ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

В земляках уверены
Глава республики Радий Хабиров поздравил жителей с Днем защитника Отечества.

Уфе - 450!
В Москве прошла встреча главы региона Радия Хабирова с министром культуры Росс...

Вуз будущего
В Уфе объединят Башкирский государственный и Уфимский государственный авиаци...

Путевка в Европу
Никита Богданов из уфимского Центра технических видов спорта имени Г. Кадырова...

Карта идей
Интерактивная карта Уфы появилась на сайте Института Генплана Москвы.



     №3 (232)
     Март 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело



Выборы 2021





РУБРИКА "ЕСТЬ МНЕНИЕ"

Разрушитель стереотипов


Ноль - интересное число: для одних он - величина положительная, для других - отрицательная. Вот и учитель математики из Инженерного лицея №83 Алексей Дегтярев - личность неординарная, местами противоречивая, но его взгляды на школу, процесс обучения и престиж профессии показались нам заслуживающими внимания.


- Вы приняли участие в конкурсе «Учитель года столицы Башкортостана-2021». Это было ваше решение?
- Мне хочется попробовать себя в разных ипостасях: по натуре импровизатор. Князь Андрей говорил, что «жизнь не кончена в 31 год». А мне еще только 28.  Захотелось попробовать. 

- Первый вопрос, который журналисты обычно задают учителям: почему вы выбрали эту профессию? А лицеисты вас об этом спрашивали?
- Конечно, и не раз. Ответ у меня всегда один: я люблю математику. Когда учился в школе, то был неким промежуточным звеном между учителем и одноклассниками: умел доходчиво объяснить то, что было им непонятно. К тому же мама учитель информатики. Мне нравится мой предмет, это некая головоломка, которую разгадываешь вместе с учениками. 

- В математике все логично, не как в жизни. А в чем для вас красота предмета: в удовольствии от процесса или результате?
- Красота не требует объяснений. Например, я нахожу симпатичным человека, который другим вовсе таким не кажется. Вопрос в том, как вы на него смотрите. Когда узнаете ближе, он становится красивее в человеческом плане. Мы влюбляемся в него, когда он открывается. Примерно так же и с математикой. Когда вы понимаете, вам открываются ее красоты. Я получаю удовольствие от процесса обучения. Кому-то это состояние передается. Это как игра во дворе - один пинает мяч, а потом подключаются остальные. Я хочу получать ответную реакцию. С единомышленниками мне всегда по пути - мы занимаемся одним делом.

- Обычно, когда хотят подчеркнуть профессионализм педагога, приводят в пример количество подготовленных им стобалльников или победителей олимпиад. Что для вас значит успех?
- Меня в последнее время это слово раздражает. Что значит успех? Одно дело - подготовить отличника, который прошел на городской этап или республику. Другое - середнячка, который до этого звезд с неба не хватал. Хотите добиться успеха - надо пахать и пахать, если вы, конечно, себе такую цель поставили. 

- Любой урок должен быть обучающим и воспитывающим. С литературой все понятно. Анализируя поступки героев, дети делают для себя выводы: что такое хорошо и что такое плохо. А с математикой как?
- Думаю, что воспитывает прежде всего личность учителя. Человеческий фактор нельзя сбрасывать со счетов. Когда я учился в школе, поначалу влюблялся в личность преподавателя, а потом в его предмет. Например, учитель истории мог отжаться на кулаке 10 раз!  Этим он заслужил уважение одноклассников, а мое - за обширные знания и влюбленность в свой предмет. Педагог воспитывает всем - обязательностью и расхлябанностью, креативностью  и  рациональностью. Задал домашнее задание, а спросить забыл, увлекся чем-то другим. Так бывает, и иногда это допустимо - отклоняться от плана, но до определенной границы. Иначе в следующий раз дети не преминут этим воспользоваться. 

- Считается, что учитель должен оставлять свое плохое настроение за порогом школы…
- Наверное, но это не про меня. Мы же люди, получается не всегда. Мои ученики сразу видят, в каком я настроении. Иногда они его усугубляют, а порой кардинально меняют - в лучшую сторону. Дети должны понимать, что перед ними человек, у него есть проблемы, не какой-нибудь робот, запрограммированный только на позитив.

- А как же престиж учителя?
- В Советском Союзе это была уважаемая профессия. Сегодня это пережитки. Авторитет. Это слово больше подходит для современной эпохи. Думаю, что ученики меня уважают, этого достаточно. 

- Вы строгий учитель? Двойки ставите?
- Могу. И за год, и за четверть. Извините, значит заработали. Массовая школа дает возможность получить знания,  как того требует программа, но, если, образно говоря, ребенок не хочет есть гречку, насильно кормить не буду. Не хочу его ломать. У каждого человека есть свое личное пространство, и его надо уважать. Я сторонник ничего никому не навязывать, это мой жизненный принцип. Не считаю, что мой предмет должны все знать. Мне важнее, чтобы Вася или Таня стали хорошими порядочными людьми. А двойки я ставлю тем, кто не старается. Невозможно получить «неуд», если ты реально что-то делаешь. Бывает так: ученик прекрасно сдал экзамен при поступлении в лицей, а потом выясняется, что учиться-то он не хочет. А бывает наоборот - слабенькие знания, но он настолько обучаем, упорен, что потом приходит этот пресловутый успех.

- Чему вас научила школа за эти семь лет?
- Я стал более сдержанным в оценках, научился держать свое мнение при себе - уважать личное пространство. Веду себя так, как хочется, но в чужой монастырь не лезу. Раньше легко мог сказать, что думаю, резко ответить. Сегодня больше стал заботиться о своем комфорте.

- Некоторые учителя нынче потянулись  за детьми в соцсети, даже в молодежный ТикТок. Не кажется ли вам, что учитель должен вести за собой, а не идти на поводу у подростков?
-  Это смотря что брать за точку отсчета. Вопрос в том, насколько педагог в себе уверен. Если я знаю, как сделать достойный контент, - почему нет. Могу пойти на компромисс, если это не противоречит моим принципам. Чтобы не доходило да абсурда: я ударился об стол головой пять раз, а потом еще три. Сколько всего? Вот это унижение. Если учитель на той же самой платформе говорит на своем языке и действует по своим правилам, нормально.

- Чем занимаетесь в свободное время?
- У меня разные интересы. Когда-то увлекался настольными играми, викторинами. Иногда хочется закрыться, послушать дедушку Бродского (У него есть стихотворение «Не выходи из комнаты»), фильм посмотреть. Все зависит от настроения.

- Что читаете?
- Есть такой стереотип: не читать книги - плохо. Я в какой-то  момент перестал стесняться, что почти равнодушен к художественной литературе. Мне кажется, что проглатывать все книги подряд намного вреднее, чем осознанно не читать. Одно из произведений, которое запало в душу и которое перечитывал много раз, - фантастический рассказ Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Он пришел ко мне в нужный момент. Как-то мы сидели у друга на кухне и рассуждали: когда спортсмен теряет форму, а  певец - голос, они это понимают. А умный человек не осознает, что  тупеет. Поэтому рассказ о дурачке, который внезапно поумнел и стал испытывать проблемы с социумом, а потом возвратился в прежнее состояние, лег на благодатную почву. 
Или роман «Мартин Иден» Джека Лондона, «зашел» мне прошлым летом и до сих пор не отпускает. У меня, как у его героя,  огромное желание становиться лучше и развиваться.

- И все-таки я не согласна с вами: предпочту книгу экранизации.  Это развивает воображение, ты чувствуешь себя хозяином положения. В фильме ты следуешь за режиссером, он навязывает тебе свое видение.
- Я математик, наверное, в этом моя беда. Когда я читаю, у меня не возникает визуальных образов. Для меня скамейка - табличка, на которой написано это слово. 

- Вы упомянули Бродского…
-  Это другое. Здесь эмоциональное восприятие, я сопереживаю, потому что у меня был подобный опыт. У меня нет синдрома поиска глубинного смысла. Я чувствую, не анализирую. Произведение живет отдельно от автора.  То, что он хотел сказать, меня не волнует. Меня волнует то, что оно пробуждает во мне. 

- Современный учитель - кто он, по-вашему?
- Точно не тот, кто владеет компьютерными технологиями. Это лишь инструмент. Вы же умеете пользоваться зубной щеткой? Я не имею морального права учить кого-то жизни.   Я человек и многих не вещей не знаю. В лучшем случае могу рассказать о последствиях, а ученик сам решает, что ему делать. Жизнь не математика, все просчитать нельзя. Дети должны это понимать. Неизвестно, что ждет тебя за поворотом, но от этого и интереснее. 

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал Ufaved.info

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости