ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Федеральный совет
Глава Башкортостана Радий Хабиров и мэр Уфы Сергей Греков приняли участие в за...

В честь Кирилла и Мефодия
На набережной Белой прошел фестиваль «Славяне XXI века», собравший представител...

Виды на Забелье
На заседании Градостроительного совета республики под председательством глав...

Умный дом
В Уфе построят первый в России «Умный дом» с энергогенерирующим фасадом.



     №6 (235)
     Июнь 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело



Выборы 2021





РУБРИКА "ЕСТЬ МНЕНИЕ"

«Важен каждый миллиметр»


В ближайшее время в Уфе появится стела «Город трудовой доблести и славы».  
Ее разработкой занимается московский скульптор Денис Стритович – человек, для которого столица Башкортостана родной дом, где он провел первые годы своей жизни.

- Какие у вас остались воспоминания о детстве?
- Родился здесь, окончил школу, после уехал в Москву, поступил в  МГХПА. Естественно, в Уфе осталось много родственников. По материнской линии вся родня – отсюда. Мой папа был довольно известным театральным художником, ставил постановки в Русском драматическом театре.

- Вы из Нижегородки. Следите сейчас за тем, как живет микрорайон и Уфа?
- Конечно. Мне нравится, что Уфа очень активно развивается. Все, что делается в центре – очень масштабно. Это и набережная, и клубные дома… Но при всем этом сохранились и сельские постройки.  Когда велась советская плановая застройка, то это выглядело гармонично, но потом ситуация резко изменилась: люди начали строить дома «кто во что горазд» и целостный облик городов стал утрачиваться. В этой истории для меня странно только одно – такие «деревенские» места быстро обрастают дорогими коттеджами. Почему такое происходит в той же Нижегородке? Мне непонятно. Поражаюсь тому, как с одной стороны, ты можешь иметь свои шесть соток, а с другой – жить почти в центре. По идее, такая земля должна быть очень востребованной. На мой взгляд, целесообразно иметь свой проект развития.

- Вы имеете в виду частные дома и усадьбы?
- Да. Во многих крупных городах такая же ситуация. Например, в Нижнем Новгороде рядом с Кремлем тоже раньше стояли сельские домики, сейчас на их месте элитные дома. Почему так не получается с Нижегородкой – для меня загадка. Но в целом, мне даже нравится, что в центре города остались люди, которые сохранили такой уклад жизни. Думаю, что со временем это должно стать своеобразной городской жемчужиной. Определенно, такие моменты придают Уфе колорит.

- То есть, вы считаете, что наша столица с годами будет только краше?
- Я думаю, что мегаполис уже серьезно шагнул вперед. У города появляется свой лоск, что не может не радовать.

- А если изменения в городской среде зависели бы от вас, что бы вы поменяли?
- Знаете, мне кажется, что Уфа хороша в том смысле, что город идеально подходит для сочетания каких-то современных экспериментов и старины. В нем нет масштабной застройки старого города, здесь соседствуют деревянные дома и монолитные «сталинки». Мне нравится, как облагораживаются старые здания, как в них добавляется стекло. Если будут появляться какие-то разрозненные чисто дизайнерские проекты, то их можно смело внедрять, городскому облику от этого хуже точно не будет. 

- Когда вы приезжаете из Москвы в любой провинциальный город, чувствуете ли вы разницу в ритме? 
- Мне кажется, что такие вещи в принципе сравнивать некорректно. Это как выяснять кто сильнее – слон или кит. Москву я очень люблю, это - замечательный город. Но и Уфу не надо рассматривать как некий придаток, это вполне самодостаточное место. Просто каждый город развивался в своих условиях. 

- Давайте перейдем к вашему творчеству. Заметно, что определяющую роль в нем играют патриотическая и религиозная тематики. Где вы черпаете вдохновение для своих работ?
- Вообще я думаю не о том, что я делаю, а как я делаю. И это определяющий вопрос для любого художника. Каждый раз берусь за конкретную задачу, связанную с техническими решениями, пластикой.
Если говорить о теме, то творец занимается тем, что востребовано. В пределах разумного, конечно. 
Патриотизм у нас действительно часто встречается. Я имею в виду не только себя, но и мою мастерскую – в частности, Тимура Юрченко, с которым мы очень плотно работаем. Он, кстати, башкир –  правда, московский. Вот такое совпадение. Хотелось бы сказать о Российском военно-историческом обществе. В последние годы там проводился серьезный отбор художников и скульпторов, и нам поручили ряд масштабных проектов - как сельских, так и городских. Так что волей-неволей мы погружены в военную тему, которая так или иначе затрагивает каждого жителя нашей страны. 
Что касается религии, то по отцовской линии на Украине у меня в роду было много священников – один был даже митрополитом, а я со студенческих лет регулярно посещаю родину предков, в Беларуси вдохновился такой нетривиальной вещью, как иконография в объеме. Где-то получалось, где-то – нет, но в любом случае это был полезный опыт.
А вообще, разные темы важны. Все-таки изначально мы делаем реалистичную скульптуру, пытаясь применять новаторские решения. Когда ваяешь портреты, важен каждый миллиметр. Если применять «рыхлую» форму или активно лепить мазками, то странно будут смотреться ордена и медали. Ну и конечно, если речь идет о конкретном человеке, то важно отнестись к скульптуре со всем уважением и со знанием дела, чтобы сохранить историческую достоверность. 

- Недавно вы посетили республику, чтобы обсудить проект стелы «Уфа – город трудовой доблести и славы»: с мэром столицы Сергеем Грековым побывали в разных уголках города. Как впечатление?
- Мы посмотрели потенциальные места установки стелы в центре города, а также  у  ДК УМПО, парк Калинина и набережную Белой около Монумента Дружбы. Но говорить об этом более детально я пока не могу, потому что предстоят общественные слушания.  Все места мне очень понравились. Хочу сказать, что они удачно сочетаются с проектом, потому что в нашей концепции мы ушли от классических форм к более современным тенденциям. Это – лаконизм, в котором есть большое количество ровных плоскостей, где весьма фотографично отображены произошедшие исторические события. Уфимские историки предоставили нам большое количество концептуального материала. В этом году открываются стелы в первых трех городах – Челябинске, Магнитогорске и Самаре. Там, наоборот, будут использованы графические коллажи белого и черного цветов в стиле Энди Уорхолла. То есть будут использованы современные технологии. Основные мотивы же уфимской стелы - монохромная мозаика, подсветка, которая будет напоминать маяк, и историческая достоверность. Еще хочу сказать, что наш проект, пожалуй, единственный, в котором нам не пришлось переиначивать конкурсные наработки.

- Расскажите историю создания памятника Минигали Шаймуратову, открытого в Кармаскалинском районе в 2015 году.
- Однажды я приехал в Уфу по личным делам. Тогда еще была жива бабушка. Ее дом рядом со зданием министерства культуры. Я решил зайти туда и спросить: «Чем я могу быть вам полезен?» Амина Ивниевна Шафикова (министр культуры) меня хорошо приняла. Было предложено для начала слепить бюст Авксентия Юртова (создателя мордовского алфавита). Эта работа победила в конкурсе, после чего началась разработка проекта памятника Минигали Шаймуратову. Мы подали заявки в Российское военно-историческое общество. Обычно они долго рассматриваются, но здесь заинтересованность проявил тогдашний министр культуры Владимир Мединский. Были выделены деньги, началась работа. Нам активно помогала администрация Кармаскалинского района, которая предоставила множество исторических справок и свидетельств.
Памятник получил хорошие оценки. Я и сам считаю, что в плане глубины и раскрытия чувств это одна из лучших моих работ. Кстати, ее копия до сих пор находится в фойе РВИО, что говорит о высоком признании.

 - Планируете ли вы и в дальнейшем использовать в своем творчестве тему Башкортостана и популяризировать ее на общероссийском уровне?
- Все зависит от конкурсов и желания заказчиков. Надо понимать, что любой проект –  целая история, в которой к тому же участвуют большие деньги. Сейчас мы сконцентрированы на том, чтобы максимально полно отразить башкирскую тему в будущей стеле – это  кавдивизия,  леса,  природа и женский труд. А что будет дальше – загадывать сложно.

- Не могу не спросить вас о некоторых тревожных тенденциях, связанных с памятниками. Сейчас им как будто объявили войну: где-то сносят в угоду американскому движению за права темнокожих, где-то – под влиянием декоммунизации. Какие чувства вы испытываете, наблюдая подобное?
- Как профессионал могу сказать, что мне очень жаль, когда страдают по-настоящему сильные работы.
С огромной горечью воспринимаю то, что происходит с памятниками с советскими солдатами в Европе – то, что было в Чехии с памятником Коневу, что было в Литве, в Эстонии. Наши солдаты проливали кровь за свободу этих стран, а их правители сейчас ведут себя очень неблагодарно. Я расцениваю все это и как личное оскорбление. Понимаю, что изменить  ничего не могу, но считаю, что мы должны максимально жестко отвечать на такие проявления настоящего синдрома Герострата.  








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал Ufaved.info

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости