ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Центр №1
Глава Башкортостана Радий Хабиров посетил Ситуационный антиковидный центр, со...

Деньги из Москвы
Башкирия получит из федеральной казны 15,6 млрд рублей до 2025 года на модернизаци...

Последний шанс
Радий Хабиров раскритиковал министра транспорта и дорожного хозяйства респуб...

Получили мастер-класс
Фестиваль классической музыки «Дети - детям» собрал 60 одаренных юных музыканто...

Сбережем артефакты
Сотрудники Башкультнаследия проверили старинный курган на месте застройки по ...

В числе лучших
В лонг-лист «Золотой маски» попали спектакли трех театров республики.
Сам...

Живая книга
В Национальной библиотеке им. А.-З. Валиди состоялась презентация проекта «Жива...

Окунулись в «Волжскую сказку»
В Чебоксарах на Межрегиональном фестивале национальных ТЮЗов и молодежных теа...

Все на каток!
Во всех семи районах Уфы уже залиты катки и хоккейные коробки. На стадионе «Стр...

Россыпь наград



     №12 (229)
     Декабрь 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Глазами таксистов


«Наши люди в булочную на такси не ездят», - эта крылатая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» нынче не актуальна. Ездят. Причем позволить себе это удовольствие может каждый. Конкуренция в сфере перевозок выросла настолько, что порой доехать до места назначения на такси даже дешевле, чем на общественном транспорте. А нынешние «водилы» совсем не напоминают таксистов времен Советского Союза.  Они скорее близки к «бомбилам» начала 90-х, с той лишь разницей, что сегодня в данной роли может выступить и преподаватель вуза, студент и пенсионер, разорившийся предприниматель и даже иностранец. Такая проза современной жизни. Романтика былых времен ушла в прошлое.

- Точную сумму назовите, пожалуйста, сколько я должна за поездку, - решила я уточнить, прежде чем сесть в машину. Приложение выдавало мне 21 рубль, но я сомневалась, что за такую сумму можно доехать от «Центрального рынка» до Конгресс-холла «Торатау».
- Да вы не переживайте, это н
е самая маленькая сумма за мою практику, хотя близка к рекорду - на прошлой неделе отвозил клиентку за 8 рублей от «Президент-отеля» до ТРК «Мегаполис», - ответил молодой человек в ходе поездки.
Юноша оказался открытым и разговорчивым и поведал немало случаев, когда за 30 рублей отвозил трех молодых людей от БГУ до 21-й больницы или семью из четырех человек от ТЦ  «Семья» до Телецентра за 37.
- За каждый заказ менее 50 рублей нам выплачивают от 50, в компании есть своя система расчета оплаты. Так что убытка для водителей нет, иначе не было бы столько желающих работать в такси, - поясняет водитель, представившийся Марселем.
Действительно, я сама замечала, что на улицах чуть ли не каждая третья машина с надписью «Ситимобил», «Убер» или «Яндекс», но полагала, что это всего лишь реклама. Оказывается, совсем не так. В среднем одновременно по городу курсируют около 150-200 автомобилей, но порой число доходит и до трехсот. Поток заказов нескончаем, особенно сейчас, когда люди стараются избегать людных мест и лишний раз не контактировать с посторонними. В последнее время я и сама стала ездить на такси, так как такая поездка порой обходится дешевле или на уровне стоимости в маршрутке за двоих. Воспользовавшись случаем, решила взглянуть на наш город через восприятие водителей.

***
- Я вам могу много чего интересного рассказать, - говорит шофер, представившийся Ильдаром.
Таксует почти четверть века, регулярно месяц через месяц, когда приезжает с севера, где работает мастером участка.
- Помню, отец купил новую машину, а я только пришел из армии и перевелся на заочное отделение авиационного университета. Тогда он авансом отдал мне свою старенькую «семерку» и сказал, что раз я уже принимаю такие серьезные решения самостоятельно, то могу и оплатить свою учебу, - рассказывает мужчина. 
Вскоре начал работать вахтовым методом на одном известном предприятии. Деньги для того времени были хоть и неплохие, но по молодости все же не хватало. На первой сессии однокурсник, который приехал из другого города, пару раз попросил его свозить 
куда-то по цене такси. Тогда подумал, что можно таким образом подработать, и в итоге втянулся.
- За двадцать лет работы за баранкой много всего интересного было, даже народного артиста, ныне депутата Айдара Галимова возил! Дело было зимой, ему срочно нужно было ехать из ДК УМПО в «Нефтяник» (ныне ГКЗ «Башкортостан»), а тут в мороз сел аккумулятор в его машине. Я после ночной смены возвращался и вижу, что у человека автомобиль не заводится, решил помочь «прикурить». Остановившись, увидел, что это известный певец. Он говорит, что заплатит, сколько скажу, лишь бы довез скорее до места. Я ж юморной по природе, в шутку попросил его спеть песню «Юллар», а он взял да запел! Эх, не было тогда еще таких телефонов, вот бы была запись на память, ведь не каждому Айдар Галимов споет! - вспоминает он.
Когда артист предложил ему крупную в те годы купюру, отказался, сказав, что этим самым обидит его, а певец подарил кассету для магнитолы с автографом. До сих пор хранит.
А несколько лет назад, тоже зимой была история, ему пришла заявка от Кооперативной поляны отвезти на улицу Габдуллы Амантая. Тогда улица только появилась, и ее не было на картах города. Пассажирка, молодая девушка, видимо, тоже не так хорошо знала город, ничего не сказала. Когда вместо нового микрорайона приехали в исторический центр, она сначала удивилась, а потом испугалась, что я ее в другой город увез. Благо, разобрались быстро и доехали до места.
- Это сейчас хорошо - включил навигатор и никаких карт, указателей, нумераций домов не надо, а мы в свое время город заучивали по картам формата А1, тогда нередко приходилось плутать по дворам из-за отсутствия номеров на фасадах, указателей названий улиц. Если раньше работать таксистами могли только люди с терпением и выдержкой, то сейчас выходят на линию на второй день после получения прав, - говорит он. Но считает, что вот такие молодые, вспыльчивые, агрессивные водители и портят имидж честных и порядочных «водил».

***
- Пассажиры порой бывают, мягко говоря, странные, а в остальном все устраивает: работа не пыльная, сидишь себе в тепле и крутишь баранку, - говорит молодой человек по имени Руслан.
Раньше он работал на автомойке, а когда накопил необходимую сумму, купил подержанную «Киа Рио» и зарегистрировался в одном из приложений по перевозке пассажиров. Сначала переживал по поводу того, что плохо знает город, так как приехал в Уфу всего несколько лет назад, но тут выручил навигатор. Говорит, что в месяц выходит от 30 до 45 тысяч рублей, на съемную квартиру хватает, и даже планировал жениться, но пандемия пока нарушила планы.
Еще одной проблемой он называет дороги. Если центральные артерии города еще облагорожены и отремонтированы, того же не может сказать об окраине. Вспоминает, как прошлой весной на одной из улиц Сипайлово не заметил под лужей яму и налетел так, что бампер повредил. Пришлось восстанавливать за свой счет.
- Сначала хотел подать на компенсацию в Службу по благоустройству района, да потом бросил - мама учила нас выходить достойно даже из самой неприятной ситуации, - говорит юноша.
А курьезных ситуаций в практике таксистов бывает немало. Так, например, молодой человек по имени Артур рассказывает, что много недопониманий происходит из-за того, что большинство водителей не знают иностранного языка.
- Это было несколько лет назад, когда приложения еще были не так популярны и заявки по большей части принимались от операторов или на остановках. Привез я клиента на площадь Салавата Юлаева и жду следующую заявку. Тут ко мне подходят молодая девушка и парень и на английском просят отвезти по нескольким пунктам. Согласился, тем более оплату предложили в долларах, намного превышающую тариф. Сошел с линии и поехал с ними. Когда они начали задавать мне вопросы, стало стыдно, что нередко прогуливал уроки английского. Девушка немного понимала по-русски, а парнишка и вовсе «ни-ни». Но  оказался смышленый - включил переводчика на телефоне, и мы общались онлайн. Катались весь день! Веселые, добрые и позитивные ребята, как я понял, брат и сестра Дэвид и Клара приехали из Голландии, точнее, путешествовали по России, по пути на Байкал. Побывали в Питере, Москве, Казани, следующая их точка была в Екатеринбурге и дальше на северо-восток. Как я понял, они учились в каком-то университете в Европе и изучали то ли географию, то ли природоведение. Говорили, что природа России уникальна, а я им подсказал тогда посетить наши Шиханы, Шульганташ, но не знаю, поехали ли… - вспоминает он.
Надо сказать, что языковой барьер с водителями нередко становится причиной недопонимания с пассажирами, которое порой переходит в конфликт. 
Однажды я опаздывала на встречу и решила воспользоваться такси. Приехал мужчина, по-моему, южанин, по имени Сердар. Несмотря на то, что говорил на русском плохо, был расположен к беседе. Рассказал, что буквально передо мной подвозил женщину, которая перешла на личностные оскорбления за то, что не знает города и с трудом изъясняется на русском. Отказалась платить и вышла из машины, а догонять ее и требовать денег ему совесть не позволила.
- На моей родине работы нет, вот и уезжаем туда, где есть возможность хоть что-то заработать, чтобы прокормить семью, ведь на родине остались жена и трое детей, - с обидой и некой долей возмущения говорит он.
Справедливости ради замечу, что в Казани, когда приобретаешь право на перевозку пассажиров, нужно сдать минимум по английскому и знанию города. Не знаю, выполняются ли эти требования для водителей крупных российских компаний по перевозке, но наши уфимские из «Ситимобила» говорят, что только сдают тест, как вести себя с пассажирами.
- Сдавали бы тест еще и пассажиры, как вести себя в такси! - шутит водитель из этой компании Алексей и рассказывает, как однажды между ним и пассажиркой вышел конфликт, а его спасло то, что в салоне имелся видеорегистратор.
Села к нему женщина на заднее сиденье. Ехать далеко, к тому же пробки, и, чтобы как-то разрядить обстановку, включил фоном музыку. После того как проехали некоторое расстояние, пассажирка достает телефон и начинает набирать номер. Водитель делает музыку потише, чтобы ей было комфортно говорить, и слышит: «Я вот сейчас еду с вашим с водителем, сервис отвратительный! В машине грязно и неприятный запах, а водитель курит в салоне, на мое замечание хамит». Это при том, что кроме как поздоровался, он ничего не сказал, никогда не курил, а машину загоняет на мойку два раза в неделю! Сначала его это возмутило, и он хотел ответить ей «по-водительски» крепким словцом, но вспомнил, что есть регистратор, и промолчал. А она, закончив беседу и увидев его недоумение, обращается к нему: «Не переживай, сынок, я деньги тебе переведу, а компания за мою жалобу сделает мне следующую поездку бесплатной. Я уже не первый раз так делаю». Естественно, после таких слов Алексей высадил ее у первого же перекрестка. Она, естественно, пожаловалась и на этот «беспредел», ему хотели заблокировать доступ к приложению для водителей, но молодой человек предоставил руководству доказательство своей правоты, и в итоге заблокировали телефонный номер той женщины, да еще и своим коллегам из других компаний разослали.
- Как и везде, не хватает культуры поведения. Бутылки оставляют, нет привычки отряхивать обувь от грязи и снега, а некоторые мудреные пакеты с мусором между водительским и задним сиденьем оставляют!
Но и водители бывают не безгрешны. Так, однажды моя коллега рассказывала, что водитель перепутал адрес и увез ее в другую часть города. Когда она обратила внимание на то, что едут совсем в другую сторону, стал ей выражать недовольство, мол, сами что ли не знаете, куда едете.
***
- А забавные истории бывали в вашей практике? - спрашиваю я у водителя очередного «Киа Рио» Павла Александровича.
- В начале осени подвозил девушку с остановки «Ростовская» в Сипайлово. Она очень торопилась и забыла шляпу. Перезвонила почти сразу же, но я уже успел выехать за следующим заказом. Обещал, что завезу вечером, куда она скажет, и убрал за заднее сиденье, но потом забыл. К тому же и сама не позвонила, не напомнила. Вспомнил только через пару недель, когда проводил химчистку салона. Ну, думаю, на вид недорогой головной убор из известного масс-маркета, видимо, не нужен, но все же решил поискать номер и набрал ее. Оказалось, что она сейчас в отпуске и уехала отдыхать. Когда приехала, меня не оказалось в городе. И вот буквально на днях, спустя ровно два месяца завез ей, - рассказывает мужчина.
По словам таксистов, среди пропаж с большим отрывом лидируют мобильные телефоны, потом кошельки, визитницы, головные уборы, перчатки. Как правило, пассажиры сразу же обращаются по обратной связи и всегда возвращаются за пропажей. Бывают и необычные пропажи. Как-то раз семья забыла в машине переноску с котенком. Когда он наконец-то дозвонился до них, выяснилось, что питомец им просто надоел и они таким образом решили избавиться от него. «У нас рука не поднялась бросить его на улице, если вам не нужен, сами оставьте, там под ковриком есть несколько пакетиков «Вискаса» на первые дни», - ответили «благородные» хозяева. Водитель весь день пытался пристроить котенка, но безрезультатно.
- Теперь Джанго - лучший друг сына Никиты, он так привязался к нему, пока я искал новых хозяев, что потом решили оставить, - рассказывает Илья.
Кстати, дети - отдельная категория пассажиров. Для них создано даже специальное такси - «Автоняня», когда между компанией и родителями заключается долгосрочный договор. Услуга такая стоит в разы дороже, чем обычное такси, но когда речь идет о безопасности детей, о деньгах не думаешь.
- Если сравнивать наших детей (которым сейчас по 25-30 лет), то сегодняшние настолько не приспособлены к жизни, несамостоятельны. Плюс ко всему еще и безответственность. Вчера только был случай - привезла девочку к подъезду, после чего отписалась родителям. Пока нет от них ответа, что ребенок зашел, не уезжаю - это обязательное условие договора. Подождав 10-15 минут вместо положенных пяти, вижу, что ребенок оставил рюкзак, видимо, у порога и вышел на улицу. Я тут же набираю маму и объясняю ситуацию, а она невозмутимо отвечает, мол, ой, она, наверно, забыла позвонить. Она даже не извинилась за мое потерянное время. Все воспитание идет из семьи - как родители научат. Из ста детей только пять умеют здороваться. Например, идут две девочки, одна поскользнулась и упала, а вторая стоит смотрит и ждет, пока та встанет, мы же в свое время поторопились бы протянуть руку, помочь встать, - сокрушается автоняня с 
20-летним стажем Роза Титова.

Алина ГАРИПОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости