РУБРИКА "НАШ НА ВСЕ 100"«Похищение» в ритме твиста
Завершающим аккордом года 100-летия народного поэта Мустая Карима можно по праву назвать десятки мероприятий, прошедших в разных городах и районах республики. На них не только говорили о его творчестве и литературном наследии, но и подводили итоги многочисленных фестивалей, конкурсов с участием детей и взрослых.
«Мальчишек захватил азарт» На I Республиканском фестивале детских и молодежных театров, проходившем в рамках национального проекта «Культура», победителем и обладателем Гран-при стала образцовая детская театральная студия «Арлекин». Юные артисты и их наставники представили спектакль «Таганок» на сцене Национального молодежного театра. Также ребята отличились литературным спектаклем под названием «Мустай #Нашнавсесто». - Мы образовались при Салаватском государственном башкирском драматическом театре, в этом году отметили пятилетие. Каждый год к нам приходят новенькие ребята, ныне пришли совсем малыши - из начальных классов, и мы смогли обратиться к «Таганку». Я переживал, что не все дети смогут донести до зрителя башкирскую литературу. Но после первой репетиции сомнения отпали, потому что ребятам стало интересно, у них появился азарт. Работали над спектаклем около полутора месяцев, - рассказывает режиссер-постановщик Радик Галиуллин. Убедителен образ Вазира (Алан Шаменов), мальчика умного и честолюбивого, который сумел отстоять свою дружбу. Забавен образ Якупа Примерного (Артем Мизгулин). С первых мгновений завораживает зрителя не только игра актеров, но и декорации. Художник-постановщик Антон Бледных перенес на сцену почти все картины, которые могли возникнуть в воображении юных искателей приключений. «Эти театры - наше будущее. Детей еще можно воспитать, чтобы они совершали добрые поступки», - отметил председатель Союза театральных деятелей РБ Ахтям Абушахманов.
«Зал был пленен театром» В Год Мустая каждый театр республики поставил как минимум одно из его произведений. Так, в начале декабря с аншлагом прошла премьера Стерлитамакского русского драматического театра «Страна Айгуль» режиссера Людмилы Исмайловой. Изначально пьеса, хоть и заставляет героиню делать чрезвычайно сложный выбор, представляет собой настоящий гимн оптимизму и максимализму юности. Здесь же на сцене доминирует дама в черном - повзрослевшая Айгуль (Светлана Гиниятуллина). А молодая, влюбленная в жизнь красавица появляется лишь в воспоминаниях. И многое в ее жизни (как и в каждой) произошло не так, как представляла, но о том, что не покинула родную землю, она не жалеет, а в этом и есть главный смысл пьесы. Трактовка неоднозначная, однако дочь народного поэта Альфия Мустаевна Каримова дала спектаклю, наверное, самую высокую оценку: «Я думаю, папе понравилось бы…». А в последние дни декабря Салаватский театр драмы порадовал уфимского зрителя, показав на сцене театра «Нур» спектакль «Земляки» по пьесе Мустая Карима «Деревенские адвокаты» в постановке уже известного в нашей республике московского режиссера Антона Федорова. Воплощение повести, описывающей нелегкие времена коллективизации, репрессий, голода военных лет, наполненной тонким юмором и народной мудростью, стало безусловной удачей театра. Показ состоялся по просьбе дочери писателя. В зрительном зале присутствовали заместитель министра культуры РБ Ринат Халиков, писатели, театральные критики. На встрече с актерами Альфия Мустаевна выразила им благодарность за удачную постановку.
Глубоко, по-новому, по-столичному Столичные театры тоже старались выделиться новаторскими прочтениями классика. В Башкирской драме Ильсур Казакбаев по-новому взглянул на «Похищение девушки» - музыкальную комедию Мустая, десятилетиями не сходившую с афиш. Здесь золотой состав Башдрамы оттеняет смелую и дерзкую игру молодых артистов, а действие перенесено в начало 1960-х (ведь и пьеса написана в 1959 году). Знакомые всем герои классической пьесы Мухаметша, Ямиля, Котлыахмет и Баян живут в круговороте нового красочного мира стиляг и переживают буйство чувств, танцуя дерзкий твист. Причем старшее поколение не отстает от молодых коллег. Новую инсценировку повести «Долгое-долгое детство» сделал режиссер русской труппы Национального молодежного театра Мусалим Кульбаев. Это история о деревенском детстве мальчика по прозвищу Пупок, которое пришлось на суровые 1920-е годы. Но… «Ребёнок в детстве должен быть счастлив, чтобы из него вырос хороший человек, - делится впечатлениями режиссер. - Практически все произведения Мустая Карима пронизаны одной атмосферой, настроением: это солнечный свет. Ощущение, что события происходят в прекрасный летний день, когда не слишком жарко, но солнечно, и обязательно - каникулы». И именно такую атмосферу передает спектакль. Свою «Страну Айгуль» - классическую, с Айгуль - юной идеалисткой представил татарский театр «Нур», в Сибайском башкирском театре драмы поставили «Похищение девушки», в Стерлитамакской башкирской драме - трагедию «В ночь лунного затмения», а в Туймазинском татарском появились свои «Деревенские адвокаты» в постановке Ильнура Муллабаева. В столичном Театре оперы и балета опера Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения» с успехом идет уже многие годы. Так новый век имеет возможность побывать в стране Мустая, разглядеть его и напитаться мудростью, которая - как бы ни менялось все вокруг, еще не раз пригодится на крутых поворотах.
Екатерина КЛИМОВИЧ |