РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Рыцарь на все времена
«Наивное, детское лицо, на котором и улыбка, и слеза, и судорога страдания выходят почему-то особенно трогательными» - таким видел Дон Кихота великий русский бас Федор Шаляпин. Он воплотил на сцене образ этого славного на все времена героя более чем сто лет назад на сцене французского Казино-театра уже известным на весь мир певцом. Образ стал эталонным! И соответственно, весьма сложным для дальнейшего воплощения другими артистами, так как высока планка гения. Неудивительно, что редко кто берется за постановку этой великолепной оперы Жюля Массне и она идет только в двух-трех театрах мира, в том числе Мариинском. Нелегко тягаться с идеалом, но… заманчиво. Премьера «Дон Кихота» Башкирского театра оперы и балета еще раз доказала – смелость города берет! Есть в этом факте некое провидение свыше. Ведь именно в Уфе Шаляпин сделал свои первые профессиональные шаги на сцене и, возможно, с небесных вершин благословил удачу нашего театра.
Премьера ошеломила своими красками, музыкальностью, подачей, бережным отношением к классическим традициям. История Рыцаря печального образа воплощена художественным руководителем, режиссером и исполнителем главной роли народным артистом Башкортостана Аскаром Абдразаковым, дирижером, народным артистом республики Артемом Макаровым, художником -постановщиком Иваном Складчиковым. Спектакль подготовлен тремя актерскими составами, главные роли исполнили: Дон Кихот – Аскар Абдразаков, Артур Хисамов, Айгиз Гизатуллин, Дульсинея - Любовь Буторина, Регина Звегинцева, Назгуль Ибрагимова, Санчо Панса – Владимир Копытов. Мы увидели по-настоящему большое искусство, где все сделано на «ять» - и гениальная музыка Массне в исполнении нашего симфонического оркестра, и прекрасные голоса солистов и хора, великолепное художественное оформление. …Взмах дирижерской палочки, роскошный занавес поднят, и мы погружаемся в иллюзорный мир, созданный гением Сервантеса и музыкой Массне. Сцена - большой испанский готический зал, по ходу спектакля городская площадь, пустынная темная дорога, альков красавицы Дульсинеи или хозяйственный двор с устрашающей мельницей, с которой будет сражаться наш герой. Итак, Испания того времени – блеск и вальяжность знати и бесконечная борьба простолюдинов за кусок хлеба. И вся эта пестрая атмосфера передается художественными решениями спектакля удачно и понятно. Мы почти ощущаем жаркое небо Ла-Манчи, наблюдаем за маленькими сюжетами городской жизни, где на улицах можно встретить и гардемаринов, с плащом на одном плече, и кардинала, неспешно гуляющего по площади возле фонтана… Дуэньи, инфанты, монахини, цветочницы, крестьяне. И вот он - любитель романов, благородный, но обедневший и немного странный идальго на верном коне Росинанте и его лукавый, но верный своему хозяину Санчо Панса. Дон Кихота встречают криками, в которых чувствуется легкая ирония: «Приветствуем, Высокий рыцарь!» Его уже посвятили в это звание, и новость о забавном (времена рыцарства давно прошли) событии облетела провинцию. Но он не видит, не слышит этого, его томит желание немедленно отправиться в путь, навстречу подвигам во имя прекрасной дамы Дульсинеи. Спектакль стал режиссерским дебютом известного оперного баса, художественного руководителя театра Аскара Абдразакова. - Давно хотел осуществить постановку этой оперы, - говорит Аскар Амирович. - Опера Массне в России, да и в мире, ставится очень редко, хотя это – настоящий шедевр и кладезь удивительных мелодий. Захватывающий сюжет, приключения, динамика, много комических эпизодов – все вовлекает в атмосферу, где правят любовь и рыцарские поступки. Для меня «Дон Кихот» – особая история, которой я хотел поделиться со зрителем. Кроме того, в жизни каждого человека наступает этап, когда он осознает, что накопил серьезный опыт, который должен передать дальше. Для меня он и исполнительский (не один год пою партию на сцене Мариинки) и жизненный. На мой взгляд, современному обществу не хватает опоры на вечные ценности, романтических порывов. И эта постановка для меня и для всей постановочной группы – возможность показать красоту человеческой души, - поделился он. Знатоки-театралы подчеркивают: Дон Кихот, созданный Аскаром Абдразаковым - прямое попадание. Он, безусловно, вдохновлен шаляпинским образом, но имеет свои краски и свое прочтение и поэтому магнетически притягателен. Не случайно считается в современном театральном мире одним из лучших. И что важно, у нас теперь три исполнителя этой роли. Для Артема Хисамова она еще и первая главная. И вот его мнение о своей работе. - В моем сознании и восприятии героя произошло много изменений, - говорит он. - Когда читаешь роман, понимаешь, что это - сатира. Но опера делает образ другим, более глубоким. Он понимает, ради чего ведет свою священную войну. По существу честный, искренний борец за идеал. Персонаж героический. Притягателен и образ Дульсинеи. Она несколько иная, чем в книге Сервантеса. Свободная женщина полусвета, забота которой – лишь внушать к себе любовь. Проникается симпатией к влюбленному в нее рыцарю, и ей самой немного жалко разочаровывать его. Он настоящий, а она… Роскошь ее одеяний кажется мишурой рядом с искренним благородным романтиком, на котором лишь старые латы и шлем - треснутое блюдо. - Очень серьезно отнеслась к роли, - говорит молодая актриса Назгуль Ибрагимова. - Это была большая работа с дирижером, вокальным педагогом, коучем по французскому языку и самостоятельные занятия. Моя героиня сверкает нарядами, но скучно ей среди поклонников , она видит в Дон Кихоте то, чего нет в других – истинное чувство, что не может не трогать ее. Погружение зрителей в колоритную атмосферу Испании XVI века произошло, конечно, в первую очередь благодаря музыке. - Оркестр для Массне - особая тема. Он очень интересно тембрально составлен. Насыщенный, тройной, не рождает чувства громоздкости, даже наоборот – все по-французски легко. - Тонкая оркестровка требует прекрасного баланса, к которому мы всеми силами стремимся. Кроме того, очаровывает испанский колорит, который французу удался не меньше, чем Бизе в «Кармен». Находиться в звуковой палитре этой партитуры – истинное удовольствие для всех музыкантов, - говорит дирижер-постановщик, народный артист Башкортостана Артем Макаров. Магнетизм спектакля - и в его красках, в его необычной атмосфере, которую создал художник-постановщик Иван Складчиков. Персонажи, будто сошедшие с картин Возрождения, словом, эпоха, отраженная в костюмах, одеяниях дам, в беретах, в плащах, воротниках раф и еще тысячах точных деталей того времени. Чего стоит огромное зеркало, которое, как омут, затягивает тебя в свою глубь. Здесь каждый элемент - как нота в партитуре, у всего свое значение, незримая роль. И роскошь, которая царит на сцене, сверкание диадем и камней на платьях, блеск шелка и атласа, тяжесть бархата и легкость шелка - лишь подчеркивает, что все это пустое, по сравнению с той Вселенной, которая живет в голове Дон Кихота и отражается в его глазах распятого Христа. Все это уходит на второй план, когда на сцене он – Высокий рыцарь, мы верим ему, сочувствуем, несмотря на его безумие, и даже готовы повторить за Дульсинеей – это безумие возвышенное, не доступное обывателю. И когда Дон Кихот умирает, нам кажется, что мы теряем что-то важное. И только великая музыка дарит надежду…
Лилия ЗИМИНА. |