РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Продвигаем свое, родное
С 2014-го после введения ограничительных санкций со стороны США и Запада страна взяла курс на импортозамещение. Как оказалось, и без «заграницы» жить можно, причем неплохо. Особенно на руку такая политика сельхозпроизводителю, да и рядовые граждане только выиграли, приобретая не «отягощенные» пестицидами продукты. В республике также сделали ставку на своего производителя. Об этом - наша беседа с председателем Государственного комитета Башкортостана по торговле и защите прав потребителей Алексеем Гусевым.
- Алексей Николаевич, поясните, пожалуйста, широкому читателю, чем занимается комитет? - Основные сферы нашей деятельности - оптовая и розничная торговля, сфера услуг и регулирование алкогольного рынка. Занимаемся и развитием кооперации, в том числе - агропродовольственного кластера. На комитет возложена ответственная миссия по обеспечению школьников качественным полезным питанием. Одно же из ключевых направлений - защита прав потребителей. В этой работе хорошим помощником выступает интернет-ресурс «Открытое качество», где представлена большая программа. Она включает различные исследования, дегустации, оказывает юридическую помощь. Есть у нас проект, предусматривающий грантовую поддержку некоммерческих организаций, они тоже в поле зрения. Вплотную приступили к проекту развития придорожного сервиса.
- Это любопытно. Значит, и у нас можно будет, путешествуя на автомобиле, отдохнуть и перекусить с комфортом?.. - В Башкортостане почти 1100 предприятий, которые работают в сфере придорожного сервиса. Однако лишь небольшая их часть предоставляет услуги хорошего качества. Наш регион - с уникальной природой и заповедными местами, по которому пролегают три федеральные трассы. Мы будем улучшать данную сферу. Если у нас станет больше современных кафе да и просто точек продаж, тем привлекательнее будет регион для туристов. Наша задача - внести новый виток в развитие придорожной инфраструктуры. И здесь совместно с Министерством экономического развития и инвестиционной политики мы разработали интересную концепцию.
- Где найти средства на ее реализацию? - Часть нагрузки возьмет на себя инвестор. По словам предпринимателей, в среднем объект придорожного сервиса обходится в 50 млн рублей. Чтобы проект был более привлекательным, подготовили целый ряд документов. В частности, внесены изменения в закон «О регулировании земельных отношений в республике Башкортостан». Упрощен вход в приоритетные инвестиционные проекты, внесены изменения в ряд нормативных документов. Если раньше сумма инвестиций должна была составлять 100 млн, сейчас показатель снижен вдвое. Также можно воспользоваться рядом льгот, в том числе получением земли без торгов. По словам предпринимателей, само строение обходится примерно в 15-18 млн, остальные средства уходят на коммуникации и благоустройство территории. Безусловно, 50 млн - минимум. Достойная парковка, освещение, специальные знаки и въездная группа потребуют отдельных затрат. Поэтому инвестор проекта получает возможность компенсации до 50% затрат от инфраструктуры, но не больше, чем 30 млн на один объект. Еще один немаловажный вопрос - быстрота согласования всех необходимых процедур. Понятно, что затраты начинаются с первого дня, а окупятся не скоро. Мы организовали рабочую группу, куда вошли представители всех ведомств, через которые проходит документация, по существу создав своего рода «единое окно» и сократив в разы сроки утверждения. Мы хотим в придорожной «общепитовской» структуре создать некую идентичность, связанную с национальным колоритом. В этих целях разработаны несколько типовых проектов кафе от 50 посадочных мест до больших многофункциональных комплексов, которые включают и отель, и автозаправку, и другие услуги, необходимые туристу. Имеются даже эскизы небольших «лавочек».
- Когда нам ждать такого сервиса? - Программа только запущена, но уже есть первые отклики. Работаем плотно с пятью инвесторами, они участвовали в «Инвестиционном часе» у главы республики и получили одобрение. На сегодня около 25 компаний проявили интерес к проекту, а это более 30 объектов. Причем довольно многоформатных, а ориентировочно сумма инвестиций составит свыше 3 миллиардов рублей. Некоторые готовы построить кемпинги рядом с объектами природно-культурного наследия. И здесь мы тесно сотрудничаем с Госкомитетом РБ по туризму.
- В регионе реализуется проект «Сельхозпотребительская кооперация», который уже с успехом апробирован в Татарстане. А как у нас идут дела, что он даст гражданам? - Под этим понятием подразумевается, прежде всего, процесс переработки, упаковки, хранения и реализации продукта. Если к кооперации подойти системно, то выиграет и производитель, и потребитель. В конечном счете программа направлена на повышение качества сельхозпродукции, ведь мы сможем проследить весь путь от производства до прилавка. К тому же поддерживаем и продвигаем свое, родное. Первый шаг уже сделан: по линии Министерства сельского хозяйства РБ есть довольно большие преференции и льготы.
- Какие сельхозпредприятия поставляют продукцию на школьный стол? - 8 сельхозпотребительских кооперативов выступают в роли оператора. Это позволило нам и сократить стоимость продукта, и в то же время улучшить качество. Сейчас мы имеем возможность проследить всю цепочку, образно говоря, «от грядки до стола». Кроме того, подведомственный Госкомитету «Испытательный центр» проводит проверку качества продукции. В прошлом году, к сожалению, имелись случаи, когда коллеги из Роспотребнадзора, Управления ветеринарии РБ выявили ряд нарушений при поставке мяса. В этом году мы такого не допустим. Ведется планомерная работа по увеличению доли мясной продукции, производимой в республике. В частности, значительно увеличился процент представленности мяса местного производства в образовательных организациях: в 2019 году он возрос с 6,6% до 77%. Показатели могли быть и выше, но, к сожалению, не все операторы включились в эту программу. А самые активные образовали ассоциацию и работают «в одной упряжке». Наряду с новыми вызовами, мы планомерно и последовательно решаем наши повседневные задачи. На наших полках и прилавках должны присутствовать товары и продукты местных производителей. И мы обязаны обеспечить всем сельхозтоваропроизводителям доступ на рынки и на полки магазинов. Это направление для нас также приоритетно, и мы готовы оказать повсеместную поддержку нашим фермерам и кооперативам. Вовлекая в производственную цепь крестьянские фермерские и личные подсобные хозяйства, мы создадим единый продовольственный кластер, где по принципу «от поля до прилавка» будет реализован замкнутый цикл производства мясопродуктов, продуктов переработки молока и сахара. В рамках формируемых кластерных инициатив в отрасль продовольственного обеспечения планируется привлечь порядка 28 млрд рублей.
- А еще чем занимаетесь? - На территории республики функционирует свыше 500 торговых сетей, начиная от небольших сельских магазинов до крупных федеральных транснациональных сетей. Еще до пандемии мы провели их инспекцию, выяснили, какую потребность населения в товарах они закрывают. Каждая имеет свою программу квалификации, не пройдя которую, поставщик не может выложить товар на полку. Чтобы не создавать дефицита и облегчить работу торговли, мы мониторим спрос. Сейчас пытаемся собрать производителей, переработчиков и логистов для того, чтобы выстроить такую же товаропроводящую цепочку, как в социальном питании. Наша задача совместно с Министерством сельского хозяйства РБ - поставить четкие задачи фермерам по качеству, упаковке товара в соответствии со стандартами. Совместно с Министерством экономического развития и инвестиционной политики РБ привлечь инвестиции на строительство инфраструктуры. То есть это те же самые складские логистические комплексы по подборке, хранению, упаковке товара. Задача амбициозная, но решаемая.
- Хотелось бы вернуться к школьному питанию. Первые полгода, судя по негативным откликам родителей, оператором они были не совсем довольны. Хотелось бы, чтобы наши дети имели возможность вкусно и с пользой для здоровья питаться. - Я уже говорил о реализации программы социального питания, теперь мы трансформируем ее в масштабах республики. Да, в прошлом году действительно были случаи, когда мясо поставлялось без необходимых сопроводительных документов, с нарушением правил транспортировки, с истекшим сроком годности. Правда, они были единичны. Сегодня на рынке около 76 операторов школьного питания, и только 12 % школ работают без привлечения специализированных компаний. Так что каждый оператор ищет себе производителя и активно работает над созданием цепочки. Первое - это фермеры, которые выращивают крупный рогатый скот, затем завод по переработке, дальше - упаковка, хранение и, соответственно, реализация через операторов питания. Им, безусловно, мы отводим первую роль, так как качество сырья важно прежде всего. Второе - уже непосредственно технология производства, и здесь мы очень четко зависим от санитарных норм и правил. Блюдо в школьном меню - не чья-то прихоть. Есть определенный перечень, которым мы должны руководствоваться. Большинство можно отнести к диетическому питанию, а это - целая наука, где просчитывается все - и витамины, и микроэлементы, и калории, и содержание белков, жиров, углеводов. Безусловно, многое зависит от человеческого фактора, ведь из одних и тех же продуктов каждая хозяйка приготовит по-разному. Кроме того, школьная пища отличается по вкусовым ощущениям от домашней. Во-первых, в школьном питании абсолютно запрещается использование каких-либо специй. Во-вторых, термический способ приготовления блюд. Немаловажный момент - воспитание культуры потребления у детей с раннего возраста. С одной стороны есть четкие правила, которые разработаны и утверждены СанПиН, и их нужно выполнять. С другой - реалии сегодняшнего дня. Поэтому мы разработали программу так называемого «условно шведского стола», что позволит ребенку выбирать из предложенных блюд. Еще до пандемии проект был запущен в нескольких школах Уфы, и мы получили довольно-таки положительную оценку и детей, и родителей. Планируем развивать это направление дальше.
- В этом году за питание в учебных учреждениях ввели обязательный безналичный расчет… - На сегодня практически 100% операторов заключили такие контракты. Эта форма оплаты выигрышна со всех сторон. За ней - дополнительный контроль родителей за карманными деньгами, воспитание культуры питания, а главное - соблюдение санитарно-противоэпидемических требований, что особенно важно в наше непростое время.
Ирина ШИПУНОВА |