ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

В земляках уверены
Глава республики Радий Хабиров поздравил жителей с Днем защитника Отечества.

Уфе - 450!
В Москве прошла встреча главы региона Радия Хабирова с министром культуры Росс...

Вуз будущего
В Уфе объединят Башкирский государственный и Уфимский государственный авиаци...

Путевка в Европу
Никита Богданов из уфимского Центра технических видов спорта имени Г. Кадырова...

Карта идей
Интерактивная карта Уфы появилась на сайте Института Генплана Москвы.



     №3 (232)
     Март 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Уфимская сага


Вещи порой долговечнее людей. Это же можно сказать и о старинных зданиях, сохранившихся на главной улице Уфы - Большой Казанской (ныне Октябрьской Революции). Здесь, на пересечении с Центральной (Ленина), находился знаменитый аптекарский магазин Лейбы Дворжеца, а в самом конце - завод Иоселя Гутмана. Их владельцы - одни из самых богатых людей Уфы конца XIX - начала XX века - давно канули в реку истории. О том, что стало с ними после 1917 года, известно немного. 
Но счастливый случай позволил спустя век узнать удивительные факты о жизни известных уфимцев и их потомков, судьбы которых соединились самым неожиданным образом.


...Чуть более двух лет назад я получила письмо из Санкт-Петербурга от Бориса Лифшица - правнука Иоселя Гутмана. Он интересовался, не сохранились ли у нас фотографии его прадеда. (Семья потеряла свой архив в войну.) От него-то я узнала, что его отец, Анатолий Львович Лифшиц, связал свою жизнь с Любовью Мироновной, которая оказалась… внучкой того самого Лейбы Дворжеца. Так в моих руках оказались ее воспоминания, их родословное древо, архивные записи и фотографии. И сегодня можно говорить, что история жизни этих людей и их потомков, настоящая семейная сага, будет интересна как краеведам, так и читателям, интересующимся историей Уфы.

ГУТМАНЪ & ДВОРЖЕЦЪ
…Улица Большая Казанская связывала Верхнеторговую и Нижнеторговую площади. Здесь располагалось множество недорогих трактиров, харчевен и магазинов: «Мануфактурный», «Часовой», «Галантерейный», «Модный», «Кондитерская» и «Булочная». В конце века на ней появились Троицкая и Спасская церкви, чугунолитейный завод Гутмана, подворье Демидова, земская богадельня, военные казармы, аптека Янчевского, меблированные комнаты Кривоконева и Полетаева, приют для девочек-мусульманок, полицейское управление и пожарная часть, землемерное и приходское училища, типография Блохина, Волжско-Камский и Государственный банки. В середине XIX века она была вымощена булыжником, а позднее закрыта для транзита.
Можно предположить, что наши герои, прогуливаясь по Большой Казанской, встречались и степенно раскланивались. Людьми они были разными, но их объединяло европейское образование (хотя И.И. Гутман, изъездивший всю Германию и побывавший на немецких заводах, был самоучкой), изобретательность, трудолюбие, семейственность. Обе фамилии успешно ассимилировались в русское общество. Как впоследствии вспоминал внук Гутмана Анатолий: «В нашей семье вопросы религии не занимали много места вообще. Вместе с тем, и «антирелигиозного» духа в семье не было. Проблема религии как-то довольно естественно была отодвинута на второй план». За исключением самих глав семейств их близкие носят христианские имена. Их дочери учились в Мариинской женской гимназии, дружили несмотря на небольшую разницу в возрасте, и почти через полвека эта дружба сыграла определяющую роль в жизни их детей.

«Тот самый Иозель Гутман»
Выходец из старинного литовского города Шауляя (сейчас - Шяуляй), юноша из бедной семьи был отправлен «в люди» получать основы технической профессии в Европу. Учился в Бельгии и Германии, потом в Москве совершенствовал полученные знания и навыки у известных немецких коммерсантов, построивших котельно-литейное «Товарищество Дангауэра и Кайзера» (ныне завод «Компрессор»), вокруг которого возник во второй половине XIX века рабочий поселок Дангауэровская слобода, сегодня микрорайон Москвы на территории Лефортово. С 1890 года купец первой гильдии Гутман жил в Уфе, где приобрел слесарно-кузнечную мастерскую, которую реконструировал, основав чугунно-медно-литейное производство с механической обработкой деталей. До этого на данном участке находился каменный дом, в котором проживал когда-то местный воевода. Как пишет в своей книге «Лицом к огню» Г.П. Якушев: «Купец I гильдии Иосель Иделевич Гутман владел самым большим в Уфе чугунно-медно-литейным и механическим заводом, несколькими магазинами и двумя домами на Большой Казанской улице, приобретенными в 1894 году на средства, предоставленные тестем, оренбургским миллионером Иосифом Абрамовичем Галдериным. Оборудование он приобрел за границей, перестроил здания: в одном расположились цехи, в другом он жил с женой и семью детьми и находилась контора».
Гутман - «технарь», талантливый изобретатель, рачительный хозяин, прекрасно наладивший производство лучших в России пожарных машин, оборудования для сельхозмашин, мельниц, конных приводов, водопроводов. Он поощрял инициативу и усердие своих работников, помогая им материально. Весьма строгий человек как на работе, так и дома, он тем не менее прощал «загулы», и работники были безотказны. Как выглядел Иосель Иделевич, неизвестно: до нас не дошло ни одной его фотографии. По словам выдающегося краеведа П. Ищерикова, это был «типичный буржуа, особенностью которого была каскетка с двумя козырьками, спереди и сзади, за которую рабочие прозвали его «здравствуй и прощай». 
В 1911 году на заводе работало 98 человек. Его продукция удостоилась четырех золотых медалей в Пензе, Казани, Ростове-на-Дону и Омске, большой серебряной медали на Всероссийском конкурсе пожарных насосов в Санкт-Петербурге - за высоту струи воды и удобство в эксплуатации. Впоследствии предприятие получило название завод горного оборудования «Горнас», но так и осталось для уфимских старожилов «заводом Гутмана». До сих пор сохранились чугунные лестницы, крышки уличных канализационных люков с маркой «Механический заводъ I Гутманъ в Уфе». Уфимский промышленник, входивший в первую пятерку, владелец многих патентов, изобретатель с большой буквы, меценат, светлая голова, трудами которого отстроилось пол-Уфы, - не полный перечень его заслуг перед Отечеством. В архиве сохранилась история о том, как Гутман помог бедной женщине, оставшейся без кормильца, поднять троих детей. 
Когда грянула революция, владелицей завода числилась дочь основателя - Эсфирь Иосифовна. В 1918 году И.И. Гутман «продал завод и бежал, т.к. ему бы не простили организацию строительства баррикад вокруг завода в период штурма Уфы». В ходе Гражданской войны семья Гутман последовала на восток вслед за отступающим Колчаком, добралась до Харбина. Затем все же возвратилась в Россию и осела во Владивостоке, где глава семьи заболел и вскоре умер. Он был уже не молод, да и не мог смириться с потерей своего завода, города, к которому прикипел сердцем. 

И его потомки…
Жена Гутмана Вера Михайловна (так пишет внук) вернулась из Владивостока и жила поочередно у своих детей, переезжая от одного к другому, но больше всего  у младшего сына Давида. Умерла в Москве в 
1942-м в возрасте 82 лет, почитаемая детьми и внуками. 
У Иоселя Гутмана было семеро детей: 5 дочерей и 2 сына. Сыновья стали видными инженерами, получив образование за границей, после чего вернулись работать в Россию, но судьбы их сложились трагически.
Старший, Александр, еще в юности, не поладив с отцом, ушел из дома, нанялся матросом на корабль, идущий в Южную Америку, но затем по возвращении домой помирился с ним. Он стал главным механиком Челябинского тракторного завода. В 1937 году Александр был арестован и пал жертвой «большого террора».
Младший сын, Давид, после окончания образования в Германии вернулся в Россию. Изобретенные им машины с маркой «ДГ» (Давид Гутман) работали до 1980-х годов. Его труд был высоко оценен - в 1934 году он получил от Серго Орджоникидзе персональный автомобиль и шофера. Но и он в 1937 году тоже попал в лагеря - в Воркуту. Через год, когда возникла необходимость в его знаниях и способностях, еле живого, под конвоем, его вернули в Москву. Он сумел решить возникшие без него технические проблемы, после чего был реабилитирован и вернулся к прежней работе. Но пережитое подорвало здоровье этого прежде веселого остроумного человека, и через несколько лет он, в возрасте 55, умер и был похоронен в Москве. 
Старшая дочь Гутмана Елена родила двух дочерей, сын одной из них, Дины, - Яков - стал известным конструктором.
Сын Ревекки Гутман, Виктор Дезорцев, прошел войну. После войны служил в ракетных войсках. Как сложилась судьба Эсфирь, неизвестно.
Евгения Иосифовна Гутман, младшая из семерых детей (и пятая дочь), в 1915 году окончила в Уфе женскую гимназию и поступила на Киевские высшие женские курсы. Завершить обучение Евгении помешала революция. Ее русский язык, согласно воспоминаниям сына, был совершенен. В 1916 году в Киеве она встретила Льва Александровича Лифшица, происходившего из бедной еврейской религиозной семьи, уроженца белорусского местечка, и через год стала его женой. В гимназии учиться ему не довелось, но, «будучи весьма способным и целеустремленным человеком, сдал гимназические экзамены экстерном и получил аттестат зрелости». Затем поступил в Киевский коммерческий институт. Они приехали в Уфу, где 23 октября 1918 года в самый разгар Гражданской войны у них родился сын. Наречен он был Товией, потом, как это часто бывало, после установления Советской власти, стал Анатолием, но домашние звали его Товой.
В Уфе Лифшицы прожили до 1925 года. Анатолий запомнил большой двор, поросший травой, и небольшой двухэтажный дом, где они занимали первый этаж. Отец его работал в конторе со странным названием «Продасиликат». Благосостояние семьи постепенно повышалось, была даже куплена лошадь для отцовских поездок в командировки. Евгения была мудрой женщиной, «хотя была экспансивна и скора на расправу», оказывала влияние на выбор дочери, Юдифи (Эди), родившейся в 1923 году, за которую часто приходилось отвечать старшему брату. Ее назвали в честь одной из дочерей И. Гутмана, умершей совсем молодой. 
В 1925 году Лифшицы переехали в Казань - глава семьи получил повышение, потом в Киев, где Анатолий в 1937 году окончил школу с «золотым» аттестатом и мог поступать в любой институт без экзаменов. Самым престижным был Киевский политех, в который и поступил Анатолий на факультет химического машиностроения.

Штурман полярных конвоев
Перед войной в институт одна за другой стали наезжать комиссии, отбирающие юношей в офицерские школы. Этим Анатолий и не преминул воспользоваться. Его направили в Ленинград в Училище им. М.В. Фрунзе, бывший Морской корпус, о котором много слышал и читал разные романтические и патриотические истории. Так летом 1938 года Лившиц оказался в городе на Неве. С этого момента практически вся его жизнь связана с ним. Учился хорошо, за успехи в учебе Анатолия наградили Сталинской стипендией, он был принят в кандидаты ВКП(б). Как отличник он имел право выбора флота и специальности. В планы вмешалась война: Лившиц попал на Северный флот, хотя мечтал о Черном море. Но место службы он выбрал сам на лучшем эсминце флота «Гремящем». И вскоре в качестве младшего штурмана вышел в море для сопровождения конвоев. Они формировались в Великобритании и Исландии. Переходы совершались за 10-14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей. Суда конвоев разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинск) и Мурманске. Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В зоне ответственности Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией. Конвой состоял из нескольких десятков транспортных судов и трех видов охранения боевых кораблей. Путь был опасным: пикирующие бомбардировщики противника, торпедоносцы, сбрасывавшие бомбы на корабли. Над конвоем, шедшем далеко в море, непрерывно кружили самолеты-разведчики противника, а свои истребители не могли их защитить.
Лифшицу довелось принимать участие в охранении 23 союзных и 20 внутренних конвоев, в спасении 40 британских моряков с конвоя PQ-17, ставших жертвой ошибочного решения английского адмиралтейства. 
Мать Анатолия и сестра Эдя с началом войны, бросив в Киеве все, что было, успели оставить город и добраться с многочисленными пересадками до Уфы. Старшая сестра Евгении - Мария жила в Москве, похоронив в 1942 году мать Веру Михайловну. От нее Анатолий узнал, что родители и Эдя в Уфе. Отец, Лев Лифшиц, был демобилизован из армии по возрасту и присоединился к семье. Понимая стесненные материальные обстоятельства родных, Анатолий оформил денежный аттестат на имя сестры Эди, которая, окончив школу за несколько дней до начала войны, поступила в 1-й Московский медицинский институт, оказавшийся в эвакуации в Уфе. Оформление денежного аттестата на семью означало выдачу предписания на выплату определенной части денежного содержания офицера через военкомат его семье по месту жительства. И до конца войны какая-то поддержка им была обеспечена. Сам он исправно получал офицерское жалование, и не маленькое по тем временам, жил на всем готовом, тратить деньги было практически не на что и почти все сдавал в фонд обороны.
После войны Анатолий учился в Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова, был заместителем начальника штаба 32-й дивизии крейсеров Балтийского флота, старшим научным сотрудником научной группы Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Работал старшим научным сотрудником главного штаба ВМФ, старшим преподавателем кафедры управления силами ВМФ Военно-морской академии. Впоследствии заведовал кафедрой Санкт-Петербургской государственной академии методов и техники управления. Анатолий Лифшиц был награжден двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, орденом Дружбы (2013).

«На море и на суше»
Так назвал Анатолий Львович свои военные мемуары, отражающие историю и развитие советского флота, этапы развития страны на протяжении более чем 6 десятилетий. 
Со страниц книги предстает очень сдержанный, очень честный человек, вписавший главу в историю военного флота и внесший ощутимый вклад в развитие военной науки. Несмотря на несправедливости и разочарование во многом, он оставался преданным Родине, сохранил добрые отношения с теми, кто его окружал. Его трижды исключали из кандидатов в члены партии. 
Первый раз, когда во время войны он сказал, что не все добровольно сдавались в плен, случаи были разные. Тогда же ему припомнили и первую жену-немку. Брак был студенческим, с началом войны она не поехала в эвакуацию, стала «фольксдойч». После войны он оформил развод, забрал сына Алика, правда, с его согласия, чтобы на нем не было клейма «спецпереселенца», и воспитывал его в новой семье. Второй раз за то, что, выступая на политзанятиях, он назвал одну из работ В.И. Ленина «пресловутой», т.к. на нее часто ссылались. Ну а в третий раз - после ареста тестя и тещи, Мирона и Веры Вовси, и обвинения их по «делу врачей». Кстати, в лаборатории оборонного НИИ, где работал отец Анатолия, обнаружили иглу для инъекций, которую он взял на работу для какого-то ремонта. Его вызвали в отдел кадров и предложили уволиться по собственному желанию, если не хочет быть обвиненным в подготовке инвентаря для «врачей-отравителей». И ему пришлось уйти с работы.

Продолжение читайте в апрельском номере 
журнала «Уфа».

Эмма ШКУРКО








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости