РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Между Западом и Востоком
Сладкий детский сон под песню цыпленка, танец с подругой-рыбой и другие сюжеты картин Чулпан Билаловой удивительным образом сочетаются своей иррациональностью и житейской пронзительностью деталей. А мастерское владение графикой и импрессионистической манерой живописи лауреата Государственной премии имени Ш. Бабича, члена Союза художников России, Международной Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО привлекают ценителей прекрасного.
- У вас своя художественная студия в Голландии. У этой европейской страны есть что-то общее с Башкортостаном? - Живу и работаю в Москве, моя семья и дети тоже здесь. Но как только появляется возможность, сразу лечу в Башкортостан. Именно он - мой основной творческий вдохновитель. В Нидерландах есть большая мастерская, куда я периодически выезжаю. В городе Геффен есть галерея, где экспонируется постоянная выставка моих работ. И еще приходят местные жители, дети, я им показываю мастер-классы по монотипии и живописи акрилом. 5 лет назад провела персональную выставку, которая так и называлась «Между Западом и Востоком». Нидерланды - достаточно северная страна, где много пасмурных дней, и, может быть, поэтому зритель очень любит яркие красочные картины. Во всяком случае такие работы более востребованы на арт-рынке Запада. Много абстракции, формализма, сюрреализма, фэнтези… Напротив, наш зритель - приверженец традиционной живописи академических мастеров. У нас все еще мощные художественные школы реалистического направления и в результате есть художники почти всех направлений и стилей. И мне нравится писать многофигурные композиции с элементами реалистического подхода. Ну а если сказать несколько слов в целом о наших странах, то мы отличаемся друг от друга. У нас очень много природных просторов и ресурсов. Мы живем и не замечаем своего богатства. В Нидерландах каждый клочок земли ценный и поэтому ухоженный. Везде чистота и порядок. Но все это частная собственность и на поле с ромашками не зайдешь и не побегаешь. Не погуляешь по лесу, не будешь рыбачить на берегу речки. Конечно, есть общественные парки и дорожки, но все деревья пронумерованы и подстрижены. Люди даже к близким родственникам ходят, заранее оповестив о визите. И все-таки, несмотря на то, что люблю путешествовать, знакомиться с новыми людьми, культурами и традициями, обожаю свою Родину. Поэтому когда работаю за границей, то через некоторое время настает ностальгия и я рвусь домой.
- Традиционный вопрос: как и когда к вам пришло решение стать художником? С чего все началось? - Решения как такового не было. Сколько себя помню (то есть с возраста детского сада), столько считала себя будущей балериной или, на худой конец, художницей. Любила танцевать и рисовать. Помню, как воспитательница в садике так и говорила: «Тюльпан, ты будешь обязательно художницей!» Других вариантов я даже не рассматривала! Художник и точка!
- Вы помните вашу первую картину? - Первой моей серьезной работой, на мой взгляд, был автопортрет. Мне было лет 10. Я самостоятельно и старательно изучала строение лица, анатомию, пропорции, объем, деталировку. В художку не ходила, учителей по рисунку не было, так что пришлось изучать секреты рисования методом проб и ошибок.
- Что вы больше любите рисовать? Есть ли у вас самая любимая картина? - Считаю, что настоящий художник должен уметь работать в разных жанрах и техниках. И все же отдаю предпочтение фигуративным композициям. Особенно люблю рисовать детей и стариков. Ну и, конечно, любимые работы - портреты моих детей.
- Вы пишете в мастерской или на пленэре? - Работаю я в мастерских. Ведь для пленэра тоже нужны условия - теплая сухая погода, безлюдное место. Пленэр - работа с натуры, а мои композиции в основном не требуют ее. Мой стиль абстрактного реализма или модерна. Чтобы философствовать, необходимо уединение в мастерской.
- Расскажите о самом смешном или запомнившемся случае, связанном с живописью. - Был курьезный случай в Нидерландах. В городе Донбург проходил арт-фестиваль, на который я была приглашена. В конкурсе было одно из заданий, мы на берегу моря должны были работать с натуры. Нам позировали люди в национальных костюмах, держащие под уздцы огромных коней-тяжеловозов на фоне моря. Вот художники расположились с мольбертами и большими холстами, выдавили на палитры краски, взяли кисти. Но на море всегда непредсказуемая погода: было солнце, как вдруг с океана налетел резкий черный шквал и шторм, молнии, проливной дождь! Такой силы, что все наши холсты и палитры, краски, ведерки, кепки, шляпы… взмыли в воздух и в 2 секунды улетели в море. Ударил гром, и все лошади вырвались и побежали на нас. Крики, вопли! Вот порисовали! Еще интересный случай. Когда была участницей арт-фестиваля в г. Ноордвиг, то немного не поняла, где находится моя мастерская, и начала работать в темном и воняющем соляркой гараже, где дул ледяной ветер. На следующий день организатор проводил рейд проверить, как устроились и как начали работать художники. И он был очень удивлен, что я тружусь в невыносимых условиях и даже не жалуюсь. Конечно, он тут же погрузил меня с холстами и красками в машину и привез в специально выделенную студию. А я для себя с грустью отметила, что в России-то художники не шибко балованы.
- Помимо рисования чем увлекаетесь? - Несмотря на то, что живопись занимает очень много времени, люблю рукодельничать. Особенно шить на машинке какие-нибудь обновки. Сейчас в магазине можно купить себе любую одежду, но во времена моей молодости был «всеобщий дефицит», и мы практически шили себе и детям сами, даже пальто, куртки, шляпы. Сейчас очень популярны этно-арт-фестивали, и я стараюсь не только больше рисовать на башкирские темы, но и наряжаться в национальный костюм на открытие выставки.
- Какую часть вашей жизни занимает изобразительное искусство? - Рисую постоянно, так как это мое призвание, вдохновение, образ жизни, хобби, философия и хлеб, в конце концов. Мне очень приятно, что мое творчество находит отклик у зрителей. В течение года в среднем участвую в 2-3 международных, 3-5 городских выставках. Часто получаю приглашения, иногда отказываюсь, так как не всегда устраивают условия.
- Над чем вы работаете, какие планы на будущее? - Сейчас у меня есть несколько заказов на картины на холсте. Параллельно продолжаю рисовать иллюстрации к республиканскому журналу «Акбузат». Есть заказ на книги двух московских поэтов - А. Елина и Н. Антонова. Также планирую писать продолжение своей темы «Мы родом из детства» и представить на суд зрителей серию больших полотен.
Зиля БАДРИЕВА |