ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Первой подземке – быть!
На Восточном выезде из Уфы к концу года будет пробит автодорожный тоннель. В пл...

Сертификат за башкирский
Радий Хабиров предложил ввести сертификат, подтверждающий знание башкирского ...

Свое Сколково
Дом инновационного предпринимательства «Фабрика будущего», который располага...

Бюджет для граждан
Уфа второй год подряд становится победителем в республиканском конкурсе «Лучш...

Принимай, Уфа!
В 2021 году в столице республики состоится финал всероссийского чемпионата WorldSkil...

Дождь – не беда
Проводятся работы по расширению ливневой канализации при реконструкции дорог....

Восстановили инвесторы
Завершилась реставрация объекта культурного наследия «Дом Юдаевых», располож...

Сняли фильм школьники
В кинотеатре «Родина» состоялся премьерный показ картины «Песня ветра», снято...

Покажите детям!
200 картин из 45 музеев страны попали на всероссийскую выставку «Память поколени...

В команде Сукачева



     №10 (227)
     Октябрь 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Правила игры в «классики»


Современная опера - синтез вокального искусства, хореографии, драматургии и артистизма. Но зарождается она в партитуре композитора и под пером либреттиста. Мы заглянули в творческую кухню под названием «Лаборатория современной башкирской оперы», в которой должен «свариться» новый спектакль начинающих либреттистов под руководством опытных мастеров. А проводником стал главный режиссер Театра оперы и балета Филипп Разенков.


- Хотя некоторые считают, что талант либреттиста дается чуть ли не свыше, однако вы решились на смелый эксперимент…
- Я всячески поддерживал саму идею, не зная какое воплощение она получит, тем более для меня это первый опыт в качестве лектора и куратора. Мне кажется, что сложилась насыщенная, интересная атмосфера, где были такие разные выступающие и участники. Уже сейчас можно сказать, что среди них есть люди, пришедшие с серьезными намерениями. Сегодня возможностей себя проявить в разных жанрах очень много, так как границы между ними стираются. В современной опере могут быть элементы мюзикла, классической оперы, балета и драмы, что широко применяется в театральном искусстве.

- Какие сюжеты берутся за основу?
- Пока еще не знаем, какие линии драматургии композиторы выберут, еще идут лекции, обучение и практические занятия. Смотрите: в качестве композиторов мы брали профессионалов, ведь для того, чтобы написать оперу, необходимо обладать образованием и владеть профессией. Что касается либреттистов, поскольку это штучная и достаточно экзотическая профессия, мы дали возможность участвовать на первом этапе всем желающим, кто подал заявки. Не только филологам, поэтам, драматургам, но и тем, кто просто пришел сюда, потому что ему интересно.

- А вы сами часто отходите от первоначального сценария, чтобы воплотить режиссерские задумки? Не ведет ли такая позиция к конфликту с либреттистом?
-  В классической опере, которая прошла определенное испытание временем и писалась все-таки гениальными композиторами, драматургия уже заложена музыкой. Если мы говорим о современных произведениях, то режиссеру, как человеку, участвующему в процессе и знающему язык театра, возможности сцены, подводные камни, приходится какие-то вещи корректировать и по этим причинам, и в зависимости от своего личного отношения к материалу. То есть происходит нормальный творческий процесс.
Театр - такая вещь, в которой опера в процессе от момента создания пьесы до ее воплощения проходит большое количество метаморфоз, потому что большое количество компонентов и очень много интерпретаторов. Композитор и драматург придумывают свое произведение, а дальше свой взгляд вкладывают дирижер, балетмейстер, художник, артист. Но в этом и преимущество театра, ведь в нем нет ни одной похожей друг на друга постановки одного и того же произведения.

- В прошлом сезоне были достаточно резонансные постановки. Какие приемы применяют современные режиссеры, чтобы привлечь зрителя? 
- Спектаклей с точки зрения больших скандалов не было, резонансной возможно назвать оперу «Дон Жуан». Могу точно сказать, что в нашем театре ни одна постановка не создавалась ради резонанса. В лаборатории мы обсуждали вопрос, от чего должна отталкиваться та или иная интерпретация, почему у постановщика возникает убежденность, что спектакль нужно переносить в другую эпоху, в другие обстоятельства. Если это происходит, то только от железной убежденности в том, что именно так режиссер хочет рассказать и донести свою мысль, идею произведения, и поэтому считает свой вариант наиболее правильным для того, чтобы зрители поняли и восприняли.

- А если позиция расходится с замыслом автора? Не обидится либреттист?
- Такой вопрос, где много человеческого фактора, я бы назвал этическим. Но таковы правила игры, что режиссер сегодня вправе интерпретировать произведение так, как считает нужным, тем самым беря на себя ответственность в случае неуспеха. Допустим, если мы берем классику, то должны ее переосмыслить, сказать что-то свое, а иначе зачем это делать, она уже давно написана. Вы должны  вскрыть идею, посмотреть на произведение под другим углом. Получится ли это искренне, талантливо и убедительно или отдает просто желанием самоутвердиться - большой вопрос.

- Какой постановкой в театре вы довольны больше всего?
- На 100% никакой, и я считаю, что это правильно. Если думаешь, что у тебя все получилось, значит, с самооценкой есть проблемы. Идеального воплощения быть не может, и какие-то вещи понимаешь только после премьеры и потому меняешь их. 

- Расскажите о ваших любимых режиссерских приемах. Часто ли используете в постановках язык символов?
- Театр, особенно музыкальный, сам по себе символичен. Он условен и нереалистичен хотя бы потому, что в жизни мы не поем. Поэтому я считаю, что для меня опера и символизм - вещи родственные, но не все режиссеры так думают, и в этом ничего хорошего или плохого нет, каждый выбирает свою дорогу.
Мне же очень близки образность мышления, метафоричность оперы как условно абстрактного жанра в отличие кинематографа, воспринимаемого зрителями как один из реалистичных видов искусства.

- Что вы собираетесь показать зрителям в новом сезоне?
- У нас много планов, у меня ближайшая постановка - оперетта Жака Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская», которая в нашей интерпретации будет называться «Герцогиня.G».

- Какой смысл вкладываете в нее?
- Стараюсь всегда отталкиваться от замысла автора, композитора, поэтому спектакль в первую очередь антивоенный, высмеивающий наше желание сражаться, стремление удовлетворить свои низменные потребности, вскрывающий истинные причины, сопровождающие войну. Поэтому через оффенбахский смех мы хотим показать самих себя, ощущение важности и значимости собственных персон, устремлений, свои комплексы. Ведь если копнуть глубже, оказывается, что за всей важностью прячутся маленькие дети, у которых проблемы из детства.

Константин Рубинский, драматург, член Союза театральных деятелей России (Санкт-Петербург):
- Люблю игру в «классики», то есть нравится диалог с культурой, перекличка с ней. В классических произведениях всегда можно найти актуальные темы, созвучные нашему дню, и донести их до зрителя. Актуализировать для того, чтобы он воскликнул: да Шекспир, Гоголь и Чехов говорили именно про нас! 
Мы с Филиппом Разенковым уже делали в Новосибирске постановки и планируем в Уфе премьеру проекта, связанного с Шевчуком и Земфирой. Город, кстати, где я родился, -своеобразный центр, где такая постановка будет принята как родная. Мне не кажется, что наши рок-звезды устарели, а Моргенштерна вижу, как нечто преходящее. Через десять лет он повзрослеет и как талантливый парень будет писать по-другому. Пути Шевчука и Земфиры уже заслужили создания рок-мюзиклов. Земфира меня всегда подкупала творческой непосредственностью, небоязнью жестокости жизни, которую она отображает в песнях. Она настоящая, не стремится понравиться, угодить, в отличие от попсы. Премьера Филиппа, который делает и рок-мюзиклы, и оперы, откроет новую страницу театра, привлечет нового зрителя. 

Аскар Абдразаков, народный артист РБ, художественный руководитель БГТОиБ:
- Для меня как оперного певца проект имеет большое значение. Это и будущее пополнение репертуара новым спектаклем, и работа коллектива с современной музыкой, и непосредственное общение труппы с авторами – исключительный опыт. Кроме того, появление оперных произведений на башкирском языке важно не только для музыкального искусства республики, а и для всей культуры региона. Язык нашей малой Родины должен не только сохраняться, но и развиваться. Создание же новых оперных сочинений будет этому активно способствовать. 

Ильмар Альмухаметов, генеральный директор БГТОиБ: 
- Самым необычным в лаборатории стал процесс обучения написанию оперных либретто – такого в России еще не было: участники получили возможность посетить мастер-классы известных театральных деятелей, услышать их ценные советы. Лучшие либретто получат шанс на музыкальное воплощение. Интересным здесь будет процесс сотворчества либреттистов и композиторов в период написания фрагмента оперы. В итоге лучшие работы покажут на сцене #BashOpera в декорациях и костюмах, а у авторов появится редкая возможность поработать с постановочной группой и музыкальным коллективом, увидеть процесс театрального воплощения своего литературно-музыкального произведения.

Зиля БАДРИЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости