ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Про регби и законы
В Москве глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с руководителем Федерал...

Долгожданное новоселье
Глава региона Радий Хабиров провел совещание в формате «Строительный час», где...

Город труда
Столице Башкирии присвоено почетное международное звание «Город Трудовой Доб...

Храм искусств
В Затоне завершается строительство нового здания детской музыкальной школы № ...

В беде не оставим
Подъезд №1 дома по улице Пекинской, 16, где произошел хлопок  бытового газа, бу...

Новый взгляд на «Ватан»
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Уфы и Союз ...

Назовем именем Нуреева?
Глава Башкортостана Радий Хабиров на своей странице в соцсети объявил о провед...

И Райцес, и Бомарше
До 11 февраля в Уфе будет проходить ставший уже традиционным Театральный декадн...

Болеем за наших
Команда КВН из Башкирии «Лица республики» по итогам фестиваля «Кивин-2020» стала...

И мяч – в корзине



     №2 (219)
     Февраль 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"

История: сохранить и продолжить!


Рукописи не горят -  уже доказано историей. А скульптуры? Картины? Дома? Сколько раз кусали себе локти, утеряв многое из великого наследия предков. Да и не только предков - иной раз не хотим сохранить и передать будущим поколениям то, что создано современниками.

Не думаю, что кому-то в нашей республике нужно особо представлять прославленного художника  Александра Даниловича Бурзянцева. Его творения украшают коллекции десятков музеев страны, в том числе Третьяковской галереи, Русского музея, Художественного музея имени Нестерова и многих других авторитетных российских и зарубежных собраний. Это был яркий мастер, который виртуозно владел средствами живописи, обладал даром поэта и философа. Он создал множество произведений, в которых воспевал красоту Башкирии и мощь родного Урала.
Однако в пространном списке галерей и музейных собраний еще не зафиксирован новый адрес: Уфа, улица Якуба Коласа, завод «Уфимкабель». Здесь нашли свой заботливый новый дом четыре подлинных картины мастера, датированные 70-ми годами прошлого века.
История их появления и, по сути, спасения, возвращения ко второй жизни - пусть не детектив, но в чем-то мелодрама. В свое время картины были приобретены предприятием у Худфонда республики - в советские времена такое содружество рабочего класса и мастеров кисти было вполне привычной практикой. Нечто вроде «взаимной шефской помощи». 
Шли годы - картины стали настолько привычным (читай - поэтому незаметным) элементом одного из помещений завода, что при очередном ремонте перекочевали сначала в архив, а потом и… в подвал. Вместе со списанной мебелью и прочим имуществом, ценность которого выглядела, мягко говоря, сомнительно.
Спасла случайность - шло активное «переселение» завода с улицы Цюрупы в новые корпуса, с нуля выстроенные в Демском районе. Демонтировали и перевозили станки, агрегаты, мебель и прочее имущество - десятки тысяч «инвентарных номеров». И картины заметил кто-то из сотрудников, не понаслышке знавший Александра Бурзянцева. О находке сообщили генеральному директору - Ильдару Гималетдинову, и он немедленно принял решение: «Картины осмотреть, пригласить специалистов, реставрировать и перенести в новое здание!»
Когда кто-то заикнулся, что реставрация - дорого, Ильдар Мансурович даже слушать не стал. «История и память в любом случае дороже денег. Мы вкладываем десятки миллионов в реставрацию старого здания завода, и картины великого земляка - лишь малая толика того, что мы должны и обязаны сделать».
Полотна в детальной экспертизе не нуждались - даже не изучая подпись автора, самый авторитетный специалист по творчеству Александра Даниловича, хранитель фондов Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова Валентина Сорокина с одного взгляда определила:
- Безусловно, это Бурзянцев! Посмотрите, какие чистые и контрастные краски, какое панорамное видение, позволяющее наблюдать все пространство полотна с узнаваемыми деталями! Его любимый Есенин утверждал, что «стихами можно рисовать», а сам Александр Данилович превращал живопись в поэзию. Магическая сила полотен Бурзянцева - в его умении показать сопряжение времен, сливающихся в единый гармоничный мир. 
Вот она, ключевая фраза: «сопряжение времен». Она очень созвучна гражданской, ответственной позиции Ильдара Гималетдинова - «Наше будущее это как раз сплав «вчера» и «сегодня». В большом, историческом смысле. Бездумно потерять, забыть созданное отцами и прадедами, это путь в никуда. История - очень трепетный, по-настоящему живой организм, который строится сегодня. Именно сегодня, уже нашим трудом».
А теперь откроем дневник Александра Бурзянцева: «Сопоставление старого и нового - слишком маленькая задача, она лежит на поверхности. Хочу показать, что всё это живет, дышит одним дыханием, что наша история - основа сегодняшнего дня», - писал он. 
Согласитесь - поразительное созвучие мыслей и, главное - действий!
Своим «сегодняшним днем», каждым мазком кисти художник Александр Бурзянцев создавал неповторимый облик родного края, родного города. Своим «сегодняшним днем» бизнесмен и руководитель Ильдар Гималетдинов восстанавливает облик родной столицы. Журнал «Уфа» уже подробно рассказывал об уникальном архитектурном и реставрационном проекте на месте «старого» Уфимкабеля. «GIM-center» - это новая и старинная, устремленная в будущее и столь же классическая Уфа, история которой уже неразрывно связана с именем Александра Бурзянцева. 
«Трудно уместить в одну статью фигуру такого исполинского, шаляпинского масштаба (недаром Александр Данилович собрал редкую фонотеку записей Ф.И. Шаляпина, выразителя мощи народного духа). Творчество Александра Бурзянцева не изучено, не разгадано даже наполовину, а наследство он оставил огромное: великий труженик и жизнелюб, фантазер и романтик», - писала в своем красивом эссе Эльвира Каримова.
Какое-то мистическое совпадение - с именем Федора Шаляпина тесно связано здание бывшей Губернской земской управы. То самое здание на углу Цюрупы и Валиди, которое обрело свой исторический облик благодаря реставрации, на которой настоял Ильдар Гималетдинов. Даже цвет здания, прекращая долгие дискуссии, подсказал… сам Федор Иванович, писавший в мемуарах: «…мне было скучно в этом казенном, краснокаменном здании…».
Александр Бурзянцев собирал и сохранял фонотеку Шаляпина, Ильдар Гималетдинов - собрал и сохраняет память о двух равновеликих земляках!
…В последнее десятилетие жизни художник много времени посвящал и пейзажам старой Уфы, которую очень любил, и, несмотря на полное сходство улочек, церквей, оврагов и холмов нашего старого города с оригиналами (большей частью, увы, уже исчезнувшими), ярко проявил талант импровизатора и «композитора», где целью ставилось настроение «души каждого уголка». 
В Уфе в 2010 году появилась улица Александра Бурзянцева, каждый октябрь в галерее «Мирас» проходят дни памяти художника, обширная экспозиция его знаковых полотен - всегда на обозрении в музее имени М.В. Нестерова. Но, выходит, и этого мало!
- Мы сделали все для сохранения доставшихся нам в наследство картин замечательного мастера. Отреставрировали, «одели» в новые, достойные рамы. Однако на заводе их могут видеть несколько сот человек, а должны видеть и ценить тысячи. - Считает Ильдар Мансурович. - Поэтому его картины вскоре займут свое достойное место в новом комплексе «GIM-center». 
И добавлю еще одну очень важную деталь: мы представим публике не только признанного мастера. Его творчество будет служить проводником для начинающих авторов - тех, кто станет членами нашего «Клуба молодых мастеров». Им продолжать нашу историю!

Екатерина АЛЕЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости