для визитки, хотя по нынешним временам – общее место.
* Создателем современных российских карт выступил Адольф Иосифович Шарлемань (1826 - 1901). Слово «атласные» появилось от названия сорта бумаги, которую сравнивали с блестящей и гладкой шёлковой тканью - атласом. Листы натирались тальком на специальных машинах. Атласная бумага выгодно отличалась от обычной бумаги тех лет - плохо проклеенной, шероховатой, легко размокающей.
** Самое большое собрание календарей в России находится в Государственном архиве печати при Книжной палате. Это так называемые «контрольные экземпляры» не только книг, но и календарей. Здесь собрано около 40 тысяч названий календариков всех разновидностей.
Анатолий ЧЕЧУХА |