РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Объекты - 2020
На 2020 год в Уфе намечено начало работ сразу по нескольким очень важным и капиталоемким объектам дорожно-транспортной инфраструктуры. Главный вектор работ связан с созданием новых и увеличением пропускной способности существующих выездов с территории Уфимского полуострова, что позволит не только решить текущие проблемы, но и создать серьезный задел на будущее. Развитие Уфы ориентируется на выход за реки, в перспективе большая часть жилья будет строиться в Затоне, Деме, Забелье и Зауфимье. Все это требует адекватного развития дорожной сети.
В 2020 году после длительного перерыва должно возобновиться строительство Восточного выезда - самого большого по стоимости, сложности и срокам строительства транспортного проекта в истории Уфы и в целом Башкортостана. Восточный выезд является частью появившегося в конце 1980-х - начале 1990-х годов плана соединения федеральных трасс М-5 и М-7 через центр столицы республики. Проект преследовал две глобальные цели. Помимо соединения федеральных трасс новый транспортный коридор открывает прямой доступ в район Зауфимья - одной из перспективных площадок жилого строительства. Частично проект уже реализован – построены магистраль Северный обход микрорайона Затон, новый Затонский мост. Основную проблему представляет вторая половина пути, так называемый Восточный выезд, от развязки на проспекте Салавата Юлаева до трассы М-5. Соединить проспект и федеральную трассу мешают река Уфа и Восточный склон Уфимского полуострова с большим перепадом высот. Для ее решения планировщики решили пробить в склоне 1,2-километровый тоннель, что делает возможным создание моста через реку Уфу, который в свою очередь должен стать началом дороги до трассы М-5. Реально в 1994 году начал строиться только тоннель. Работы шли десять лет, и в 2004 году были приостановлены.
Переговоры снижают процент Реализация затянувшегося проекта станет возможной благодаря подписанным в рамках 11-го инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовет!» дополнительным условиям к концессионному соглашению 2017 года о финансировании, строительстве и эксплуатации платной автодороги Восточного выезда. По первоначальному варианту концессии, заключенной в 2017 году, республика в счет уплаты процентов по привлеченным кредитам должна была вернуть практически двукратную стоимость строительства. Затратив на строительство 34,5 миллиарда рублей, к 2042 году необходимо было вернуть 70 миллиардов. В результате подписания нового соглашения расходы уменьшились практически в два раза - регион должен выплатить только 43 миллиарда рублей. Аналитики расценили смягчение условий концессии как политическую победу главы Башкортостана Радия Хабирова, который проводил переговоры с банком в Москве. В ходе переговорного процесса банк принял доводы республики и пошел на более мягкие условия концессии. В результате регион привлечет еще большую сумму на реализацию проекта за счет федеральных средств и сократит долговую нагрузку на республиканский бюджет благодаря снижению расходов на привлекаемое кредитное финансирование. По новому соглашению снизится и стоимость строительства Восточного выезда - до 33,5 миллиардов рублей (с учетом НДС). Проект будет профинансирован частично за счет федеральных средств - капитального гранта на сумму 24,5 миллиарда рублей, а также за счет частных инвесторов и финансовых организаций. Кредитование проекта будет идти в рамках синдицированного кредита, предоставляемого ВТБ и ВЭБ по программе «Фабрика проектного финансирования». - Подписанное соглашение дает старт очень важному инфраструктурному проекту для Уфы. По сути, мы создаем новый выезд из центральной части города на федеральную трассу М-5, – подчеркнул глава Башкортостана Радий Хабиров. – Соглашение имеет особое значение и в целом для республики. Это первый масштабный, крупный проект государственно-частного партнерства. И мы надеемся, что оно станет добрым началом для других проектов, которые мы реализуем совместно с банком ВТБ. Строительство Восточного выезда, включающее тоннель, мост через реку Уфу, автодорогу до федеральной трассы М-5, а также создание системы взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением, по новому концессионному соглашению планируется завершить в 2024 году.
Развязка от пробок В 2019 году между двумя существующими началось строительство третьего моста-вставки на Южном выезде из Уфы в сторону аэропорта. Однако для улучшения ситуации на этом самом напряженном участке городской дорожной сети, где плотность движения сравнима с нагрузкой на МКАД, важно не только строительство нового моста, но и увеличение пропускной способности подъездных путей. С этой целью на 2020 год запланировано начало реконструкции транспортной развязки на пересечении проспекта Салавата Юлаева и улицы Заки Валиди. Реконструкция необходима для разведения многовекторных транспортных потоков, идущих на въезд и выезд из города. В ходе работ ширина развязки будет увеличена с 4 до 6 полос. Особое внимание уделяется созданию условий быстрого и безопасного перехода транспорта на перпендикулярные магистрали. Для этого в проекте реконструкции предусмотрено оборудование системы переходно-скоростных полос для левоповоротных съездов, позволяющих выполнять маневр без серьезного снижения скорости транспортного потока. Также в районе развязки для поворачивающих автомобилей будут построены отгороженные от основной проезжей части дополнительные полосы на проспекте Салавата Юлаева. Изменится и конфигурация некоторых съездов. В итоге пропускная способность одного из самых загруженных уфимских транспортных узлов возрастет не менее чем на треть. Совершенствованию подъездных путей к Южному выезду из Уфы будет способствовать и строительство подземного пешеходного перехода, соединяющего Бельскую набережную и Монумент Дружбы. Подземный переход позволит убрать имеющийся сейчас светофор, замедляющий транспортные потоки.
В Нагаево – быстро и безопасно Строительство новых транспортных объектов необходимо не только на выездах из Уфы, но и в ближних пригородах, где идет активное развитие малоэтажной застройки. В 2020 году планируется начало строительства путепровода через железнодорожный путь на Нагаевском шоссе в районе поселков Зинино и Нагаево. Необходимость нового путепровода связана с пробками в часы пик и большим количеством ДТП, в том числе с тяжелыми последствиями, происходящих в районе пересечения Нагаевского шоссе и линии железной дороги Южного обхода Уфы. В ближайшие годы в районе Зинино и Нагаево планируется построить 6 тысяч коттеджей, жители которых, по прогнозам, будут иметь не менее 5 тысяч автомобилей, что еще более усложнит дорожную ситуацию. Как сообщалось ранее, путепровод через железнодорожный путь планируется строить неподалеку от существующего наземного переезда, а его проект разработан с учетом возможности прокладки второго рельсового пути обходной железной дороги, которая в настоящее время является однопутной. Второй путь позволит пустить по Южному обходу Уфы все проезжающие через город грузовые составы. Это исключит возможность ЧП с перевозимыми через жилые районы опасными грузами и обеспечит развитие проекта городской электрички, которой сейчас мешает интенсивное грузовое движение.
Алексей ФАТЫХОВ |