РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"Лёгкое дыхание грусти
Если можно с чем-то сравнить акварели Эдуарда Ханнанова, посвященные Уфе, то я бы сравнила их с первой любовью. Когда все окутано атмосферой таинственности, нежной теплоты и необъяснимой легкой ностальгии по тому, что еще впереди. Пока картины члена Профессионального союза художников России можно увидеть только в интернете.
- Вы словно появились ниоткуда, но у вас уже немало поклонников. Расскажите немного о себе. - Я черниковский парень, на свет появился в 3-м роддоме, учился в школе №52, жил в районе Кали- нинского универмага. Люблю свою Черниковку с ее домами в стиле сталинского ампира, здесь еще мож- но окунуться в детство, почувствовать дух прежней эпохи. Это очень важно не только для художника, но и для любого ее жителя. Всегда любил рисовать. Тог- да такого развлечения, как интернет, не было. Мы собирались в определенный час у телевизора, чтобы посмотреть 5-минутный мультфильм. Но когда он за- канчивался, очень хотелось, чтобы герои оставались с тобой… И ты брал в руки карандаш или лепил фи- гурки из пластилина. Так что путь мой был предопре- делен: в художественную школу, а затем - в училище искусств. Откуда выпустился художником-оформи- телем. До сих пор вспоминаю это время с удовольствием. После армии в 1990-м заочно поступил на худграф пединститута и пошел работать на электроламповый завод. В группе эстетики в отделе товаров народного потребления мы создавали, как это теперь принято говорить, эксклюзивные елочные игрушки. Ну и оформительствовали. В 1995 году получил диплом БГПИ и ушел на вольные хлеба. Как раз кооперативы начали расти как грибы после дождя. В 97-м меня пригласили в рекламную фирму, в которой занимались наружной рекламой и полиграфией, здесь освоил графический дизайн. Более 20 лет жизни отдано этой деятельности. На рекламе, можно сказать, собаку съел. Параллельно для души рисовал, конечно. Когда фирма развалилась, появилась возможность вернуться к любимому делу. Сначала писал маслом, а потом началась акварельная эпопея. Меня заметили, предложили создать работы для календаря с видами Санкт-Петербурга. Тогда-то, два года назад, решил развивать уфимскую тему. Город наш многие рисуют, но так целенаправленно, как это делаю я, честно говоря, не встречал.
- Вы пишете с натуры? - Многих домов на моих картинах уже нет. Их снесли. Да и сегодня мне нет смысла идти в центр города с этюдником. Достаточно фотографии. Профессионалу понятно, как падает свет в то или иное время суток, как ложатся тени. Во время учебы исходил каждый метр Октябрьской Революции и соседних с ней улиц. Вот говорят, что старая Уфа была больше деревянной, а этот материал, как известно, недолговечен. Поэтому зачем сохранять - не рентабельно. А Кижи стоят и еще простоят. Да и в Европе есть достойные примеры. Как-то приехал в центр и почему-то не сразу заметил свой любимый дом с башенками. Аж холодок по спине пробежал. Тут из дома мужичок выходит: «Ходят, ходят, а чем здесь любоваться?». Он в этой старине уже много лет без удобств живет и мечтает о современной квартире. И его понять можно. Но те, кому законом положено сохранять это богатство, так думать не должны. А мой вклад скромный - запечатлеть, что меня волнует.
- Вы выкладываете фотографии своих картин в соцсетях. Не было мысли сделать выставку? - В соцсетях не только вред, но и польза есть. Что- бы выставиться, надо пройти отбор. Желающих по- пасть в ту же Уфимскую художественную галерею предостаточно, предпочтение, как правило, отдается маститым авторам. Посмотрел на эту канитель и ре- шил времени не тратить. Да и если подумать, кто у нас по выставкам ходит? Как правило, одни и те же люди. А в том же Фейсбуке - посетителей поболее. Удивительно, как расширился круг общения - сколько людей мне пишут: и уфимцев, и из других городов, и даже из далекой Америки. Те, кто давно уехал, а скучает: а это мой дом, говорят. По 200-500 просмотров одной картины, многие хотят приобрести. Сколько бы меня увидели на выставке? Справедливости ради скажу: конечно, мысли есть сделать живую выставку. Мне поступали предложения сделать экспозицию в Музее истории Уфы и в Национальном. Но пока это только в планах. Жду. Акварели у меня небольшие, 30-40 см, показать их правильно задача не из легких. Нужны определенные залы.
- И все-таки оригинал лучше копии… - Конечно, он передает энергетику, настроение, с которым ложится каждый мазок. Первоначальное впечатление невозможно повторить. Но люди про- сят. Техника акварели сложная, как поведет себя во- да, порой непредсказуемо: чуть другие штрихи, чуть бледнее цвета… Сюжет тот же самый, но впечатле- ние может быть и иным. Маслом легче копировать точь-в-точь.
- У публики вы уже снискали славу, а коллеги как оценивают ваше творчество? - Я уже зрелый человек, меня оценивали 13 лет уче- бы, да и вообще давать кому-то оценку - дело не бла- годарное. Сам следую принципу: нравится - не нра- вится. Прошли мимо, не остановились - значит, не зацепило. Но от этого картина не стала лучше или хуже. Друзья-художники поддерживают мою тему. Иногда советуют, что добавить или убрать. Зрители тоже советуют, критикуют. Разное пишут. Но самое главное - их интересует мое творчество. Их волнует история нашей Уфы. Момент зависти к коллегам, наверное, существует. Смотришь какую-нибудь замечательную работу и думаешь: почему я так не смог.
- Люди присылают вам фотографии со всей стра- ны, просят написать дом, в котором они росли. - Не только. Например, выкладывают фрагмент здания, а его уже нет, а человека тянет на родину. Для тех, кто родился в деревне, это - дерево за окном, лесная опушка, речка. Потом они уезжают в боль- шие города, а сердце остается там. Наша душа рас- творилась здесь, в этих домах, с которыми связаны воспоминания. Вот такой случай из студенческой поры. За старым зданием картонажного цеха возле училища искусств пряталась будочка, куда ходили по надобности. Один старшекурсник так талантливо изобразил ее в обрамлении зелени, что на картину сбегались посмотреть студенты со всего училища. Потом, кажется, она попала в методфонд. Это я к чему? Если вложена душа, не важен объект, который изобразил. Мне интересны детали: вот неприметный дом, уже покосился, но здесь же жили, уходили и снова рождались. Он долговечнее людей, но их дух по-прежнему витает здесь. Мне важно его почувствовать.
Светлана ЯНОВА |