РУБРИКА "Некопеечное дело"Промышленная динамика
Основу экономики Уфы составляет промышленный комплекс, объединяющий 125 крупных и средних предприятий и более 4-х тысяч малых производств. В 2019 году объем отгруженной продукции в промышленном секторе впервые превысил один триллион рублей. Темп роста производства составил 104%. В городе идет активное техперевооружение отрасли, реновация сформированных в советский период промзон и создание новых инфраструктурных площадок для бизнеса, способствующих кооперации малых предприятий. В Уфе также планируется развивать промышленный туризм.
В перечень приоритетных инвестиционных проектов Башкортостана входит 189 проектов по строительству новых, расширению и реконструкции действующих производств на общую сумму более 667 миллиардов рублей, с созданием более 33 тысяч новых рабочих мест. Основной упор делается на внедрение передовых технологий и техперевооружение отрасли. Порядка трети инвестпроектов относится к промышленному производству. Их успешная реализация, на которую планируется направить 391 миллиард рублей, предполагает создание более 11 тысяч новых рабочих мест. Для господдержки в виде освобождения от налога на имущество и снижения ставки налога на прибыль по 27 приоритетным проектам промышленности заключены инвестсоглашения. Уфа, выступающая флагманом производственной отрасли региона, находится в центре этих процессов. В северной части столицы будет размещена вторая площадка «Уфагормолзавода», которая станет составной частью агропромышленного кластера. Там же намечено строительство нового производственного корпуса Технопарка авиационных технологий. В планах - строительство нового завода «Уфанефтегазмаш». Все эти проекты рассмотрены на «Инвестиционном часе», получили одобрение и содействие в реализации.
Значение переноса Наряду с созданием новых производств, в Уфе идет процесс активной модернизации существующих предприятий, в том числе с выносом производственных мощностей из центра в другие районы города и республики. За относительно короткий период времени центральная часть Уфы лишилась сразу нескольких крупных промышленных предприятий. Первым на окраину Черниковки переехал расположенный на перекрестке улиц Бессонова – Комсомольская молочный завод, а на освободившейся площадке был построен современный жилой комплекс. Затем подошла очередь специализировавшегося на выпуске резинотехнических изделий завода УЗЭМИК, занимавшего практически целый квартал, ограниченный улицами Пархоменко, Кировоградской, Большой Гражданской и бульваром Ибрагимова. Производственные мощности завода были перенесены в Нефтекамск, часть помещений перепрофилирована, а освободившаяся земля продана под жилую и деловую застройку. Похожая схема реализована на заводе «Уфимкабель», производство которого переехало в Дему. В дополнение к этому многие промпредприятия продают или сдают в аренду склады, административные помещения и целые производственные корпуса. Такие процессы, происходящие не только в Уфе, но и в большинстве экономически развитых городов России и мира, объясняет целый комплекс причин. Первая и, пожалуй, главная связана с тем, что крупные производства, создававшиеся несколько десятилетий назад, нуждаются в комплексной технической реконструкции, а иногда - и в серьезной коррекции выпускаемого ассортимента. Это подразумевает масштабные закупки нового оборудования и перестройку технологических линий, для размещения которых часто нужна полная реконструкция старых корпусов. А поскольку современное оборудование требует меньше места, многие построенные еще в советские годы большие цеха становятся просто ненужными. В результате владельцам предприятий часто выгоднее продать производственные площадки в центре города под жилье или торгово-деловую застройку, а полученные средства направить на закупку оборудования и строительство новых цехов, спроектированных с учетом современных требований и стандартов. Такая схема выгодна и городу, который избавляется от вредных выбросов, неизбежных при практически любом производстве, а на месте огороженных заводских площадок появляются благоустроенные кварталы.
Промзоны будущего Наряду с выносом заводов из центральной части Уфы, актуальной темой остается развитие двух крупнейших промышленных зон – Северной и Лихачевской. Наибольший интерес с точки зрения градостроительного развития представляет Лихачевская промзона, занимающая площадь 1850 гектаров и со всех сторон окруженная крупными жилыми массивами – Сипайлово, Инорсом и Черниковкой. По прогнозам экспертов, Лихачевский промузел в будущем ждут серьезные перемены. Концепция его развития предполагает частичное перепрофилирование изначальных функций – данная территория, наряду с сугубо производственной, будет получать общественно-деловую направленность. Важнейший фактор градостроительной ценности «Лихачевки» - примыкание к крупным жилым районам. Поэтому рядом с реконструированными и успешно работающими заводами здесь возникли крупные торговые комплексы, мебельные центры и автосалоны. По мнению архитекторов, в перспективе промышленные объекты, многие из которых устарели морально и физически, будут реконструированы, а их общее число сократится с 187 до 133. Другой важнейшей функцией «Лихачевки», также связанной с расположением между крупными жилыми массивами, станет создание новых транспортных связей. Проект ее перспективного развития предусматривает строительство продолжения проспекта Салавата Юлаева в обход Сипайлово, что значительно снизит загрузку улицы Жукова и улучшит связь центра города с Инорсом и Черниковкой. Также будут расширены улицы Сельская Богородская, Трамвайная и Индустриальное шоссе. В границах Лихачевского промузла предполагается строительство 15 многоуровневых развязок и пяти путепроводов над железнодорожными путями.
Промышленный север В оценке перспектив крупнейшей в республике Северной промзоны Уфы есть несколько важных аспектов. Первый касается территорий, занимаемых нефтеперерабатывающими заводами. В обозримом будущем здесь навряд ли стоит ожидать глобальных перемен – предприятия будут постепенно модернизировать производство и заменять устаревшее оборудование. Отдельную большую проблему представляет ныне не действующий завод «Уфахимпром». Печально известное предприятие специализировалось на производстве химических средств защиты растений, в процессе которого образуется опасный побочный продукт - диоксин, относимый к классу наиболее токсичных техногенных веществ (супертоксикантов). После остановки производства в 2004 году обанкротившийся «Химпром» перестал вырабатывать новые вредные вещества, но большую проблему представляют накопленные ранее отходы и загрязнения. Стоимость санации обширной заводской территории оценивается в несколько миллиардов рублей. Такую сумму не может изыскать ни городской, ни даже республиканский бюджет. Решение проблемы «Уфахимпрома» возможно только при поддержке федерального центра, над получением которой сегодня работают и город, и республика. В прошлом году за счет средств городского бюджета началась разработка проектно-сметной документации по рекультивации территории закрытого предприятия. Ее планируется провести в рамках национального проекта «Экология».
Плюсы периферии Если рассмотреть перспективы Северной и Лихачевской промзон Уфы с точки зрения появления новых крупных заводов, можно прийти к неоднозначным выводам. С одной стороны, здесь есть все условия для создания новых производств: наличие сразу четырех ТЭЦ снимает проблему электро- и теплоснабжения, в непосредственной близости расположены магистральные железнодорожные пути, есть прямой выход на федеральную трассу М-5 и даже удобные речные пристани. Однако большинство из появившихся в постсоветское время новых крупных производств расположены за пределами двух главных уфимских промзон, во вновь образованных индустриальных центрах. Один из них, включающий в себя трансформаторный завод и завод керамической плитки «Ласселсбергер», сформировался на трассе Уфа - Аэропорт. В другом, сформированном в районе Шакши, построены завод стеклотары «Русджам-Уфа» и входящий в индустриальный парк «Уфимский» комбинат по выпуску обычных и ламинированных древесно-стружечных плит «Кроношпан». При этом активное строительство в границах Лихачевского промузла торговых центров и автосалонов происходит на фоне сравнительного безразличия производственников. Такое положение дел можно объяснить влиянием нескольких факторов. Основной – земельный вопрос. Хотя в Северной и Лихачевской промзонах в связи с закрытием целого ряда индустриальных объектов и оптимизацией действующих появилось немало пустующих площадей, у каждого участка есть свой хозяин, с которым надо договариваться о цене. Кроме того, старые производственные территории обычно нуждаются в санации и сносе ненужных строений, что также удорожает проекты. В такой ситуации при создании новых производств часто бывает проще и выгоднее использовать расположенные в ближних пригородах бывшие земли сельхозназначения, что и произошло при формировании новых индустриальных центров на трассе Уфа – Аэропорт и в районе Шакши. Тем не менее новые заводы будут появляться и в старых промзонах, в том числе в рамках уже заявленных инвестпроектов. Здесь все зависит от типа объектов и конкретных условий ведения бизнеса.
Туристический интерес Во многих экономически развитых городах вокруг производств активно развивается промышленный туризм. Эта тенденция не обошла стороной и столицу республики. Не так давно администрация Уфы подписала соглашения по развитию промышленного туризма с технопарками и предприятиями города, а также между Агентством бизнес-туризма ООО «Майс Маркет» и ООО «Многопрофильный информационно-туристический центр «Уфа». - В этом году мы сформировали концепцию развития туризма в нашем городе, – рассказал замглавы уфимской администрации Николай Фадеев. - Деловой и событийный туризм определены как базовые направления, генерирующие наибольший туристический трафик, при этом к перспективным направлениям мы отнесли промышленный туризм. Принимая во внимание внушительный производственный потенциал Уфы, с уверенностью можно говорить, что такой вид туризма развивать просто необходимо. Николай Фадеев подчеркнул, что промышленный туризм, во-первых, – это возможность кооперации между предприятиями разных регионов, во-вторых, профориентация школьников и, в-третьих, прохождение практики студентами на предприятиях города. Как сообщалось ранее, Уфу посещает около миллиона человек в год. Из них порядка 80-90 % составляют так называемые деловые или бизнес-туристы, приезжающие по работе, для участия в выставках, форумах и иных корпоративных мероприятиях. Таких людей часто интересует посещение промышленных центров, над туристической доступностью которых будут работать в Уфе.
Алексей ФАТЫХОВ |