ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

В земляках уверены
Глава республики Радий Хабиров поздравил жителей с Днем защитника Отечества.

Уфе - 450!
В Москве прошла встреча главы региона Радия Хабирова с министром культуры Росс...

Вуз будущего
В Уфе объединят Башкирский государственный и Уфимский государственный авиаци...

Путевка в Европу
Никита Богданов из уфимского Центра технических видов спорта имени Г. Кадырова...

Карта идей
Интерактивная карта Уфы появилась на сайте Института Генплана Москвы.



     №3 (232)
     Март 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Уйти от мира, чтобы обрести мир


Отправились мы в Красноусольск в непогожий день, когда неожиданное потепление превратило накатанные дороги в непролазную грязь. Еще издалека увидели нарядный храм на вершине горы над гротом, почитаемым верующими как первое место явления Табынской иконы Божией Матери. На одном берегу Усолки – святые места, источники с сероводородной водой, а на другом – популярный санаторий. Зимой здесь тихо и пустынно, лишь редкие прохожие забредают на прогулки. Слышно журчание речки, да говор диких крякв, плавающих в ее водах. Умиротворение и покой царят в пределах Богородице-Табынского женского монастыря, здание которого легко узнать по голубым крышам. Звоним в калитку, спустя несколько минут она отворяется и перед нами предстает  настоятельница, матушка Иоанна, облаченная в черные одежды, подобающие ее духовному сану. 
- Поймете ли вы наш монастырский уклад? Не каждому дано понять, - ее строгий взгляд внушает внутренний трепет. Но вскоре лицо монахини озаряет сдержанная улыбка, и я чувствую, что беседа наша идет на лад. 

Возрождение обители
Монастырь этот основан в 1998 году. Однако все тут пропитано старинным духом, здешние места, освященные чудесным явлением Табынской иконы Божией Матери, имеют богатую историю. Первое обретение, как известно, случилось в 1570-х годах. К тому времени неподалеку уже существовал один из древнейших на Южном Урале монастырей - Вознесенский (Вознесенская пустынь). Иеродиакон Амвросий и обнаружил икону на камне, возвращаясь с сенокоса. Дважды монастырь подвергался разорению. После первого был возобновлен как Пречистенский, а повторное уничтожение случилось в 1667 году во время башкирского восстания, поставившего точку в его истории. На самих ключах, где сейчас находится Богородице-Табынский женский монастырь, стоял городок с солеваренным заводом. В здешних краях чудотворная икона находилась до начала XIX века. Однако теперь этот уголок большинством воспринимается как курортный, люди приезжают сюда поправить здоровье и с комфортом провести время, а ведь не мешало бы знать каждому уникальную историю этих мест.
Матушка Иоанна приглашает пройти во внутренний двор обители. Большая часть его занята постройками: кельи, трапезная для насельниц и отдельно – для паломников, летняя веранда, так как верующие приезжают автобусами и в теплое время года вкушают пищу и размещаются здесь. Сестры мечтают построить рядом деревянный летний храм, поскольку нынешний тесен, внутри могут поместиться от силы пятнадцать человек, остальным приходится во время службы стоять на улице.
Приглядываемся к нашей строгой проводнице. Интересуемся, давно ли она здесь. Настоятельница рассказала, что прибыла в наши края в 2001 году по приглашению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона. Много трудов предстояло на новом месте. Это сейчас монастырь хоть и небольшая, но уютная усадьба, а по приезде ее взору предстала избенка, окруженная штакетником, через который прохожие с любопытством глазели на монахинь. Храм на горе еще только строился. С большой энергией и верой в сердце матушка Иоанна принялась обустраивать обитель, пристраивать помещения, проводить газ, водопровод. Тем более, что к тому времени уже имела большой опыт в организации монастырей. 
Мирское имя настоятельницы - Вера Петровна Смолкина. Она родилась в городе Инзе Ульяновской области в многодетной верующей семье. 
- С юных лет мечтала жить в монастыре. И мама хотела, чтобы я стала монахиней. Жила я в обителях в Эстонии, на Украине, в Белоруссии. 13 лет была насельницей Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря. Много трудилась на общих монастырских послушаниях – на 75 га земли выращивали зерновые и овощи, содержали скотный двор, обеспечивая пропитанием не только себя, но и паломников. В рукодельной мастерской реставрировала старинные плащаницы, а затем была определена на послушание в золотошвейки, - поведала нам игумения. – В 1994 году направили меня в Москву на вновь открывшееся Пюхтицкое ставропигиальное подворье на Рождественке, находившееся в ведении Святейшего Патриарха. Мы были для него словно дети родные, он брал нас с собой в поездки, от его имени мы посещали детские дома и ясли, раздавали ребятишкам подарки. Через четыре года в качестве старшей сестры была направлена на вновь создававшееся патриаршее подворье в Когалым Тобольской епархии, что в Западной Сибири. Алексий II не очень поддерживал решение отправить в край с суровым климатом монахиню, но я внутренне почувствовала, что моя миссия в Москве завершена. Как раз в середине 90-х по всей стране начали возвращать монастыри и возрождать церкви, а без монастырей Россия никогда не стояла. Не будет монахов - не будет жизни на земле, потому что мирские люди заняты в своем семейном кругу, им надо зарабатывать, детей поднимать, а монахини - одиноки, они приходят служить богу. Каждый день мы молимся о благосостоянии нашей земли. 
После Когалыма пришлось ехать в Челябинскую епархию, где создавался женский монастырь. Вскоре вернулась домой, и уже здесь настигло приглашение приехать в Башкирию. 

В поисках веры
Мы прогуливаемся по подворью. Здесь по-домашнему уютно. Каждую весну монахини латают, красят постройки заново, так как из-за сероводорода все быстро приходит в негодность. 
Матушка Иоанна отворяет одну из дверей, и мы проходим в большую светлую комнату – сестринскую трапезную. Обстановка самая простая. В середине длинный стол, за которым собираются насельницы. Вкушение пищи строго по расписанию. Понедельник, среда и пятница – постные дни. Наш приезд как раз пришелся на таковой, в меню – овсяный суп, гречневая каша и овощной салат. 
Послушание в трапезной держит инокиня Валерия. Молодая женщина смущается, говорит робко, но искренне. Не можем удержаться от вопроса: что привело ее в монастырь? 
- Видимо по молитвам мамы и бабушки я пришла к вере. Поехали мы по святым местам. И после этой поездки захотела уйти из мира, хотя до этого подобные мысли в голову не приходили. Тогда я была студенткой юридического факультета института в Магнитогорске. И как отрезало - не хочу учиться. Овладело мной сильное желание уйти в монастырь, хотя не знала толком, что тут делают. Взяла академический отпуск, решила попробовать пожить здесь. Прошло время, мама спрашивает: что с учебой делать? Я ответила: забирай документы, остаюсь. Она не противилась моему решению, но по мне скучает. 
Инокине Валерии было 19 лет, когда она ушла из мира, сейчас 36. Приняла малый постриг иноческий, а вот монашеский обет принимать пока страшится:
- Узнала, какая это ответственность. Пока еще не готова. Ведь обеты нарушать нельзя. Всю жизнь обещаешь пребывать в монастыре, а бес-то гонит: «Уходи, мол, что тебе тут делать?» Но здесь тишина, спокойствие. Вот только вчера из дома приехала, ездила в гости к родным. Суета там. А в обители мы сосредоточены на молитве. 
 - Был монах, который каждый день собирался уходить из монастыря, да так и дожил до старости. Очень много у нас искушений. Вот эта одежда, которую мы носим, одежда Божией Матери. А бес противится, и борьба эта внутренняя называется невидимая брань. И все послушания, которыми наделяются сестры, - подспорье к внутреннему совершенствованию, духовному созреванию, - включается в разговор матушка Иоанна. – Но только тот понимает, кто живет в этой среде. Иным внешне кажется, что все легко. 
Покидаем трапезную, во дворе встречаем инокиню Киприяну, собиравшуюся поехать за продуктами в магазин. Она, как и сестра Валерия, тоже приняла малый постриг, но обет монашества давать не спешит:
- Я из Уфы, жила в Черниковке. Окончила авиационный техникум, а потом где только ни работала: и на заводе, и крановщицей, инженером по технике безопасности, и мастером. Но когда исполнилось 50, осознала, что в миру мне делать больше нечего, настало время подумать о душе. Когда выбирала обитель, вспомнила, что как-то приезжала сюда на ключи купаться. Позвонила матушке, она согласилась принять. Сначала жила на подворье в скиту. И вот уже восемь лет обитаю в монастыре. 
- Стали ли счастливее здесь? 
- Не могу сказать. Но именно здесь мой дом, матушка Иоанна и сестры – моя семья. Хотя в миру осталась родная сестра. Она часто приезжает, помогает монастырю. Родителей давно на свете нет, когда-то я была замужем, но развелась, потому что постоянно чувствовала свое одиночество, не было семьи в том браке. Детей не нажила, хотя их люблю и хорошо с ними лажу. Между нами в монастыре, как в любой семье, всякое случается – бывает, что и поспорим. Но именно обитель подарила мне радость единения с Богом. 
Распрощавшись с нами, инокиня Киприяна села за руль автомобиля и отправилась за покупками. Так иногда приходится выбираться в мир. Сложно оставаться отстраненным от него, когда он окружает со всех сторон. Много житейских вопросов приходится решать игуменье, отвечающей за покой сестер и паломников. Вызывает скорбь монахинь легкомысленное отношение людей к святым местам. Прошлым летом пришлось выдержать сражение с местным предпринимателем, открывшим кафе прямо напротив монастырского источника. До позднего вечера играла музыка, посетители употребляли спиртное и вели себя неподобающе. По настоянию игуменьи точку общепита закрыли. 

Понять свое призвание
В каждом монастыре есть швейная мастерская. Не исключение и Богородице-Табынский. Матушка Иоанна для нужд сестер отстроила просторную теплую комнату, которая служит трапезной для особо торжественных случаев. Мастерской заведует мать Серафима. Невысокую хрупкую пожилую женщину мы застали за работой – она как раз трудилась над облачением для священника. Процесс кропотливый, требует знаний, опыта и сноровки. Вообще шить умеют все сестры, каждая обшивает саму себя, а мать Серафима берется за наиболее ответственную работу. Приходит сюда ранним утром и возвращается в келью поздним вечером. Родом она из Стерлитамака. Ее духовный путь начался с вопроса, обращенного к самой себе: «Для чего я живу? Неужели мое предназначение только в том, чтобы добывать пропитание, проедать и снова добывать?» К тому времени ею уже была прожита большая и нелегкая жизнь – замужество, рождение детей, переезд в Польшу, возвращение на родину, развод, надорванное работой здоровье. Надо сказать, что до того момента женщина никогда не интересовалась религией. Но духовный поиск привел в церковь. Потом попросилась жить в монастырь, а через четыре года приняла постриг.
Близкие с пониманием приняли ее решение уйти из мира. Только с дочерью был короткий, но грустный разговор: «Как же я буду жить без тебя?» - «Но ты же уже сама мама». - «А мне мама всегда нужна». 
- Здесь я нашла ответы на терзавшие вопросы и осознала, что нужно каяться в грехах. А в своей биографии точно помню только одну дату – 8 марта 2003 года, когда в первый день Великого поста я переступила порог монастыря, - говорит мать Серафима. 
С родными она видится редко, а когда выезжает к ним, чувствует себя в толчее и городской суете некомфортно. На следующий же день тянет обратно, за надежные монастырские стены, где находит умиротворение и покой. 
- Как-то в одной статье про монахинь написали, что они несчастные женщины, с горя ушедшие из мира. Удивительно было читать. Монашество - призвание, не каждому оно дано, - молвит матушка Иоанна. – Вчера только звонила женщина, интересовалась, можно ли приехать. Почему же нет? Но не надо таким образом бежать от житейских проблем, следует осознавать свой духовный выбор.
В трапезной для паломников нас угостила солянкой и перловой кашей послушница Татьяна. Мы долго беседуем с ней о вере, о Боге, о жизненном выборе. Она еще только принимает для себя решение - отречься от мира или остаться. Пока с ним ее связывает 24-летний сын, которому еще может понадобиться материнская поддержка. Но когда-нибудь Татьяна окончательно перешагнет порог монастыря, потому что не видит для себя духовного утешения вне его стен. 

Альбина Зубарева








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал Ufaved.info

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости