РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Правила игры в «классики»
Современная опера - синтез вокального искусства, хореографии, драматургии и артистизма. Но зарождается она в партитуре композитора и под пером либреттиста. Мы заглянули в творческую кухню под названием «Лаборатория современной башкирской оперы», в которой должен «свариться» новый спектакль начинающих либреттистов под руководством опытных мастеров. А проводником стал главный режиссер Театра оперы и балета Филипп Разенков.
- Хотя некоторые считают, что талант либреттиста дается чуть ли не свыше, однако вы решились на смелый эксперимент… - Я всячески поддерживал саму идею, не зная какое воплощение она получит, тем более для меня это первый опыт в качестве лектора и куратора. Мне кажется, что сложилась насыщенная, интересная атмосфера, где были такие разные выступающие и участники. Уже сейчас можно сказать, что среди них есть люди, пришедшие с серьезными намерениями. Сегодня возможностей себя проявить в разных жанрах очень много, так как границы между ними стираются. В современной опере могут быть элементы мюзикла, классической оперы, балета и драмы, что широко применяется в театральном искусстве.
- Какие сюжеты берутся за основу? - Пока еще не знаем, какие линии драматургии композиторы выберут, еще идут лекции, обучение и практические занятия. Смотрите: в качестве композиторов мы брали профессионалов, ведь для того, чтобы написать оперу, необходимо обладать образованием и владеть профессией. Что касается либреттистов, поскольку это штучная и достаточно экзотическая профессия, мы дали возможность участвовать на первом этапе всем желающим, кто подал заявки. Не только филологам, поэтам, драматургам, но и тем, кто просто пришел сюда, потому что ему интересно.
- А вы сами часто отходите от первоначального сценария, чтобы воплотить режиссерские задумки? Не ведет ли такая позиция к конфликту с либреттистом? - В классической опере, которая прошла определенное испытание временем и писалась все-таки гениальными композиторами, драматургия уже заложена музыкой. Если мы говорим о современных произведениях, то режиссеру, как человеку, участвующему в процессе и знающему язык театра, возможности сцены, подводные камни, приходится какие-то вещи корректировать и по этим причинам, и в зависимости от своего личного отношения к материалу. То есть происходит нормальный творческий процесс. Театр - такая вещь, в которой опера в процессе от момента создания пьесы до ее воплощения проходит большое количество метаморфоз, потому что большое количество компонентов и очень много интерпретаторов. Композитор и драматург придумывают свое произведение, а дальше свой взгляд вкладывают дирижер, балетмейстер, художник, артист. Но в этом и преимущество театра, ведь в нем нет ни одной похожей друг на друга постановки одного и того же произведения.
- В прошлом сезоне были достаточно резонансные постановки. Какие приемы применяют современные режиссеры, чтобы привлечь зрителя? - Спектаклей с точки зрения больших скандалов не было, резонансной возможно назвать оперу «Дон Жуан». Могу точно сказать, что в нашем театре ни одна постановка не создавалась ради резонанса. В лаборатории мы обсуждали вопрос, от чего должна отталкиваться та или иная интерпретация, почему у постановщика возникает убежденность, что спектакль нужно переносить в другую эпоху, в другие обстоятельства. Если это происходит, то только от железной убежденности в том, что именно так режиссер хочет рассказать и донести свою мысль, идею произведения, и поэтому считает свой вариант наиболее правильным для того, чтобы зрители поняли и восприняли.
- А если позиция расходится с замыслом автора? Не обидится либреттист? - Такой вопрос, где много человеческого фактора, я бы назвал этическим. Но таковы правила игры, что режиссер сегодня вправе интерпретировать произведение так, как считает нужным, тем самым беря на себя ответственность в случае неуспеха. Допустим, если мы берем классику, то должны ее переосмыслить, сказать что-то свое, а иначе зачем это делать, она уже давно написана. Вы должны вскрыть идею, посмотреть на произведение под другим углом. Получится ли это искренне, талантливо и убедительно или отдает просто желанием самоутвердиться - большой вопрос.
- Какой постановкой в театре вы довольны больше всего? - На 100% никакой, и я считаю, что это правильно. Если думаешь, что у тебя все получилось, значит, с самооценкой есть проблемы. Идеального воплощения быть не может, и какие-то вещи понимаешь только после премьеры и потому меняешь их.
- Расскажите о ваших любимых режиссерских приемах. Часто ли используете в постановках язык символов? - Театр, особенно музыкальный, сам по себе символичен. Он условен и нереалистичен хотя бы потому, что в жизни мы не поем. Поэтому я считаю, что для меня опера и символизм - вещи родственные, но не все режиссеры так думают, и в этом ничего хорошего или плохого нет, каждый выбирает свою дорогу. Мне же очень близки образность мышления, метафоричность оперы как условно абстрактного жанра в отличие кинематографа, воспринимаемого зрителями как один из реалистичных видов искусства.
- Что вы собираетесь показать зрителям в новом сезоне? - У нас много планов, у меня ближайшая постановка - оперетта Жака Оффенбаха «Герцогиня Герольштейнская», которая в нашей интерпретации будет называться «Герцогиня.G».
- Какой смысл вкладываете в нее? - Стараюсь всегда отталкиваться от замысла автора, композитора, поэтому спектакль в первую очередь антивоенный, высмеивающий наше желание сражаться, стремление удовлетворить свои низменные потребности, вскрывающий истинные причины, сопровождающие войну. Поэтому через оффенбахский смех мы хотим показать самих себя, ощущение важности и значимости собственных персон, устремлений, свои комплексы. Ведь если копнуть глубже, оказывается, что за всей важностью прячутся маленькие дети, у которых проблемы из детства.
Константин Рубинский, драматург, член Союза театральных деятелей России (Санкт-Петербург): - Люблю игру в «классики», то есть нравится диалог с культурой, перекличка с ней. В классических произведениях всегда можно найти актуальные темы, созвучные нашему дню, и донести их до зрителя. Актуализировать для того, чтобы он воскликнул: да Шекспир, Гоголь и Чехов говорили именно про нас! Мы с Филиппом Разенковым уже делали в Новосибирске постановки и планируем в Уфе премьеру проекта, связанного с Шевчуком и Земфирой. Город, кстати, где я родился, -своеобразный центр, где такая постановка будет принята как родная. Мне не кажется, что наши рок-звезды устарели, а Моргенштерна вижу, как нечто преходящее. Через десять лет он повзрослеет и как талантливый парень будет писать по-другому. Пути Шевчука и Земфиры уже заслужили создания рок-мюзиклов. Земфира меня всегда подкупала творческой непосредственностью, небоязнью жестокости жизни, которую она отображает в песнях. Она настоящая, не стремится понравиться, угодить, в отличие от попсы. Премьера Филиппа, который делает и рок-мюзиклы, и оперы, откроет новую страницу театра, привлечет нового зрителя.
Аскар Абдразаков, народный артист РБ, художественный руководитель БГТОиБ: - Для меня как оперного певца проект имеет большое значение. Это и будущее пополнение репертуара новым спектаклем, и работа коллектива с современной музыкой, и непосредственное общение труппы с авторами – исключительный опыт. Кроме того, появление оперных произведений на башкирском языке важно не только для музыкального искусства республики, а и для всей культуры региона. Язык нашей малой Родины должен не только сохраняться, но и развиваться. Создание же новых оперных сочинений будет этому активно способствовать.
Ильмар Альмухаметов, генеральный директор БГТОиБ: - Самым необычным в лаборатории стал процесс обучения написанию оперных либретто – такого в России еще не было: участники получили возможность посетить мастер-классы известных театральных деятелей, услышать их ценные советы. Лучшие либретто получат шанс на музыкальное воплощение. Интересным здесь будет процесс сотворчества либреттистов и композиторов в период написания фрагмента оперы. В итоге лучшие работы покажут на сцене #BashOpera в декорациях и костюмах, а у авторов появится редкая возможность поработать с постановочной группой и музыкальным коллективом, увидеть процесс театрального воплощения своего литературно-музыкального произведения.
Зиля БАДРИЕВА |