РУБРИКА "АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ" Выбираем маршрут. Образовательный
Эта вещь прослужит вам долгие годы – так обычно говорят о предметах, подчеркивая их добротность и срок службы. Актуально ли это утверждение, если гаджет, купленный год назад, сегодня уже устарел? А как же образование, для которого характерны традиционность и преемственность? Какие требования предъявляются к качеству обучения и что понимать под этим? Эти и другие вопросы обсуждаем с начальником Управления образования администрации города Еленой Хаффазовой.
- Родители нынче очень серьезно относятся к выбору школы для своего ребенка. Они ведь наверняка не будут ориентироваться на проценты, которые обычно фигурируют в отчетах. Мамы и папы выбирают другие критерии: столько-то детей – победителей различных олимпиад, столько-то выпускников поступили в престижные вузы… и делают вывод: значит, в этой школе качество преподавания на высоте. - Да, наверное, это правильно. Родители хотят, чтобы их ребенок получил хорошее образование, смог найти свое место в жизни, обеспечить себя и свою семью. Естественно, они мыслят на перспективу. На педагогическом языке «хорошее» означает «качественное». В профессиональной педагогической среде все чаще звучат слова об образовании как главной инвестиции в будущее страны, народа и каждого отдельного человека. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный приоритет. Поэтому так серьезно меняется уровень притязаний граждан к образованию и встречные требования общества к ним.
- Что вы вкладываете в понятие качественное образование? - Это результат учебно-воспитательного процесса и критерий эффективности образовательного учреждения. Если спросить родителей, куда бы они хотели отдать своего малыша, то они наверняка перечислят школы-лидеры и легко аргументируют свой выбор. Но получить хорошие знания – это только полдела. Все настолько стремительно меняется, что пока ваш ребенок учится, исчезают одни профессии и рождаются новые. Как же быть, какое образование получить, чтобы найти свое место в жизни? Сегодня людей уже не устраивает строгий «академизм» обучения, так называемые знания, умения и навыки, хотя их качество всегда было и будет высоко востребовано. На первый план выходит перспектива заниматься собственным делом, путешествовать, быть активным участником социума. Родители хотят, чтобы школы создавали оптимальные условия для всех детей: в том числе одаренных, с особенностями здоровья или сложностями в адаптации. А учителей - видеть в роли помощников-тьюторов, взрослых авторитетных наставников. Это обусловлено требованиями работодателей к современным работникам, которые должны быть компетентны, уметь трудиться в режиме многозадачности, сотрудничать в команде. Сегодня надо понимать: чтобы быть успешным, нужно учиться на протяжении всей жизни – только так можно приспособиться к быстро меняющемуся миру.
- Какие бы информационные технологии ни пришли в школу, все-таки качество знаний наших детей прежде всего зависит от профессионализма педагога. И дистанционное обучение еще одно подтверждение этому. Живое общение с учителем ничто не заменит. - Да, многие родители на самоизоляции по достоинству оценили труд педагогов, убедились, как трудно увлечь современного ребенка, удержать его внимание, заинтересовать учебным материалом. А профессионалы своего дела работают в каждой школе столицы.
- Можете нарисовать портрет выпускника школы, соответствующего этим требованиям? - Ученик должен быть профориентирован, или, проще говоря, знать, в какой профессии может себя реализовать. В этом, например, поможет проект «Ассоциированные школы Союза машиностроителей России», который объединил 25 уфимских школ с углубленным изучением предметов физико-математического и инженерно-технического направления. Его задача – не только подготовка школьников к участию в олимпиадах и конкурсах, в том числе по информатике и робототехнике, а также содействие в проведении чемпионатов WorldSkills и встреч с руководителями и ведущими специалистами предприятий машиностроительной и авиационно-космической отраслей. Прекрасная возможность определиться с профессией. Производственникам нужны профессионалы рабочих специальностей, которые будут трудиться на самом современном оборудовании. Такую работу по профориентации в сотрудничестве с предприятием необходимо начинать уже в 7-8 классе, чтобы ребенок в дальнейшем осознанно делал выбор при поступлении в колледж, а потом предприятие трудоустраивало его у себя. Кроме того, выпускник должен быть экономически и юридически подкован, понимать, что значит быть ответственным налогоплательщиком, законопослушным и активным гражданином. Здесь не обойтись без взаимодействия с вузами. В Уфе много лет успешно работает модель социального взаимодействия «Школа – вуз - предприятие». Наши партнеры - высшие учебные заведения республики и ведущие колледжи. В течение учебного года организуются «Университетские субботы», профориентационные форсайт-сессии для родителей, родительские собрания с участием проректоров учреждений, профессиональные пробы для школьников, конкурсы и чемпионаты профессиональных компетенций.
- А как реализуются проекты развития «мягких» и цифровых компетенций? - Успешность во многом зависит от социальной адаптации (коммуникабельности, креативности, пунктуальности) и владения цифровыми технологиями. Чтобы дети могли освоить эти компетенции в комплексе, необходимо выходить за рамки школы, организовывать для ребят интересную жизнь в проектной и социально значимой деятельности. Старшеклассники активно участвуют в проекте «Взлетай!», инициированном главой республики Радием Хабировым на Первом форуме школьного образования. Одна из основных его задач - развитие потенциала учащихся. Проект позволяет выпускникам школ получить конкурентные преимущества, которые дают владение иностранными языками, хорошая физическая подготовленность, навыки ведения здорового образа жизни, умение водить автомобиль. Реализация общегородских проектов значительно расширяет возможности ребят, создает открытую, не стесненную рамками учебных планов образовательную среду, позволяет отдать предпочтение той или иной программе, выбрать свой маршрут развития. Уже в старших классах можно параллельно получить дополнительное образование исходя из своих интересов и склонностей.
- Возможностей стало больше, но иногда бывает трудно сделать выбор. Свободой надо уметь пользоваться… - Я думаю, что нынешним школьникам повезло. Мы в наше время об этом даже не мечтали! Сегодня каждый может выбрать свой путь, определить свой образовательный маршрут. Современный ученик имеет доступ к дистанционным курсам, видеоурокам лучших учителей и преподавателей всей страны. Но, конечно, без опытного наставника, профессионала в лице педагога ребятам трудно определиться. Учитель должен раскрывать лучшие качества, заложенные в ребенке, поощрять его, создавать ситуации успеха — словом, учить его выстраивать свой жизненный путь.
В текущем году более 5 тысяч выпу скников завершили среднее общее образование, 834 получили аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении». Практически ежегодно в образовательные российские рейтинги школ по конкурентоспособности выпускников, поступивших в ведущие вузы страны, входят лицей № 153, Инженерный лицей № 83 имени М.С. Пинского УГНТУ, Физико-математический лицей № 93.
Светлана ЯНОВА |