ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Кредиты под 3 % и кешбэк на отдых
Президент России Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию...

Волонтеры Победы
В преддверие Дня Победы сотни молодых людей вышли на улицы, площади и скверы Уф...

Отдых по новым правилам
Изменен порядок приобретения путевок в детские летние лагеря. 



     №5 (234)
     Май 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ"

Не ранить сердце ребенка


Детскому дому №1 имени Шагита Худайбердина, недавно переименованному в Центр содействия семейному воспитанию, в мае исполнится 100 лет. 
Образованный в годы Гражданской войны, оставившей беспризорниками сотни башкирских детей, во времена Великой Отечественной он стал пристанищем для сирот, чьи отцы погибли на полях сражений. В перестроечные годы он пополнился ребятами, ставшими жертвами безответственности собственных родителей.
Но какие бы времена ни были, его воспитанников объединяет одна мечта - обрести семью. 
Как сегодня  живут дети и подростки, что делается для того, чтобы они смогли найти себя в самостоятельной взрослой жизни - об этом говорим с директором, заслуженным работником образования РБ Фанисой Бадретдиновой.

- Чтобы работать в таком учреждении, мне кажется, нужно иметь большое сердце, чтобы оно могло вместить все детские слезы и обиды. А еще обладать педагогическим тактом, чтобы не ранить душу ребенка. Как вы подбираете кадры?
- Я бы ответила так: они сами нас выбирают. Имею в виду тех, для кого детский дом стал смыслом жизни, а не просто местом работы. Они способны понять, что плохое поведение ребенка, конфликтность - лишь способ привлечь внимание, за которым проглядывается его боль. В первую очередь этим качеством должен обладать педагог. Причем он не должен впадать в жертвенность, а соблюдать личностные границы, иначе воспитание превратится в жалость.  Второе, когда воспитатель должен быть последовательным в своих требованиях.  И третьим качеством я назвала бы умение передавать свои жизненные ценности. Например, девочки Расимы Рамилевны прекрасно танцуют, потому что она сама любит танец, у Заремы Радисовны прекрасно готовят и знают все рецепты ее мамы, у Дины Радиковны - ходят в походы, потому что она заядлый турист.  

- На вашей базе в этом году открыта школа приемных родителей. Раньше, мне помнится, она была при центре «Семья». 
- Да, так и было. Но мне кажется, что обучение в стенах нашего центра более логично. В школе проходят обучение будущие приемные родители, усыновители, опекуны. После ее окончания с ними проводится собеседование и выдается заключение психолога. Плюс в том, что хотя прямого контакта между нашими воспитанниками и ее выпускниками нет, педагоги-практики знают, какие трудности могут поджидать тех, кто решил взять ребенка. А возможно, и свести заинтересованные стороны.  С нового года школу приемных родителей окончили 12 человек.  Кто-то из них уже принял решение, кто-то еще находится в процессе.

- Не секрет, что подростков берут в семью реже, да и сами ребята порой в этом не заинтересованы: два-три года, и они станут самостоятельными. 
- Я уверена, что все дети, независимо от возраста, хотят обрести семью. Правда, иногда обстоятельства складываются против них. Например, к нам попадают трое-четверо ребятишек из одной семьи. Разъединять их мы не имеем права, а  приемным родителям взвалить на себя такую ношу не под силу. Но чудеса случаются: есть добрые люди, которые берут и троих, и четверых. Бывает, ребенок не хочет в приемную семью, потому что у него есть кровная мать, пусть и непутевая, живущая далеко, но мать, есть бабушка или дедушка. И он порой не соглашается из-за них на усыновление. Но сегодня и у подростков есть возможность если не обрести семью, то по крайней мере найти себе товарища.  С 2017 года совместно с фондом «Наши дети» мы реализуем проект «Наставничество». Его  участником, волонтером может стать любой.  Но он тоже должен знать особенности подростковой психологии, пройти обучение. Сегодня волонтеры от 24 до 60 лет стали для наших ребят добрыми наставниками. Они приглашают их к себе домой в выходные и на каникулы, ходят с ними в кино и театры, вместе принимают участие в мероприятиях. Например, доктор стала наставником 13-летнего парня. Их объединили увлечения: горные лыжи и сноуборд. Наставник оформила подростку гостевой режим, и он может выходные провести в домашних условиях. Таким образом для ребят открываются другие социальные ниши: они стажируются в автомастерской, помогают в ресторане. Конечно, в идеале должна быть адаптация в семье, но и волонтер открывает для ребенка новый мир, его кругозор многократно расширяется. Ведь взрослый на собственном примере знакомит со многими подводными камнями, какие могут встретиться в жизни. Дети, которые общаются с наставниками, становятся другими, у них появляется блеск в глазах, ведь поддержка взрослого очень много значит.

- Что движет этими людьми?
- Бескорыстная помощь. Многие из них имеют собственных детей и поэтому хорошо понимают, что значит быть лишенным родительской ласки, вовремя подставленного плеча. Если есть ресурс, запас любви - почему бы не помочь?

- Что еще делается, чтобы подготовить ребят к взрослой жизни?
- У нас есть программа «Открывая горизонты», которая, по сути, занимается профориентацией и социальной адаптацией. Она предусматривает встречи с людьми разных профессий. Наши ребята дружат с сетью ресторанов быстрого питания КFС. Ее сотрудники на равных общаются с подростками, учат их трудиться в команде. Дети даже проходят небольшую стажировку в компании и  получают небольшую зарплату - деньги, заработанные собственным трудом. Это здорово! Но самое главное - продолжают общение с сотрудниками КFС и после практики. Так расширяется  круг общения, что всегда идет только на пользу. 

- Не секрет, что для детей, выросших в детдоме, неприспособленность в быту - одна из самых главных проблем. Известен так называемый синдром «сладкого чая» - когда сироты думают, что напиток сам по себе сладкий, и даже не догадываются о существовании сахара. Не случайно же по вашей инициативе два года назад у вас открылась социальная гостиная. 
- Порой излишняя опека играет и отрицательную роль - с утра ребят ждет готовый завтрак, чистая и поглаженная одежда. А когда они выходят в большую жизнь, теряются в простых бытовых ситуациях. Пожив в условиях отдельной «квартиры», приобретают умения и навыки самостоятельной жизни.  В социальной гостиной мы оборудовали кухню, оснастили ее необходимой техникой. Дети сами готовят, убираются, планируют бюджет и ходят в магазины. И, что немаловажно: сами встают утром. Учатся жить не по режиму, а по собственным «часам». Две недели без воспитателей, без подсказок и замечаний - дают хороший эффект.  

- Несколько лет назад в Уфу приезжал уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации. Он тогда побывал в детских домах и обратил внимание, что в комнатах, где спят дети, нет их личных вещей: игрушек, фотографий, таких милых безделушек, что придают уют и ощущение дома. 
- Да, иногда желание навести образцовый порядок, выстроить к приходу гостей  некие «потемкинские деревни» преобладает.  Но вы могли убедиться, проходя по комнатам, от казармы ничего не осталось. Оформление интерьеров в светлых тонах, развешанные по стенам фотографии, любимые игрушки на кроватях и тумбочках, ноутбуки - все говорит об индивидуальности ребенка, его увлечениях. Теперь в комнате живут максимум четыре ребенка. Взрослым воспитанникам мы разрешаем оформить помещение по собственному усмотрению. Например, девочки стилизовали свою комнату под атрибутику СССР, повесив красный флаг. 
Изменилась и сама система. Раньше дети делились на группы по возрасту, теперь живут в семьях: братья и сестры должны быть вместе. Мы стараемся, чтобы состав воспитателей был постоянным, чтобы не создавать дискомфорта, когда ребенку надо снова привыкать к педагогу.  В каждой семье есть своя столовая, где можно пообедать не только в определенное время, но и если ты задержался на кружке или другом мероприятии. Можно выпить чаю с бутербродом. Такого строгого режима, как раньше, нет. Строем никто не ходит. Отношения между педагогами и ребятами стали более эмоционально близкими. Мы считаем, что ребенок не должен замыкаться, а уметь выражать свои чувства. Отношения строятся и на том, как мы реагируем на негатив или радость. Наши дети ходят в гости к одноклассникам, приглашают их к себе. Словом, детдом превратился в открытую систему. 

- Наверняка вам приходится отвечать на самый сложный вопрос ребенка: почему я здесь. Есть у них обида на судьбу?
- Этот вопрос задают часто, а вот обиды, осуждения своих пусть и непутевых родителей нет. И не только потому, что в глазах ребенка даже мама-пьяница - самая лучшая на свете, а еще и потому, что стараемся им объяснить: люди совершают ошибки, может быть болезнь, слабость, человек оступился, но не надо его осуждать за это. Мы много беседуем с ними, приглашаем в гости успешных выпускников - чтобы на их примере показать: только от них, от их правильного выбора, зависит будущее. Диана Б. окончила магистратуру педуниверситета, проходила у нас практику, сейчас вышла замуж. И это далеко не единственный пример того, что выпускник детского дома может быть успешен. В центр нас переименовали не случайно. Детский дом - определенный ярлык, мы хотим уйти от этого.

- Чем увлекаются ваши дети? 
- Дополнительное образование позволяет реализовать способности ребенка, которые наверняка пригодятся в самостоятельной жизни.  Ребята могут найти себе занятие по душе. Наша гордость - Лера Ермакова, она занимается спортом в школе Олимпийского резерва по фехтованию, учится на «4» и «5». Член сборной РБ, многократный призер всероссийских и международных соревнований. Вообще мы большое внимание уделяем физкультуре и спорту. Дети занимаются настольным теннисом, мини-футболом, силовой подготовкой, борьбой курэш в ДЮШС №14. Ребята могут найти себя в музыке. Есть возможность научиться игре на курае и гитаре, в танцевальном кружке освоить хореографическое искусство. С удовольствием рукодельничают в кружке «Мастерица»: вяжут, шьют, делают собственными руками красивые вещи для интерьера. Такой опыт очень важен.  Дети принимают участие в конкурсах, мастер-классах, выставках разного уровня, занимают призовые места. Кулинарный кружок - один из самых любимых, где ребят учат готовить, сервировать стол, правилам этикета. Они очень любят домашнюю выпечку.  Поэтому на каждом занятии стараются что-то приготовить. 

- Случались ли за вашу практику счастливые истории?
- Был у нас мальчишка. Мама родила его семимесячным. Ребенок родился слабеньким. «Не жилец», - сказала акушерка. Женщина написала отказную и 13 лет была уверена, что сын умер. В то время закон не позволял сразу лишить женщину родительских прав. А когда его изменили, ей пришло письмо, где сообщалось, что сын жив.   Она была в шоке. Приехала, забрала сына. На нашем стенде счастливых историй есть фотография, запечатлевшая этот момент. 
Дети, которых однажды предали их родные, не привыкли доверять взрослым, но они продолжают верить в чудо. И когда в семью забирают мальчишку с ментальными нарушениями, который молился своему святому, поневоле поверишь в чудеса! Когда слышишь мольбу ребенка: «Когда ты дашь мне маму?!», слезы наворачиваются на глаза. Мы поддерживаем желание воспитанников узнать о своих корнях, своих близких. Наш соцпедагог Люция Ахметкиреева отправляет десятки писем, ищет родственников в соцсетях. Вот такой случай. Перед Новым годом мы готовим подарки близким, а мальчик, только что поступивший в детдом, говорит: я делать ничего не буду - у меня никого нет. В процессе поисков выяснилось, что у него есть бабушка с дедушкой, которые думали, что его нет в живых. Свозили на встречу. Связь с родными не должна прерываться. Чем меньше белых пятен в биографии ребенка, тем он будет добрее к миру, не зачерствеет его душа. Родственники навещают ребят, берут их на каникулы, возвращаются они совершено другими.

- Если обобщить все, о чем мы говорили, каковы, по-вашему, главные изменения в системе?
- То, что сегодня в центре живут только 45 детей от трех до 17 лет, говорит о том, что общество стало более гуманным по отношению к сиротам и ребятам, оставшимся без попечения взрослых. Стали забирать и больных детей. Все это случилось не по мановению волшебной палочки, а  благодаря просвещению, публикациям в СМИ и, конечно же, нашей работе. В прошлом году в семьи ушли 7 детей, в этом столько же уже проходят медосмотр. 
Мы хотим, чтобы детям, которые живут здесь, было комфортно, чтобы они вспоминали детский дом с теплотой, чтобы нашли свое место под солнцем. Когда мы узнаем об их успехах, радуемся за них, как за своих родных. Пусть билет в большую жизнь, который мы им даем, будет счастливым.

Из архивов

Великая Отечественная внесла существенные изменения в работу детского дома - надо было приспосабливаться к условиям военного времени.  В дом начали вливаться дети разных национальностей: бойцов, уходивших на фронт, эвакуированных ребятишек, родители которых погибли на их глазах от фашистов. Вместо 100 человек, положенных по штату, добавились еще 50. Всех надо было разместить, одеть, обуть и накормить. В спальнях пришлось более тесно расставлять койки, занимать под спальни групповые комнаты, укладывать  по два человека на одну кровать. Еще хуже обстоял вопрос с одеждой и обувью. Чтобы выйти из этого положения, в первое время пришлось отнимать по одному комплекту одежды и обуви у ранее находившихся в детдоме детей, одевать и обувать эвакуированных, с большим трудом приобретать недостающее.
Самой трудной задачей стало  воспи
тание дружбы и товарищества между местными и эвакуированными детьми разных национальностей. В связи с призывом по мобилизации в Красную армию воспитательницы Марзии Галимовой, медсестры Назии Исхаковой, повара Виктора Жирных и конюха Закира Салимова работать стало еще труднее, пока не приняли на их место новых сотрудников.
Среди эвакуированных были дети, пережившие страшную трагедию.
Девочка Стелла из Минска очень часто разговаривала сама с собой, повторяя: «Где они, мои маленькие?».  Оказалось, что ее мать при эвакуации из Минска потеряла пятилетнюю дочь и трехлетнего сына. Она  очень тосковала и плакала о потерянных детях. Это глубоко запало ребенку в душу. Очень много пришлось поработать воспитательнице тов. Якуповой, чтобы она не грустила и не повторяла этих трагических слов. Потребовалось  много времени, сил и энергии, чтобы воспитать у местных детей чуткое отношение к Стелле. Они окружили ее вниманием и стали учить башкирскому. Они говорили воспитательнице: «Стелле скучно потому, что она не понимает наш разговор». И действительно, минчанка и еще несколько эвакуированных детей вскоре стали здороваться, прощаться и благодарить на башкирском, что особенно сблизило их с местными детьми.
Шестилетняя Валя И. из Ленинграда, мать которой умерла от голода на ее глазах, болезненно переживала потерю. На занятиях всегда рисовала какую-то женщину черными красками и часто плакала. Когда воспитательница  спросила у Вали, почему она всегда рисует одну и ту же женщину, та ответила: «Потому что моя мама умерла, и я рисую ее черной».
У пятилетнего Вовы из Смоленска немцы расстреляли маму, родных забрали в плен. «Я один остался в лесу. Было очень страшно, меня нашли партизаны и отправили сюда».
Шестилетний Леня Карпов рассказывал, что он с мамой с маленькой сестренкой и дедушкой бежали от немцев, шло много танков, один из них выстрелил, убив маму и сестру. И таких детей было много. 
Подавляющее большинство эвакуированных ребят составляли русские. Ими руководила Зугра Арасланова, хорошо владевшая языком. В течение всей войны детдом вел регулярную переписку с солдатами и офицерами. Письма читали детям, а также газеты, где описывались подвиги наших воинов и зверства фашистов. 
Вот что писал капитан Кравченко, уезжая на фронт: «Мы спокойны за своих детей, они находятся в доме имени Худайбердина в надежных руках!» А гвардии майор Радченко благодарил воспитательницу Галимову за материнское отношение к его малышам.

(Из архивов музея Центра содействия семейному воспитанию имени Ш. Худайбердина)

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости